|
|
Полковник юстиции Сергей АЛЕКСЕЕВ. Подполковник Андрей МАТЯХ,"Красная звезда".
|
Социальная сфера традиционно относится к одной из самых проблемных и наиболее уязвимых для критики. И зачастую эта критика вполне обоснованна, хотя и далеко не всегда конструктивна. Однако ряд недавних распоряжений Президента РФ и правительственных решений все-таки дают основания считать, что ситуация меняется к лучшему. Разработана и принята к исполнению стройная система мер по повышению уровня жизни военнослужащих.
В полной мере это относится и к такой острой проблеме, как обеспечение социальной защиты военнослужащих, пострадавших при исполнении воинского долга, и членов их семей. Повышенное внимание государства к ее решению объяснимо и закономерно: ведь именно отношение к участникам боевых действий, к семьям погибших защитников Отечества в первую очередь является показателем, "лакмусовой бумажкой" серьезности его намерений обеспечить достойную жизнь своим Вооруженным Силам.
Отрадно, что отношение это заметно изменилось к лучшему, перешло из сферы декларативных заявлений в область конкретных дел. Правда, это совсем не значит, что законодательно закрепленные и профинансированные права и льготы участников боевых действий отныне перестали нарушаться. К сожалению, редакционная почта приносит немало писем от наших читателей, где говорится как раз об обратном. И по привычке ответственность за это их авторы возлагают на органы государственной власти и социального обеспечения. Однако всегда ли обоснованны сегодня такие обвинения?
Органы военной прокуратуры давно определили надзор за исполнением законов о соблюдении социальных гарантий военнослужащих, в том числе и участвовавших в вооруженных конфликтах, одним из основных приоритетов своей работы. Недавно состоялась и коллегия Главной военной прокуратуры, полностью посвященная этой проблеме. В ходе ее работы был сделан подробный анализ ситуации, сложившейся в этой сфере. Главный вывод таков: она далека от безоблачной. Но очень часто виновно в этом не государство, а те, кто призван проводить в жизнь его политику.
Одним из наиболее распространенных поводов для жалоб и обращений являются нарушения порядка и правил выдачи денежных выплат за участие в боевых действиях в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Только в Главную военную прокуратуру в прошлом году поступило около 1.000 таких заявлений (в нынешнем - уже свыше 400). А кроме этого, люди обращаются в различные органы государственной власти, военного управления, правозащитные организации, суды... Судебной защиты, кстати, ищут все чаще: уже в первом квартале текущего года в военные суды поступило более 150 заявлений. И что показательно, главным образом об обжаловании действий должностных лиц. А не так давно, напомним, десятки военнослужащих, своевременно не получивших дополнительного денежного довольствия, вынуждены были пикетировать штаб Северо-Кавказского военного округа. Причины этих жалоб были тщательно изучены. И оказалось, что главные из них таковы: служебные упущения конкретных должностных лиц, несвоевременно составляющих и отсылающих в финорганы соответствующие документы, и отсутствие (опять-таки по вине командования) во многих частях надлежащего учета участников боевых действий.
Халатность и безответственность очень часто влекут за собой злоупотребления. Вот характерный пример: при проверке военной комендатуры Шалинского района Чечни было установлено, что при неполной и несвоевременной выплате денежного довольствия личному составу четверо старших офицеров (трое из которых, кстати, финансисты) незаконно получили авансы в счет предстоящих выплат "боевых".
В одной из войсковых частей в приказы о выплате "боевых" не были своевременно включены более 250 военнослужащих, которые в общей сложности недополучили 5 млн. рублей. В другой части командир приказом определил, что его жена, проходившая службу там же, целых 30 суток "не вылезала" из боевых действий, в то время как реально воевавшим подчиненным начислили деньги всего за 3-5 суток.
Имеются и факты преступного присвоения и незаконного использования денежных средств, подлежавших выдаче за участие в боевых действиях. Так, в одной из частей по поддельной подписи неустановленным лицом похищено более 110 тыс. рублей, предназначавшихся конкретному военнослужащему. А бывший командир другой части подполковник Ю. Финагеев использовал "по своему усмотрению" более 138 тыс. рублей, принадлежавших своим подчиненным.
Однако даже целым комплексом проблем, связанных с организацией выплаты "боевых", ситуация отнюдь не исчерпывается. Значительная часть законодательно закрепленных льгот участников боевых действий относится к сфере обязательного государственного страхования военнослужащих и выплаты им единовременных пособий. И нарушений здесь тоже предостаточно. Подавляющее же большинство из них, по данным органов военной прокуратуры, опять-таки связано с "субъективным" фактором. Иными словами, командиры, как и работники военкоматов, нередко нарушают установленный порядок оформления и направления в Военно-страховую компанию документов о конкретных страховых случаях.
Наиболее часто неверно оформленные документы поступали в ВСК из военкоматов ряда республик Северо-Кавказского региона, а также Московского, Приволжского и Сибирского военных округов. Часто причиной этого является незнание должностными лицами положений руководящих документов по вопросу оформления страховых документов и, в частности, указания Генерального штаба ВС РФ от 18 ноября 1999 года. Однако порой виной всему - откровенное бездушие, нежелание тратить время на решение проблем конкретных людей. Как, например, можно иначе объяснить действия работников отдельных военкоматов Смоленской, Курской, Кировской, Саратовской областей, Республик Чувашия и Татарстан, вместо самостоятельного оформления документов на погибших военнослужащих просто пересылавших бумаги в те части, где они проходили службу. И какой оценки заслуживают действия сотрудников военкомата Свердловской области, которые длительное время не оформляли документы на выплату пособия лишившемуся обеих рук и ног младшему сержанту Д. Павленко?
А по вине бывшего помощника командира одной из частей майора А. Шоропа единовременное пособие рядовому А. Голякову, получившему тяжелое ранение в ходе боевых действий, не выплачивалось в течение... 6 лет. Лишь вмешательство военной прокуратуры помогло наконец восстановить справедливость.
Все приведенные выше примеры позволяют сделать вывод, что отнюдь не "глухота" и "слепота" государства ответственна за львиную долю проблем военнослужащих и членов их семей, а его отдельные чиновники в погонах.
Ситуация, сложившаяся вокруг обеспечения социальных льгот и гарантий участников боевых действий, - еще одно подтверждение давно известной истины, что нерадивый и инертный исполнитель способен скомпрометировать любое дело. Впрочем, это, конечно, не означает, что дело исключительно в "приводных ремнях", а буквально все проблемы правового характера уже решены. По крайней мере коллегия Главной военной прокуратуры обозначила ряд вопросов, требующих незамедлительного рассмотрения соответствующими органами исполнительной и законодательной власти.
В частности, предполагается инициировать принятие федерального закона (указа Президента РФ) о порядке разрешения обращений, заявлений и жалоб граждан, в котором отдельным разделом определить особый порядок этой работы в отношении военнослужащих, пострадавших при выполнении воинского долга, и членов их семей.
Военные юристы высказали и озабоченность тем, что при непродуманном реформировании системы гарантий и льгот эта категория граждан может пострадать, что, конечно, недопустимо. А потому, по мнению ГВП, целесообразным было бы придание Программе социального обеспечения военного строительства на период до 2010 года статуса государственной. Дополнительной страховкой может послужить и закрепленный законодательно антиинфляционный механизм всех денежных выплат военнослужащим и членам их семей, предусмотренных за участие в боевых действиях. Как, например, и закрепление в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" положения о том, что действующие на момент заключения контракта о прохождении военной службы льготы, гарантии и компенсации не могут быть изменены впоследствии никаким законом, вступившим в силу после заключения контракта.
Бесспорно, лишь этими мерами возможные и желательные меры юридически-правового характера не исчерпываются, тут, как говорится, самый широкий простор для работы и инициативы. Важно лишь, чтобы инициатива эта была разумной, а работа подчинена одной главной задаче: не только сохранить действующий уровень социальных гарантий для защитников Отечества, а неуклонно поднимать его на достойный и приемлемый уровень.
|