на главную страницу

26 Мая 2001 года

Линия жизни

Суббота

Защитить права каждого

Кто порой мешает выполнению этой государственной задачи?

Полковник юстиции Сергей АЛЕКСЕЕВ.
Подполковник Андрей МАТЯХ,"Красная звезда".



Социальная сфера традиционно относится к одной из самых проблемных и наиболее уязвимых для критики. И зачастую эта критика вполне обоснованна, хотя и далеко не всегда конструктивна. Однако ряд недавних распоряжений Президента РФ и правительственных решений все-таки дают основания считать, что ситуация меняется к лучшему. Разработана и принята к исполнению стройная система мер по повышению уровня жизни военнослужащих.
В полной мере это относится и к такой острой проблеме, как обеспечение социальной защиты военнослужащих, пострадавших при исполнении воинского долга, и членов их семей. Повышенное внимание государства к ее решению объяснимо и закономерно: ведь именно отношение к участникам боевых действий, к семьям погибших защитников Отечества в первую очередь является показателем, "лакмусовой бумажкой" серьезности его намерений обеспечить достойную жизнь своим Вооруженным Силам.
Отрадно, что отношение это заметно изменилось к лучшему, перешло из сферы декларативных заявлений в область конкретных дел. Правда, это совсем не значит, что законодательно закрепленные и профинансированные права и льготы участников боевых действий отныне перестали нарушаться. К сожалению, редакционная почта приносит немало писем от наших читателей, где говорится как раз об обратном. И по привычке ответственность за это их авторы возлагают на органы государственной власти и социального обеспечения. Однако всегда ли обоснованны сегодня такие обвинения?
Органы военной прокуратуры давно определили надзор за исполнением законов о соблюдении социальных гарантий военнослужащих, в том числе и участвовавших в вооруженных конфликтах, одним из основных приоритетов своей работы. Недавно состоялась и коллегия Главной военной прокуратуры, полностью посвященная этой проблеме. В ходе ее работы был сделан подробный анализ ситуации, сложившейся в этой сфере. Главный вывод таков: она далека от безоблачной. Но очень часто виновно в этом не государство, а те, кто призван проводить в жизнь его политику.
Одним из наиболее распространенных поводов для жалоб и обращений являются нарушения порядка и правил выдачи денежных выплат за участие в боевых действиях в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Только в Главную военную прокуратуру в прошлом году поступило около 1.000 таких заявлений (в нынешнем - уже свыше 400). А кроме этого, люди обращаются в различные органы государственной власти, военного управления, правозащитные организации, суды... Судебной защиты, кстати, ищут все чаще: уже в первом квартале текущего года в военные суды поступило более 150 заявлений. И что показательно, главным образом об обжаловании действий должностных лиц. А не так давно, напомним, десятки военнослужащих, своевременно не получивших дополнительного денежного довольствия, вынуждены были пикетировать штаб Северо-Кавказского военного округа. Причины этих жалоб были тщательно изучены. И оказалось, что главные из них таковы: служебные упущения конкретных должностных лиц, несвоевременно составляющих и отсылающих в финорганы соответствующие документы, и отсутствие (опять-таки по вине командования) во многих частях надлежащего учета участников боевых действий.
Халатность и безответственность очень часто влекут за собой злоупотребления. Вот характерный пример: при проверке военной комендатуры Шалинского района Чечни было установлено, что при неполной и несвоевременной выплате денежного довольствия личному составу четверо старших офицеров (трое из которых, кстати, финансисты) незаконно получили авансы в счет предстоящих выплат "боевых".
В одной из войсковых частей в приказы о выплате "боевых" не были своевременно включены более 250 военнослужащих, которые в общей сложности недополучили 5 млн. рублей. В другой части командир приказом определил, что его жена, проходившая службу там же, целых 30 суток "не вылезала" из боевых действий, в то время как реально воевавшим подчиненным начислили деньги всего за 3-5 суток.
Имеются и факты преступного присвоения и незаконного использования денежных средств, подлежавших выдаче за участие в боевых действиях. Так, в одной из частей по поддельной подписи неустановленным лицом похищено более 110 тыс. рублей, предназначавшихся конкретному военнослужащему. А бывший командир другой части подполковник Ю. Финагеев использовал "по своему усмотрению" более 138 тыс. рублей, принадлежавших своим подчиненным.
Однако даже целым комплексом проблем, связанных с организацией выплаты "боевых", ситуация отнюдь не исчерпывается. Значительная часть законодательно закрепленных льгот участников боевых действий относится к сфере обязательного государственного страхования военнослужащих и выплаты им единовременных пособий. И нарушений здесь тоже предостаточно. Подавляющее же большинство из них, по данным органов военной прокуратуры, опять-таки связано с "субъективным" фактором. Иными словами, командиры, как и работники военкоматов, нередко нарушают установленный порядок оформления и направления в Военно-страховую компанию документов о конкретных страховых случаях.
Наиболее часто неверно оформленные документы поступали в ВСК из военкоматов ряда республик Северо-Кавказского региона, а также Московского, Приволжского и Сибирского военных округов. Часто причиной этого является незнание должностными лицами положений руководящих документов по вопросу оформления страховых документов и, в частности, указания Генерального штаба ВС РФ от 18 ноября 1999 года. Однако порой виной всему - откровенное бездушие, нежелание тратить время на решение проблем конкретных людей. Как, например, можно иначе объяснить действия работников отдельных военкоматов Смоленской, Курской, Кировской, Саратовской областей, Республик Чувашия и Татарстан, вместо самостоятельного оформления документов на погибших военнослужащих просто пересылавших бумаги в те части, где они проходили службу. И какой оценки заслуживают действия сотрудников военкомата Свердловской области, которые длительное время не оформляли документы на выплату пособия лишившемуся обеих рук и ног младшему сержанту Д. Павленко?
А по вине бывшего помощника командира одной из частей майора А. Шоропа единовременное пособие рядовому А. Голякову, получившему тяжелое ранение в ходе боевых действий, не выплачивалось в течение... 6 лет. Лишь вмешательство военной прокуратуры помогло наконец восстановить справедливость.
Все приведенные выше примеры позволяют сделать вывод, что отнюдь не "глухота" и "слепота" государства ответственна за львиную долю проблем военнослужащих и членов их семей, а его отдельные чиновники в погонах.
Ситуация, сложившаяся вокруг обеспечения социальных льгот и гарантий участников боевых действий, - еще одно подтверждение давно известной истины, что нерадивый и инертный исполнитель способен скомпрометировать любое дело. Впрочем, это, конечно, не означает, что дело исключительно в "приводных ремнях", а буквально все проблемы правового характера уже решены. По крайней мере коллегия Главной военной прокуратуры обозначила ряд вопросов, требующих незамедлительного рассмотрения соответствующими органами исполнительной и законодательной власти.
В частности, предполагается инициировать принятие федерального закона (указа Президента РФ) о порядке разрешения обращений, заявлений и жалоб граждан, в котором отдельным разделом определить особый порядок этой работы в отношении военнослужащих, пострадавших при выполнении воинского долга, и членов их семей.
Военные юристы высказали и озабоченность тем, что при непродуманном реформировании системы гарантий и льгот эта категория граждан может пострадать, что, конечно, недопустимо. А потому, по мнению ГВП, целесообразным было бы придание Программе социального обеспечения военного строительства на период до 2010 года статуса государственной. Дополнительной страховкой может послужить и закрепленный законодательно антиинфляционный механизм всех денежных выплат военнослужащим и членам их семей, предусмотренных за участие в боевых действиях. Как, например, и закрепление в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" положения о том, что действующие на момент заключения контракта о прохождении военной службы льготы, гарантии и компенсации не могут быть изменены впоследствии никаким законом, вступившим в силу после заключения контракта.
Бесспорно, лишь этими мерами возможные и желательные меры юридически-правового характера не исчерпываются, тут, как говорится, самый широкий простор для работы и инициативы. Важно лишь, чтобы инициатива эта была разумной, а работа подчинена одной главной задаче: не только сохранить действующий уровень социальных гарантий для защитников Отечества, а неуклонно поднимать его на достойный и приемлемый уровень.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker