на главную страницу

23 Мая 2001 года

Россия и мир

Среда

На фундаменте взаимного доверия

Завершился этап инспекционной деятельности по Договору о РСМД

Юрий ПАНКОВ.



21 мая в Культурном центре ВС РФ прошли торжественные мероприятия в связи с завершением инспекционной деятельности по Договору между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). В присутствии первого заместителя начальника ГШ ВС РФ генерал-полковника Валерия Манилова, послов США, Украины, Белоруссии и Казахстана в Москве представители России и США в Совместной контрольной комиссии по Договору о РСМД подписали Посвящение в связи с завершением инспекционной деятельности на территории России. Аналогичный документ ранее был подписан и в Вашингтоне.

Договор, благодаря которому были полностью ликвидированы два класса ядерных ракет средней и меньшей дальности, продемонстрировал в свое время способность СССР и США двигаться от слов к делу в разоруженческом процессе во имя мира и всеобъемлющей безопасности. Документ, у которого никогда не было недостатка в критиках, стал тем не менее важным кирпичиком в строительстве здания международной стратегической стабильности.
Договор о РСМД был подписан 8 декабря 1987 года и ратифицирован 1 июня 1988 года. Заключая договор, Москва и Вашингтон исходили из того, что возможное применение ядерного оружия в военном конфликте приведет к губительным последствиям для всего человечества. По договору, ликвидации подлежали ракеты двух категорий: с дальностью от 500 до 1.000 км и от 1.000 до 5.500 км. Кроме того, ликвидировались пусковые установки, стартовые сооружения, вспомогательное оборудование, транспортные средства, установщики ракет, пусковые контейнеры, учебные средства и другая техника, размещенная на 32 американских объектах (как в самих США, так и в странах Западной Европы - Великобритании, ФРГ, Бельгии и Нидерландах), 43 объектах в России, 66 объектах на территории других республик бывшего СССР, 6 - в ГДР и 1 - в Чехословакии.
За первые три года действия Договора о РСМД были ликвидированы 2.692 ракеты средней и меньшей дальности, оснащенные 4.000 ядерных боеголовок, из них 1.846 ракет ликвидировал СССР и 846 ракет - США. Были уничтожены не только устаревшие вооружения, но и существенная часть новых, только что развернутых или далеко не выслуживших свой срок ракет. Со стороны США было уничтожено около 680 таких ракет, со стороны России - около 950.
При этом Москва полагала, что несовпадение количественных параметров сокращений по Договору о РСМД в пользу США не имеет первостепенного значения, а главным критерием при оценке соглашений является новый уровень безопасности и доверия путем полного уничтожения двух классов ракет средней и меньшей дальности у СССР и США.
Контроль за соблюдением положений договора обеспечивался проведением инспекций на местах и использованием национальных технических средств контроля. Для обеспечения реализации договора в СССР был создан Национальный центр по уменьшению ядерной опасности Генерального штаба ВС РФ, в США - Агентство по инспекциям на местах, переименованное затем в Агентство по уменьшению угрозы. Эти центры вели уведомленческую работу, обеспечивая круглосуточный обмен информацией с использованием спутниковых каналов связи. Были также созданы инспекционные службы, базы ликвидации, Специальная контрольная комиссия, ставшая своего рода арбитражной инстанцией.
В соответствии с договором в течение первых трех месяцев после его вступления в силу стороны провели друг у друга проверку исходных данных, проинспектировав все заявленные при подписании договора объекты. При выполнении договора была впервые задействована система инспекций на постоянной основе. Стороны проводили ежеквартальные квотные инспекции. За первые три года действия договора на объектах, подлежащих контролю, было проведено 222 инспекции со стороны России и 463 инспекции со стороны США.
К концу 13-летнего инспекционного периода Россия и США осуществили 1.216 инспекций, из которых 442 инспекции провела Россия и 774 инспекции - США. Количество инспекторов, участвовавших в реализации Договора о РСДМ, за 13 лет составило свыше 7 тыс. человек со стороны России и 13 тыс. человек со стороны США. Кроме того, осуществлялся непрерывный контроль двух заводов, ранее производивших запрещенные договором ракеты, - Воткинского машиностроительного завода и завода "Геркулес" в Магне (штат Юта). На обоих заводах были установлены контрольные комплексы.
Как считают начальник Национального центра по уменьшению ядерной опасности ГШ ВС РФ генерал-лейтенант Вячеслав Романов и начальник Агентства по уменьшению угрозы бригадный генерал Майкл Кудлач, по истечении 13-летнего срока инспекций и контроля можно говорить о том, что реализация договора проходила при максимально точном соблюдении сторонами всех его положений и требований. Количество претензий сторон друг к другу было незначительным, а сами претензии не носили принципиального характера. Все инспекции завершены без серьезных взаимных претензий, в духе взаимного уважения и доверия. А Россия и США получили практически первый опыт транспарентной реализации масштабного международного договора.
Примечательно, что положения договора были реализованы, даже несмотря на распад СССР, правопреемником которого в международной сфере стала Россия. Выполнение договора с 1991 года осуществлялось на многосторонней основе с участием США, России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В республиках СНГ были созданы национальные центры верификации, взявшие на себя контрольные и уведомительные функции.
Важным итогом договора явилось то, что он способствовал созданию климата доверия, благодаря чему стало возможным более быстрое продвижение по другим направлениям ядерного, а также неядерного разоружения. Свидетельством тому стала быстрая последующая разработка российско-американских соглашений о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Многие положения Договора о РСМД, касающиеся механизма контроля, также послужили хорошей основой для этих соглашений.
По мнению первого заместителя начальника ГШ ВС РФ генерал-полковника Валерия Манилова, реализация договора стала возможной в значительной мере благодаря совместной конструктивной работе, и этот опыт является нашим бесценным достоянием. Очень важно, подчеркнул Валерий Манилов, чтобы опыт этой совместной работы был востребован и в полной мере использован в деле дальнейшего упрочения стабильности, безопасности и мира. Опыт сотрудничества с учетом интересов взаимной безопасности актуален еще и потому, что сегодня мы вступаем в диалог по поводу усовершенствования новой системы стабильности и безопасности в связи с инициативой США по созданию стратегической ПРО.
Надо искать совместные решения по изучению и парированию новых угроз, не ломая существующей системы международных договоров и соглашений в сфере ограничения и сокращения вооружений, считает Валерий Манилов. По его мнению, если Договор о РСМД можно сравнить с одним из кирпичиков, то Договор по ПРО от 1972 года - это краеугольный, фундаментальный камень, на котором выстроена существующая архитектура стратегической стабильности. Изъять его - значит разрушить все здание. Оба договора о РСМД и ПРО являются бессрочными, а значит, должны продолжать работать на благо международной безопасности, подчеркнул Валерий Манилов: ни у кого нет сомнения, что недальновидно ломать старый надежный дом еще до того, как начать строительство нового.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker