на главную страницу

23 Мая 2001 года

Армия сегодня

Среда

Больше пота в учебе - меньше крови в бою

Под таким девизом вступают наши десантники в летний период обучения

Константин РАЩЕПКИН, "Красная звезда". Фото Валентина БУЙСКОГО.



Воздушно-десантные войска у нас по праву считают элитными: как ни один другой род войск, они даже при общем снижении качества боевой подготовки армии за последние годы сумели сохранить достаточно высокий уровень боевой готовности. Это убедительно показали и события на Северном Кавказе. В чем же тут секрет?

Прежде всего, думается, в самом отношении десантников к боевой подготовке, к ее организации. В частности, показательным в этом смысле представляется опыт 106-й воздушно-десантной дивизии под командованием гвардии генерал-майора Евгения Савилова, где недавно одно за другим прошли два учения: первое - с десантированием и боевой стрельбой, второе - командно-штабное.
Замысел
Замыслом полкового тактического учения предусматривалась высадка оперативного десанта в составе 106-й ВДД и в качестве первого вылета - применение одного парашютно-десантного полка. Десантировавшись в тыл "противника", полк должен был уничтожить пункт управления и удержанием выгодного рубежа обеспечить высадку главных сил дивизии для выполнения последующей задачи.
Полковое тактическое учение с десантированием и боевой стрельбой справедливо называют кульминацией боевой учебы в тактическом звене, поскольку дивизионных учений у нас, как известно, не проводится уже давным-давно. В данном же случае полк, действуя в обстановке, приближенной к боевой, проходит все этапы классического боевого применения: выход в заданный район, подготовка людей и техники к десантированию, выброска в тыл противника, поиск на площадке приземления своей техники с помощью приемников, построение боевого порядка, бой в наступлении и обороне.
Как рассказал начальник штаба 106-й дивизии полковник Владимир Крымский, начиная с 1998 года, когда в должность командующего ВДВ вступил генерал-полковник Георгий Иванович Шпак, ежегодно проводятся два таких учения. Не имея возможности ежегодно проводить их с каждым полком ВДВ, командующий ввел в практику так называемые показные учения, совмещая их со сборами командиров и начальников штабов дивизий, командиров полков. Наблюдая за ходом учений, работой командира и штаба "воюющего" полка, слушая радиопереговоры во всех звеньях управления, они таким образом проходят весь алгоритм управления войсками в бою. Именно в этом, а не в количестве почетных гостей, присутствие которых на подобных мероприятиях в последние годы становится все более модным, и заключается смысл показной составляющей полковых тактических учений с десантированием и боевой стрельбой.
Ротные и батальонные учения, требующие меньших затрат, проходят в войсках чаще, поэтому в ВДВ, как и в мотострелковых и других подразделениях Сухопутных войск, командиры этого звена имеют постоянную практику боевой работы.
Выбор
С каким полком проводить учение в конце марта? Эту задачу предстояло решать командиру дивизии. Выбор был сделан в пользу парашютно-десантного полка полковника Сергея Безрукова. Большая часть личного состава этой части двумя неделями раньше вернулась из Чечни, где составляла основу полковой тактической группы 106-й вдд. Но дело было не в том, что получившие боевой опыт десантники лучше всех могли представить дивизию на показных учениях, а как раз в обратном: именно этот полк в плане управления считался наиболее слабым в соединении. В нем произошла почти полная смена командования: сменились командир полка, начальник штаба полка и два заместителя командира полка. К тому же другие полки уже участвовали в подобных учениях.
Определенный риск, конечно, был: а вдруг полк подведет дивизию? Но никакая оценка, решил комдив, не может быть важнее самой боеготовности. С пониманием к его выбору отнеслись и в полку: чтобы принять участие в учении, солдаты и офицеры, только что вышедшие из боя, добровольно отказались на время от положенных отпусков.
- В итоге мы имеем три сколоченных, прошедших полковые учения с десантированием и боевой стрельбой полка, способность которых решить любую задачу лично у меня не вызывает сомнений, - удовлетворенно заметил полковник Крымский.
В зоне особого внимания
Поднявшись по сигналу "Сбор", полк полковника Безрукова вышел в район сосредоточения и стал готовиться к десантированию и боевым действиям.
Первой "в тыл врага" десантировалась разведрота. Тремя разведгруппами (прямо как в популярном фильме "В зоне особого внимания") она начала поиск объекта, который предстояло уничтожить полку. Затем через три часа в качестве передового отряда высадился парашютно-десантный батальон. Захватив площадку приземления, он должен был обеспечить высадку основных сил.
Десантирование, проходившее почти в экстремальных условиях (сила ветра достигала семи метров в секунду), прошло в целом нормально - без травм и поломок техники. К сожалению, по известным финансовым причинам десантировать удалось лишь 20 единиц техники. Остальная "броня" ждала десантников уже на площадке приземления. Но дальше все проходило как в реальном бою.
Приземлившись, личный состав быстро отыскал свою технику и сел по машинам. Командир полка вошел в связь с комбатами, и началась боевая работа. Полк вышел в заданный район и атаковал тремя батальонами пункт управления "противника", состоящий из трех расположенных на удалении друг от друга объектов. При этом все элементы боевого порядка полка, включая артиллерию, зенитную и противотанковую батареи, в соответствии с решением командира действовали на площадке приземления на своей технике.
Бой в районе командного пункта длился более трех с половиной часов в постоянно усложняющейся обстановке. Так, например, "противник" постоянно подтягивал резервы, которые тут же уничтожались полковой артиллерией и огнем из боевых машин десанта. А когда "противник" обходящим отрядом вышел во фланг десантникам, командир полка, введя в бой свой резерв и противотанковую батарею, отбил атаку.
Командир меняет решение
Тут надо сказать, что в качестве резерва "противника" также действовала реальная техника. Разведка обнаруживала колонну, командир полка принимал решение на открытие огня. Получив команду, командир артиллерийского дивизиона делал расчеты. Их проверял посредник, и, только если все было правильно, вокруг обстреливаемых целей подрывалось управляемое имитационное минное поле, поскольку стрельба велась холостыми боеприпасами.
Примерно так же имитировалось и подавление "противника" огнем боевых машин десанта: вдоль дорог, по которым выдвигались его колонны, с интервалом 500 метров располагались имитационные минные поля. И к какому из них ближе оказывались машины "противника" в момент открытия огня, то и взрывалось.
Уничтожив пункт управления и подавив огнем подходящие резервы "противника", полк, заняв выгодный рубеж, должен был перейти к обороне. Но тут руководитель учения командир 106-й воздушно-десантной дивизии генерал-майор Евгений Савилов изменил задачу: через боевой разведдозор командир полка получил информацию о том, что "противник" упредил десантников в захвате выгодного рубежа. Командир полка, проведя новые расчеты, вынужден был изменить решение.
В ходе маневра по выходе на другой рубеж полку была создана обстановка, скажем так, даже несколько не свойственная для подобных действий в тылу врага. Заминировав дороги, "противник", действуя мелкими группами, постоянно обстреливал колонны десантников.
- Проводя столь крупное учение, мы, конечно, не могли проигнорировать вопросы, с которыми сейчас сталкиваемся в Чечне, - прокомментировал этот эпизод начальник штаба руководства учением полковник Крымский, - во время этого маневра по нашей вводной командиры подразделений были вынуждены вести обычную и инженерную разведку, с особой тщательностью организовывать боевое охранение и отражать нападения на колонны - словом, действовать, как в реальном бою.
В активной обороне
Заняв рубеж, полк перешел к обороне и этапу боевой стрельбы, которую выполняли батальон подполковника Василия Быкова и самоходно-артиллерийский дивизион.
Штаб руководства учением и здесь отошел от рутинного принципа "вышли и отпуляли". В реальном бою ведь никогда не будет схемы, как правило, применяемой на подобных учениях: заняв рубежи, все подразделения открывают огонь. Поэтому и на этапе боевой стрельбы была опять же создана обстановка, сходная с боевой.
Оборона строилась на трех рубежах. Сначала в "дело" вступило боевое охранение в составе парашютно-десантной роты. Оно сдерживало продвижение "противника", пока не стало ясно, что тот готовит обходной маневр. Видя угрозу обхода, боевое охранение отошло на промежуточный рубеж. Отстрелявшись на этом рубеже, боевые машины десанта под прикрытием дежурных средств основных сил вышли из боя и отошли. Затем отcтрелялись дежурные огневые средства, после чего тут же сменили позиции - в реальном бою по ним обязательно будет нанесен удар артиллерии. И только потом, когда "противник", как ему показалось, подавил своей артиллерией огневые точки десантников и пошел в атаку, в бой вступили основные силы полка.
Дальше вновь была вводная: частью сил "противник" опять обходит батальон. В бой вступил противотанковый резерв и провел боевую стрельбу ПТУРами.
Таким образом, полк прошел все этапы боевого применения, получив опыт автономных действий в тылу противника. Что же касается индивидуальной боевой подготовки участников учения, большинство из которых, напомним, только вернулись из Чечни, то она была оценена высоко. Ну а присутствующие на учении в качестве обучаемых участники сбора командного состава ВДВ, поработавшие на сорока семи точках показа, кроме всего прочего, сошлись во мнении, что одна из полезных новинок этого учения - показ работы штаба руководства.
КШУ
с десантированием
Кроме вышеупомянутых должностных лиц, за показным тактическим учением наблюдали комбаты 106-й воздушно-десантной дивизии. Как они усвоили все вопросы, должно было показать следующее, тоже полковое, но уже командно-штабное учение, проводимое с другим полком.
Командование дивизии и тут не пошло по самому простому пути - организации штабной игры в кабинетах на картах. КШУ, призванное проверить умение командиров и штабов действовать в основных видах боя и управлять подразделениями, было решено также провести в поле.
Самолетами Ан-2 около 40 участников этого учения - штабы полка и батальонов - были десантированы в учебный центр. Выйдя на связь и заняв подготовленные в инженерном отношении пункты управления, должностные лица начали боевую работу. Комбаты получили от посредников пакеты с калькой и нанесенной на нее обстановкой. Уяснив ее, доложили командиру полка. И дальше алгоритм работы органов управления отличался от работы на учении с войсками лишь тем, что все изменения боевой обстановки комбаты получали не из боевых порядков, а от посредников.
Такие КШУ, по признаниям их участников, десантировавшихся, кстати, со средствами связи и всем, что необходимо в бою, отличаются от кабинетных прежде всего созданием ощущения реальной боевой работы, во время которой действуешь совсем по-другому.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker