|
|
Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант запаса Алексей МАКАРЫЧЕВ. Генерал-майор запаса Юрий КОСТЮЧЕНКО. Полковник запаса Герман ПИТАЛЕВ.
|
Космодром Байконур, расположенный на территории Казахстана, известен всему миру. Всегда было принято говорить, что его строила вся страна. И это не была просто красивая фраза: над созданием этого гигантского комплекса трудились сотни промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро и строительных организаций. Но была среди них одна особая, военно-строительная, на которую были возложены функции генерального подрядчика строительства - 130-е управление инженерных работ. В эти дни оно отмечает свое 50-летие.
А началось все с мая 1951 года, когда управление было создано директивой Генерального штаба. Его начальником был назначен полковник Георгий Михайлович Шубников, опытный сапер, прошедший суровую школу Великой Отечественной войны. Благодаря его умению подбирать и воспитывать кадры удалось создать великолепный коллектив офицеров, инженерно-технических работников, солдат, способный выполнить казавшуюся фантастической задачу.
Постановление правительства о строительстве космодрома вышло 12 февраля 1955 года. Ему предшествовала огромная работа по рассмотрению вариантов и выбора расположения будущих стартов для мощной межконтинентальной баллистической ракеты, разработкой которой занималось конструкторское бюро С. Королева.
В район будущих стартов заранее направили первый десант строителей. Взвод под командованием старшего лейтенанта
И. Денежкина прибыл на железнодорожную станцию Тюра-Там 12 января 1955 года. Там уже работали изыскатели и геологи. Руководство главного управления, и в первую очередь его главный инженер Герой Советского Союза полковник М. Григоренко, с первых дней взяло стройку под контроль и организовало поставку в ее адрес грузов, техники и личного состава.
Непрерывным потоком поступали грузы, шло интенсивное сосредоточение крупных подразделений строителей, связистов, сантехников, автомобилистов, механизаторов, возглавляемых полковником
М. Пернятиным, подполковниками М. Халабуденко, Г. Дуровым, Е. Хавичем, П. Василенко, Н. Булгаковым, С.Львовым,
М. Медиевским. Развернулась работа промышленных предприятий под руководством подполковника С. Шмотченко, ремонтно-механического завода, который возглавлял Герой Советского Союза майор
А. Махров. В неимоверно трудных климатических и эпидемиологических услових, в пустыне разворачивалась стройка. Размещались в основном в палатках и землянках. Несколько позднее стали поступать сборные конструкции казарм, штабов и общежитий. Трудности были с водой, питанием, помывкой личного состава. А вагоны прибывали каждый день, во все большем количестве, и скоро их число перевалило за тысячу в сутки. Все, вплоть до последнего гвоздя, везли из центральных районов Союза. Нужно было в срочном порядке расширить фронт разгрузки, а для этого уложить десятки километров станционных путей.
В начале июня на объект прибыл полковник Алексей Алексеевич Ниточкин, главный инженер проекта, который выдал документацию на фундаменты монтажно-испытательного корпуса, на ряд общежитий для заводчан и технологов, а также на планировку застройки временного городка строителей.
1 сентября строители получили разбивочный чертеж котлована стартового сооружения на 1,3 млн. кубометров и уже
5 сентября приступили к его разработке. Через несколько месяцев включились в работу первые субподрядные организации Минмонтажспецстроя, которые плечом к плечу работали с военными строителями до завершения стройки, это были монтажники "Стальконструкции", выполнявшие комплекс работ по каркасу монтажно-испытательного корпуса под руководством А. Чубукова. Параллельно со строительством старта возводились другие сооружения комплекса: командный пункт, хранилища топлива и окислителя, резервуары системы пожаротушения... Акт госкомиссии был подписан 15 мая 1957 года. С этого времени и начались летно-конструкторские испытания. Комплекс стартовых сооружений был завершен благодаря героическим усилиям строителей 130-го УИР в установленные правительством сроки. Одновременно со строительством космических объектов в излучине Сыр-Дарьи был построен современный город-красавец Ленинск.
В последующие годы многотысячный коллектив управления выполнял задачи и по боевой тематике, создавая стартовые площадки для отработки различных систем ракетного вооружения, а параллельно и технологию их массового строительства на территории всей страны. Второй этап развития космической тематики проходил с 1965 по 1971 год под руководством генерал-майора И. Гуровича.
В 70-е годы, когда встала проблема модернизации боевых ракетных комплексов, коллектив 130-го УИР, возглавляемый полковником Василием Ореховым, в короткие сроки с успехом освоил новые технологии, используя рекомендации строительной науки и практики, после чего они были использованы в масштабах всей страны. Для повышения защищенности шахтных пусковых установок широко использовался бетон высокой прочности. Кроме того, был построен стартовый комплекс для космической системы "Протон", с помощью которой стал возможным вывод на орбиты тяжелых спутников. Большой интерес к космодрому в тот период был связан с международным космическим полетом по программе "Союз" - "Аполлон". В 1976 году за выдающиеся заслуги в создании космической гавани и освоении различных ракетных систем коллектив 130-го УИР был награжден орденом Октябрьской Революции.
По решению правительства в 1978 году начались работы по новой космической системе "Энергия-Буран". Начальником строительства был назначен полковник Г. Питалев, один из авторов этих строк. За два года предстояло восстановить и реконструировать производственные мощности на космодроме, построить 25 городков для военных строителей. В целом программу строительно-монтажных работ требовалось увеличить с 50 до 200 млн. рублей в год.
По стартовой группе сооружений, готовность первой очереди которой предусматривалась к III кварталу 1982 года, было решено использовать часть сооружений, возведенных для "лунной программы" и поврежденных при взрыве ракеты Н-1. Предстояла реконструкция 40 сооружений, демонтаж 242 систем и строительство 47 новых. Программа по этой площадке включала два старта стоимостью 124 млн. рублей со всеми сооружениями и системами подготовки ракетной системы "Энергия-Буран" к старту.
Монтажно-испытательный корпус, подлежащий коренной реконструкции, представлял собой сооружение площадью 300 на 300 метров и высотой 60 метров. Вторая очередь строительства сооружений технической позиции включала целый комплекс специальных объектов для космического летательного аппарата, различных стендов и лабораторных зданий, общая стоимость которых превышала 310 млн. рублей.
Для строительства взлетно-посадочной полосы требовался участок 1.240 га, в том числе для летного поля - 400 га. Общий объем земляных работ составил свыше 1 млн. кубических метров. Кроме того, требовалось построить 55 км автодорог, 165 км железных дорог, проложить 64 км водовода первой очереди, построить 70 км линий электропередачи, выполнить 25 км канализационных коллекторов и построить несколько станций перекачки. В дальнейшем объемы работ по этим коммуникациям были значительно увеличены.
Особое значение придавалось созданию комплекса сооружений для отработки ускорителей системы "Энергия-Буран". Первая очередь его оценивалась в 55 млн. рублей, а готовность предусматривалась к концу 1980 года. Строились два старта с башнями обслуживания для экологически чистой ракеты типа "Зенит" конструкции В.Уткина, бункер управления, энергоблок, хранилища компонентов топлива и окислителя, ресиверная, сооружения с оборудованием термостатирования, нейтрализации, систем ограждения и защиты.
В городе Ленинске возводился новый микрорайон на 3.000 квартир для размещения семей офицеров, прапорщиков и служащих армии и монтажных организаций, строились общежития, школы, детские сады, магазины и другие объекты быта. В тот период были введены в эксплуатацию дом связи, типография, вычислительный центр.
К середине 1980 года стройка набрала необходимый темп. Было создано 130-е Строительное территориальное управление в составе Главного управления специального строительства, которое возглавил полковник А. Федоров, Герой Социалистического Труда, впоследствии генерал-майор. В 1982 году практически все сооружения были сданы под монтаж систем инженерного обеспечения. В 1986 году был произведен прожиг двигателей системы на стенде-старте, а 15 мая 1987 года с него же - запуск "Энергии" для вывода на орбиту тяжелого спутника.
На завершающем этапе строительства на Байконуре было создано Главное управление, которое в 1986 году возглавил один из авторов этой статьи - полковник А. Макарычев, впоследствии Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант. В 1989 году состоялся штатный запуск системы "Энергия" с орбитальным кораблем "Молния", который произвел посадку после испытательного полета в автоматическом режиме.
Таким образом, благодаря колоссальному труду миллионов людей, в том числе сотен тысяч военных строителей, которые служили на космодроме, была создана совершенно уникальная ракетно-космическая система, которая могла быть использована не только для вывода тяжелых космических спутников и многоразовых космических кораблей на околоземную орбиту, но и была способна доставлять космонавтов и необходимое оборудование на планеты Солнечной системы.
В начале 90-х годов работы на Байконуре стали сворачиваться. Часто менялись начальники управления строительства - генерал-майор С. Чухров, полковник В. Дробышевский. С 1992 года его возглавляет полковник Е. Полторацкий.
Нынешние объемы работ и задачи, которые решают военные строители, не сопоставимы с прежними. Но военные строители наших дней по праву считают себя наследниками трудовой славы всех поколений строителей Байконура и считают за честь продолжать их дела.
|