на главную страницу

16 Мая 2001 года

Ситуация

Среда

"Да умирится же с тобой и побежденная стихия"

Аркадий ПИНЧУК, "Красная звезда".



Недавно ученые Российского гидрометеорологического университета вновь подтвердили свои выводы десятилетней давности, что в ближайшие пять-семь лет ожидается рекордное по подъему воды и катастрофическое по последствиям наводнение в Петербурге. Цикличность минувших трех столетий, когда разгневанная Балтика обрушивала свои бурные воды на берега Невы, дает все основания полагать, что метеорологи тревожатся не напрасно.

В 1703 году наводнение вздыбило Неву на два с половиной метра выше ординара. В 1824 году вода достигла рекордной отметки - 4 метра 10 см. Ровно через сто лет - 3 м 69 см. Результатами этих набегов взбунтовавшейся Невы были многочисленные жертвы и неисчислимые материальные потери. Например, убытки от наводнения 1955 года - 2 м 82 см - составили 240 миллионов рублей. Примерно в такую же сумму оценивается и ущерб, нанесенный Петербургу водной стихией в ноябре 1999 года. Затопления происходят в нашем городе почти ежегодно, а то и по нескольку раз в году, и в среднем с водой за год "утекает" до ста миллионов рублей - в ценах 80-х годов.
Я до сих пор храню записи и схему с пресс-конференции в Ленинградском обкоме КПСС, на которую тогдашний первый секретарь Григорий Васильевич Романов пригласил корреспондентов центральных газет и рассказал о проекте строительства защитных сооружений Ленинграда от наводнений, который планировалось реализовать ровно через 12 лет - в августе 1991 года.
В конце семидесятых о защитной дамбе писалось много и подробно. Необходимость этих сооружений была очевидна, рассказывалось о них с гордостью и размахом. Однако сегодня уже есть необходимость хотя бы коротко напомнить особенности проекта дамбы.
Эта насыпная с отверстиями для пропуска воды и судов плотина длиной 24,4 километра, протянувшаяся от станции Горская через Кронштадт до станции Бронка у Ломоносова, должна была охранять город от наводнений высотой в пять с лишним метров. Если бы все у нас продолжалось, как было, то вокруг Петербурга уже действовала бы значительная часть объездной дороги и мощные потоки транспорта шли бы через ту часть Финского залива, где проектировалась трасса, образованная комплексом защитных сооружений. Океанские суда проходили бы в морской порт через специальные судопропускные участки, которые при опасности подъема воды перекрывались бы многотонными стальными затворами.
В середине восьмидесятых я проехал по всем объектам этой грандиозной стройки. От масштабов сделанного захватывало дух. Не надо было слыть особым специалистом, чтобы увидеть, на каком высоком научном и техническом уровне просчитывался каждый очередной шаг строителей, с каким тщанием проводились все экспертизы, сколь ответственно принимались решения. В специальном павильоне на Гражданском проспекте была создана масштабная модель Невской губы и участка Невы в пределах городской черты. На ней можно было воочию наблюдать, как происходят наводнения, изучать эти процессы и регулировать их с помощью механизмов дамбы. На берегу залива на станции Горская вырос огромный строительный комплекс: заводы бетона, металлоарматурных конструкций, железобетонных изделий, ремонтные предприятия, автоколонны, общежития, объекты инфраструктуры и многое другое...
И вдруг на дамбу обрушилась стихия, на удары которой не были рассчитаны даже защитные сооружения. Нет, это было не катастрофическое наводнение - это было затмение разума, массовый психоз, спровоцированный популистами первой "перестроечной" волны.
Специалисты делали отчаянные попытки остановить эту мутную волну. Создавались авторитетные комиссии, приглашались эксперты из-за рубежа.
Вот дословный вывод международной комиссии, работавшей в 1990 году в Ленинграде под эгидой ООН: "...защита Ленинграда от наводнений необходима. Пока дамба не завершена, имеется значительный риск большого повреждения конструкции во время штормов. Стоимость ремонтных работ может составить десятки миллионов рублей... В течение десяти лет строительства дамбы ее влияние на качество воды было незначительным..."
Однако в том же году было все же решено прекратить работы за год до их окончания. Недостроенная дамба начала на глазах разрушаться от штормов и очередных наводнений. Техника, стройматериалы, склады с запчастями и металлом, служебные помещения - все пошло с молотка и за бесценок...
Понимание, что Петербургу нужна защита от наводнений, все же проникло во все слои общества. Но, к сожалению, денежные ручейки текут сейчас на стройку настолько слабенько, что средств не хватает даже на поддержание в нормальном состоянии уже построенного. А жизнь, словно в насмешку, с каждым годом открывает все новые захватывающие перспективы, которые можно реализовать при наличии действующих защитных сооружений.
Так, оказывается, прилегающие к Кронштадту участки дамбы являются просто идеальным местом для строительства портовых сооружений, возведения транспортных комплексов. Они становятся одним из условий, необходимых для создания в Кронштадте свободной экономической зоны.
Недавно в Петербурге побывали гидростроители из Нидерландов - страны, где люди тоже настрадались от наводнений и где проблему решили раз и навсегда: построили защитные сооружения и обеспечили их уникальной гидроинформационной системой. Лучше других понимая, какая угроза висит над Петербургом, голландцы предложили городу безвозмездную помощь в создании системы предупреждений от наводнений. Если сегодня наши гидрометеорологи могут предупредить о наводнении лишь за 5 - 6 часов, то новая система позволяет прогнозировать удары стихии за 25 - 36. Такой временной зазор дает возможность своевременно осуществить необходимые эвакуационные мероприятия.
Так что незаслуженно пострадавший авторитет дамбы постепенно восстанавливается. И есть надежда, что к 300-летию Петербурга защитные сооружения получат не только моральную поддержку государства, но и финансовую. А когда на дамбе перережут красную ленточку готовности, можно будет торжественно прочесть известные пушкинские строки: "Да умирится же с тобой и побежденная стихия".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker