на главную страницу

25 Мая 2001 года

Российское оружие

Пятница

Ваш выход, "Су"дарь!

Анатолий АНТИПОВ, Александр МАНУШКИН, "Красная звезда".
Фото авторов.



Шестьдесят процентов самолетного парка российских ВВС состоят из машин, разработанных и построенных в ОКБ имени Павла Осиповича Сухого. Это истребители Су-27, штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24М, самолеты палубного базирования Су-33. За последние годы в 19 стран мира поставлено более 2.000 самолетов марки Су. Ныне около двадцати процентов мирового рынка продаж фронтовой авиации занимает фирма Сухого. За счет чего Авиационному военно-промышленному комплексу (АВПК) "Сухой" в сегодняшних непростых экономических условиях удалось не только выжить, но и постоянно развиваться, каковы перспективы отечественного авиастроения - на эти и другие вопросы "Красной звезды" отвечает генеральный директор АВПК "Сухой" - АООТ "ОКБ Сухого" Михаил ПОГОСЯН.

- Михаил Асланович, за счет чего вашей фирме удалось выжить в непростой период рыночных реформ в отечественной экономике?
- В начале 90-х, оставшись без гособоронзаказа, "ОКБ Сухого" и серийные авиазаводы, выпускающие самолеты марки Су, оказались в критической ситуации. Причина понятна - тяжелое экономическое положение России после распада Советского Союза, отсутствие в бюджете страны необходимых средств на закупку новой авиатехники. Однако выход из сложившейся ситуации предприятия "оборонки" искали по-разному. Одни пытались "давить" на правительство, выбивая деньги на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Другие просто опустили руки и ныне или уже канули в Лету, или влачат жалкое существование. Мы же пошли по другому пути: мощный научно-технический задел, производственный и интеллектуальный потенциал, накопленный на фирме Сухого за последние десятилетия, попытались приспособить к новым рыночным условиям. Отсутствие гособоронзаказа, недостаток бюджетного финансирования компенсировали прорывным выходом на внешний рынок с современным Су-27 и его модификациями. Ныне мы лидеры экспорта истребителей в Индию и Китай, работаем по контрактам и с рядом других стран.
За счет вырученных средств удалось продолжить работы по НИОКР, внедрению новых технологий в производство и созданию авиационных комплексов, отвечающих последним требованиям мирового авиационного рынка. Даже в неблагоприятные в экономическом отношении
90-е годы смогли установить на современные истребители принципиально новые двигатели фирмы "Люлька-Сатурн" АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые "держат" самолет фактически на нулевых скоростях. Кроме того, внедрили переднее горизонтальное оперение (ПГО), систему электродистанционного управления (СДУ) и многое другое, что позволило на базе Су-27 создать уникальные крылатые машины с новыми функциональными возможностями -
Су-30МК, Су-32, Су-33, Су-35, Су-37.
Другой резерв, за счет которого нам удалось сохранить работоспособность фирмы, - это кадры. Михаил Петрович Симонов, возглавивший ОКБ в 1983 году, стремился к омоложению руководящего и конструкторского состава с целью увеличения потенциала коллектива. Люди увидели для себя перспективу. Вот почему в 90-е годы из нашего ОКБ ушло не так много специалистов по сравнению с другими авиационными компаниями. Сегодня средний возраст наших сотрудников - 46 лет, в других авиафирмах - как минимум на 10 лет больше.
Сейчас "ОКБ Сухого" переживает вторую волну смены поколений, но мы проводим ее так, чтобы сохранить для предприятия опытных работников и в то же время дать перспективу молодым. Допустим, начальника отдела, подготовившего себе замену, оставляем заместителем, сохраняя за ним прежний оклад с гарантией последующей индексации. Тем самым в коллективе сохраняется творческая обстановка, передаются навыки и опыт молодым и, самое главное, развивается школа Павла Осиповича Сухого.
И еще. Мы сохранили и увеличили свой потенциал и потому, что истребитель Су-27, который летает уже 20 лет, по своим аэродинамическим и другим качествам настолько перспективная машина, что, по всей вероятности, его модификации будут доминировать на авиарынке не один десяток лет.
- В чем суть предлагаемой фирмой Сухого системы модернизации находящихся в строевых частях истребителей Су-27, фронтовых бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25?
- Отвечу на этот вопрос шире. У нас есть несколько направлений модернизации. В первую очередь речь идет о модернизации ранее произведенной техники, находящейся не только в строевых частях, но и за рубежом. Она предусматривает наращивание функциональных возможностей авиационных комплексов: всепогодность, обеспечение более высокой точности боевого применения и навигации, а также унификацию технических решений при модернизации всего семейства самолетов (например, истребителей марки МиГ и Су).
Второе направление глубокой модернизации - это создание совершенно новых модификаций, которых еще нет в серийном производстве. Здесь можно вести речь об ударном авиакомплексе Су-32, который имеет бронированную кабину, может применять большую номенклатуру управляемого (высокоточного) оружия в первую очередь по наземным целям, а также вести огонь ракетами класса "воздух - воздух".
Модернизация - понятие комплексное, подразумевающее постоянное наращивание возможностей авиакомплексов в процессе их жизненного цикла с учетом интересов заказчиков - Министерства обороны РФ и стран, с которыми мы работаем по контрактам. Несмотря на то, и это подчеркиваю особо, что основным источником финансирования являются экспортные поставки, работа в интересах Минобороны составляет более 50 процентов нашей загрузки. За прошедший год с ВВС согласованы конкретные планы модернизации по каждому типу летательных аппаратов марки Су. Есть и конкретная программа модернизации техники по линии ВТС. Важная деталь: сегодня мы уже предлагаем на рынок не серийные самолеты, которые производились ранее, а модернизированные комплексы на базе Су-30МК и других.
- Что делается для наращивания экспортного потенциала АВПК "Сухой"?
- По имеющимся прогнозам, АВПК "Сухой" с 1995 по 2005 г. должен освоить около 17 млрд. долларов. В основном за счет поставок истребителей Су-27, его модификации, а также их лицензионного производства. Немаловажно и то, что мы в отношениях с некоторыми странами перешли от выполнения отдельных контрактов к долгосрочному сотрудничеству. Это прежде всего Индия и Китай. Наращивание экспортного потенциала возможно за счет модернизации техники, ранее поставленной в другие страны. Следующее направление - повышение уровня сервисного обслуживания. Тут мы вырабатываем новые формы послепродажного обеспечения наших самолетов. Продумываем новые механизмы взаимодействия с "Рособоронэкспортом", который вместе с нами осуществляет эту работу.
Перспективная задача - предложение на экспорт новых вариантов модернизации и совместное создание новых авиакомплексов, которые выйдут на рынок после 2008 года. Подходят к завершению испытания ударного самолета Су-32, который будем предлагать на экспорт.
- Каково ваше видение реформирования АВПК "Сухой" в рамках общей программы реструктуризации оборонно-промышленного комплекса и авиационной промышленности России?
- Сейчас идет процесс интеграции: объединения ОКБ с серийными заводами, в результате чего комплекс "Сухой" должен выступить как единое целое. Это веление времени. Сегодня мы являемся свидетелями процесса глобализации мирового рынка вообще и авиационного в частности. Ныне осталось практически три крупных поставщика авиационной техники: Boeng и Lokhud (США) и объединенная Европа в лице компании ЕАDS. На мой взгляд, и у нас в России нет альтернативы интеграции авиационной промышленности. Она будет поэтапной и завершится созданием крупных интегрированных структур. В рамках АВПК "Сухой" подготовлены соответствующие документы, и они находятся на рассмотрении в правительстве.
Этот процесс отражает общую стратегию реформирования ОПК. Необходимость принятия решений назрела, данный вопрос рассматривался на президиуме Госсовета, который проходил под руководством Президента России. Создана комиссия по реформированию ОПК при президиуме Госсовета, которую возглавил губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын. Все это важно для того, чтобы этот процесс шел целенаправленно в рамках выработанной долгосрочной стратегии.
У нас уже не осталось времени на долгие дискуссии, необходимо начинать движение, изыскивать пути решения возникающих проблем, минимизировать возможные потери, максимально учитывая при этом интересы городов и регионов, где расположены предприятия, которые войдут в крупные интегрированные промышленные структуры. Мы подготовили свои предложения и начали их обсуждать с руководством Новосибирской области и Новосибирского авиационного производственного объединения, а также с руководством Хабаровского края и Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения. Необходимо документально обеспечить сохранение налогооблагаемой базы этих регионов. Наша цель - не передел финансовых потоков, а развитие АВПК в интересах сохранения позиций России на мировом рынке в ближайшей и отдаленной перспективе. Современные авиационные комплексы требуют концентрации научных, производственных и финансовых ресурсов, выработки единой политики в развитии авиационной промышленности. У того, кто этого не понимает, нет перспективы.
- Сейчас за рубежом полным ходом ведутся работы по созданию многофункционального истребителя пятого поколения. Каковы возможности России в этой области и что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы такая программа была бы выполнена в максимально возможный короткий срок?
- С моей точки зрения - это одна из важнейших задач российского авиационного комплекса. Сроки создания современного боевого комплекса - 8-10 лет. И, чтобы сохранить свои позиции на рынке в 2010-м и последующие годы, нужно уже сегодня принять соответствующие решения. У России есть в этой области потенциал, который позволяет уверенно смотреть в завтрашний день. Это научно-технический задел в области создания самолетов, сохраненный костяк авиационной промышленности и, конечно же, кадры, которые по-прежнему решают все.
Какие здесь проблемы? Это прежде всего отсутствие у государства средств, достаточных для финансирования крупных программ создания вооружения и военной техники. Но выход можно найти благодаря грамотному использованию на программу создания самолета нового поколения внебюджетных средств, полученных за счет реализации экспортных контрактов. Во вторую очередь - это привлечение стратегических зарубежных партнеров на реализацию такого рода программ.
У нас есть видение перспективного авиакомплекса, есть концепция, утвержденная Военно-Воздушными Силами и Росавиакосмосом, есть тактико-техническое задание. В целом здесь ведется достаточно большая работа. Главное, нам нужно прийти к осознанию того, что без работы над такими перспективными задачами мы не сумеем сохранить авиапромышленность к 2010 году как конкурентоспособную отрасль на мировом рынке. Если мы хотим присутствовать на нем и впредь, нельзя замыкаться только на программах модернизации.
Что нужно сделать? Надо завершить создание интегрированных промышленных государственных комплексов, которые объединят государственные ресурсы с ресурсами фирм, привлекут зарубежных партнеров к реализации новых программ. Это делать необходимо в рамках единой политики, которая проводится на государственном уровне под руководством Президента и Правител ьства России, Министерства обороны Российской Федерации.
На снимках: непревзойденный Су-27; главный конструктор Владимир КОНОХОВ с летчиком-испытателем Юрием ВАЩУКОМ.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker