на главную страницу

16 Мая 2001 года

Ситуация

Среда

Смерть в рассрочку

Ирина ЖИРНОВА,"Красная звезда".



Сколько у нас в стране наркоманов, доподлинно не знает никто. Зато точно известно, что год от года количество их неуклонно растет. По оценкам специалистов, счет давно уже идет на миллионы, подавляющее большинство которых составляют молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Кто должен бороться за судьбы этих ребят? Казалось бы, ответ очевиден: проблемы подобного масштаба и значимости по определению являются приоритетными для государства.

С одной стороны, федеральная программа написана, но, как и в прежние времена, лишь частично (на 36 процентов) обеспечена финансированием. С другой стороны, общество наркоманию общенациональной проблемой не считает, уповая на правоохранительные органы: пусть-де милиция наркоманов ловит и медикам на лечение передает. А еще лучше будет, если всех их в армию отправить, где "отцы-командиры" быстро уму-разуму научат. Это, кстати сказать, не только позиция обывателя, но и некоторых в основном частных наркологов, которые, свято веря, что творят благое дело, утаивают сведения (вопреки закону!) о своих подопечных от призывных комиссий.
И вот на фоне этой безрадостной картины молнией промелькнувшее сообщение информационных агентств: выход найден без применения столь непопулярных репрессивных мер. Речь идет о предложении легализовать синтетический наркотик метадон, с которым выступил на заседании Свердловской областной думы заместитель главного врача центра санэпиднадзора области Виктор Романенко.
В своем эмоциональном выступлении врач убеждал законодателей, что зарубежный опыт, в частности Франции, доказывает эффективность подобного подхода. Суть программы состоит в переводе употребляющего героин наркомана на метадон, который будет бесплатно выдаваться в аптеках. При этом дозы наркотика постепенно будут снижаться, а в итоге человек сможет полностью избавиться от пагубной привычки. И хоть речь идет о своеобразной замене шила на мыло за счет бюджетных денег, Романенко считает, что в критической ситуации, в которой пребывает страна, из двух зол необходимо выбрать меньшее.
Для прояснения ситуации мы решили обратиться к специалистам.
Для главного нарколога Минздрава России В. Егорова вопрос об отношении к метадоновым программам - из числа обязательных практически на каждой пресс-конференции.
- Когда говорят о метадоновых программах, - поясняет он, - то речь идет о так называемой заместительной терапии больных наркоманией. При проведении этой терапии в большинстве стран придерживаются определенных принципов. В первую очередь надо иметь в виду, что это крайняя мера, применяемая, когда использованы все возможности избавления больного от наркозависимости. При этом доза подбирается индивидуально с таким расчетом, чтобы она, с одной стороны, предотвращала развитие абстинентного синдрома ("ломки"), с другой - не вызывала эйфории ("кайфа"). Для ее получения наркоман должен ежедневно являться на пункт выдачи и принимать наркотик в присутствии врача. Работник пункта имеет право в любой день взять у него пробу мочи. В случае лабораторного обнаружения "посторонних" наркотиков больной снимается с заместительной терапии.
Не испытывая от принимаемых наркотических лечебных средств привычной и притягательной для них эйфории, большая часть больных со временем отказывается от такой помощи. Кто-то нарушает режим, вновь возвращаясь к нелегальному употреблению наркотиков. К тому же заместительная терапия ориентирована только на опийную группу наркотиков (героин, морфий, кустарно изготовленные препараты из мака), следовательно, охватывается незначительная часть больных.
Надо иметь в виду, что та часть больных, которая удерживается на заместительной терапии, по существу привязана к наркотикам на многие годы. Попытки постепенным снижением дозы добиться полного прекращения потребления наркотиков практически не удаются. Кроме того, все подобные "лекарства", хотя они и сертифицированы, обладают побочными действиями.
Что же касается намерения решить вопрос о метадоновых программах на уровне органов законодательной власти Свердловской области и Татарстана, то на сегодняшний день это вряд ли возможно, поскольку является прямым нарушением федеральных законов "О наркотических средствах и психотропных веществах" и "О лекарственных средствах".
Правда, в настоящее время Минздрав России, учитывая разрастающуюся эпидемию ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов среди потребителей наркотиков, полагает необходимым отменить запрет на использование программ заместительной терапии. Речь не идет о том, что они сразу же начнут широко использоваться. Но тогда Минздрав получит возможность провести полигонные испытания, определить наиболее предпочтительные виды наркотических лекарственных средств, отработать методики их применения, формы контроля и т.д.
Если медики допускают возможность использования заместительной терапии в том или ином виде, то позиция представителей правоохранительных органов гораздо жестче. Вот что рассказал заместитель начальника управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России генерал-майор милиции Виктор Шушаков:
- Наши СМИ напрасно затеяли громкую кампанию по широкому освещению проблемы наркомании в прессе и на телевидении. Представляете, что, к примеру, каждый тысячный поймет нас неправильно и заинтересуется: а чем так уж привлекательны наркотики, что о них столько говорят, не попробовать ли?
Параллельно идет широкомасштабная пропаганда самих наркотиков. В некоторых молодежных изданиях наиболее радикальные политики прямо советуют попробовать их хотя бы раз в жизни, звезды эстрады рассказывают о своем "боевом" прошлом, в котором наркотики играли не последнюю роль. Это позднее выясняется, что наркотик стоит денег, и немалых. А нам предлагают вывести наркоманов из зоны уголовной ответственности и относиться к ним только как к больным.
Между тем речь идет о карманных и квартирных ворах, уличных грабителях, убийцах, которые идут на тяжкие преступления ради получения средств для наркотиков. Лечить-то можно только тех, кто действительно стремится к излечению, а таких единицы. Большинство ни о каком лечении не думают. Уверен, что в такой ситуации общество просто обязано защищать себя и от растущей преступности, и от стремительно распространяющихся инфекций, питательной средой которых и служит наркомания (вензаболевания, СПИД, гепатит).
Что касается метадоновых программ, то, по моему глубокому убеждению, помочь в решении проблемы наркомании они не смогут. Более того, они вредны, опасны и очень дороги. Причем дороги не только для государства. Сейчас домашние, как правило, терпят до последнего, обреченно наблюдая, как наркоман выносит все из дома. Им кажется, что участие в метадоновой программе - единственный выход. На деле же получается только небольшая передышка. Метадон - такой же наркотик, к которому происходит достаточно быстрое привыкание, он такой же разрушитель организма человека. Получается, что руками врачей человек еще быстрее загоняется в могилу.
Есть и другой аспект этой проблемы. У нас в стране метадон не производится, а вот на Западе такие предприятия имеются. В связи со свертыванием метадоновых программ в Европе они, естественно, ищут новые рынки сбыта. Россия, безусловно, является одним из наиболее привлекательных. Так что нельзя сбрасывать со счетов и попытки лоббирования интересов западных производителей.
Пока профессионалы и законодатели решают, будут ли вводиться в России метадоновые программы, население Свердловской области недвусмысленно высказывается против, готовя акции протеста под лозунгом "Государство становится главным наркодилером". Опросы общественного мнения показывают, что уральцам гораздо больше пришлись по душе предложения губернатора Э. Росселя весьма радикального толка: крушить дома наркоторговцев, а их самих приговаривать к высшей мере наказания. Это тем более справедливо, что при успешном введении метадоновых программ не только учиться, служить в армии, но и работать в стране очень скоро будет просто некому.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker