на главную страницу

23 Мая 2001 года

Армия и общество

Среда

Богом назначенная стезя

Беседовал Михаил ФАЛАЛЕЕВ, "Красная звезда".



Возрождаемое казачество органично вписалось в социальную, политическую и экономическую жизнь России. Собственно, оно никогда из нее и не "выписывалось". Другое дело, что широкая публика больше знакома с казачеством по костюмированным действам да по художественным произведениям былых лет. А нынешние проблемы остаются в тени. О том, чем живут сегодня казаки, над чем трудятся, о чем "думку думают", - наша беседа с председателем правления Волгоградского общественного благотворительного фонда донского казачества "Казачий Спас" Вячеславом БЛАЗНИНЫМ.

- Вячеслав Петрович, и все-таки что такое казачество в вашем понимании?
- Да, с этим вопросом давно пора определиться раз и навсегда. Даже не определиться, а объяснить тем, кто не знает. Казаки - это народ. Это - особое состояние души. За тринадцать веков существования у нас сформировались своя система жизненных ценностей, культура. Живя бок о бок с хазарами-тюрками, наши предки "черкасы" - стрелки из лука, жители "Пятигорья" и бродники (славяне-вятичи) - жители Червленого Яру (верховья Дона, Хопра и Медведицы) еще полтора века после разгрома княжества Изяслава сражались с половцами за свою независимость. И если большинство подданных Тмутараканского княжества - торки, берендеи, черные клобуки - перешли к киевским князьям, то наши предки так и остались на Дону, приняв свое тотемное изображение лебедя за общее племенное название "каз-ак", т.е. гусь белый - лебедь.
Именно тогда закладывались особый быт, а также войско, которых нет ни у одного европейского народа. Но уже в 1347 году, когда Орда под железной пятой хана Узбека стала принимать ислам, православные казаки, оставаясь верными вере Христовой, переходят на службу к русским князьям и в рядах дружин бьются с татарами по всем границам. В том числе и на Куликовом поле.
Этот исторический экскурс не потребовался бы, если бы не было устойчивого мнения у общественности современной России, что казаки - это всего лишь сословие, которое возникло из беглых крестьян на окраинах Московского государства в ХVI-ХVII веках. Такая точка зрения появилась почти триста лет назад, она вполне устраивала царствующую династию и сомнению не подлежала.
- Но у народа, помимо внешней атрибутики и историко-культурных изысканий, должно быть еще много чего...
- Конечно, должно. И не "помимо историко-культурных изысканий", а именно с культуры, духовной пищи и надо начинать. Отрадно, что нынешнее поколение казачьей интеллигенции Дона находится в первых рядах подвижников, возрождающих наши духовные родники. Это прежде всего атаман Хоперского округа Александр Челышев, атаман Усть-Медведицкого округа Владимир Попадьин, атаман 2-го Донского округа Петр Станогин и другие. Глава администрации Алексеевского района Олег Керсанов создал Алексеевский казачий кадетский корпус, где будут воспитываться защитники Отечества - православная гвардия тихого Дона. Известный театральный деятель, художественный руководитель Государственного донского театра Владимир Ляпичев закладывает основы современного театрального казачьего искусства. В общем, многие деятели культуры и искусства, ученые и политики, по происхождению казаки, вносят свою лепту в копилку казачьей культуры. При этом мы не отгораживаемся от национальной русской культуры, мы ее составная часть.
- А что с хлебом насущным?
- И с хлебом будет все в порядке, если вести хозяйство по старинным казачьим традициям. На примере Новоаннинского юрта из Хоперского округа можно показать, как возвратиться к созданному еще нашими казаками-прадедами землепользованию. Здесь земельный пай получат около 7.500 казаков, достигших совершеннолетия и старше. Во всех 13 сельских администрациях, которые объединяют 78 населенных пунктов, можно выделить под земельный пай по 20 гектаров каждому реестровому казаку. Офицеры-казаки получат еще по 50 гектаров - так называемую офицерскую землю. Кстати, при умелом землепользовании офицерское казачье хозяйство будет давать чистый годовой доход до 220 тысяч рублей.
Оставшуюся площадь пахотных земель казачье правление станиц и хуторов может сдавать казакам в аренду за умеренную плату. Арендная плата за землю позволит содержать казачью сотню хутора в высокой степени боеготовности, решать социальные проблемы казаков с дошкольным воспитанием, медицинским обслуживанием и оказанием помощи вдовам-казачкам. Эти средства также помогут в проведении комплекса агротехнических мероприятий, включающих в себя борьбу с эрозией почвы, влагонакопление, защиту экологии в бассейне реки Бузулук. Так что продовольственную состоятельность Всевеликого Войска Донского мы обеспечим.
- И, конечно же, вы не собираетесь изобретать велосипед в воинском воспитании?
- А зачем? Веками испытанные традиции делают нас только сильнее. Безусловно, мы берем поправки на современную технику и тактику боя. Но в целом система воспитания и обучения - наша, казачья. С пяти лет казачат учили стрелять, с десяти - рубить шашкой, не забывали про обучение рукопашному бою, верховой езде, владению холодным оружием. Алексеевский казачий кадетский корпус мог бы стать базовым учреждением для реализации этой программы. В 17 лет казака приписывали к полку, где он должен был проходить действительную службу. В 18 лет - трехмесячный военный сбор. В 19 лет - еще один сбор, закрепляющий полученные военные навыки и знания. А с 20 до 60 лет - время служения любимой Отчизне, Богом назначенная казаку стезя.
Жить по заветам предков, умело хозяйствовать и доблестно защищать Отечество - вот что значит быть вольным человеком на вольной земле. То есть - казаком.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker