на главную страницу

30 Мая 2001 года

Тема номера

Среда

Компактность, мобильность, боеготовность

Таковы основные черты будущих Вооруженных Сил России

Алексей ЛЯЩЕНКО,"Красная звезда".



В Москве состоялась пресс-конференция министра обороны России Сергея Иванова, в ходе которой глава российского военного ведомства рассказал журналистам о дальнейшем развитии Вооруженных Сил РФ, а также изложил позицию нашей страны по некоторым международным военно-политическим проблемам.
В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь - заместитель министра обороны генерал-полковник Игорь Пузанов, начальник вооружения ВС РФ - заместитель министра обороны генерал-полковник Алексей Московский, начальник Главного финансово-экономического управления - заместитель министра обороны Любовь Куделина и главнокомандующий Сухопутными войсками ВС РФ - заместитель министра обороны генерал-полковник Николай Кормильцев.

На уровень армий ведущих стран мира
Основными задачами реформирования Вооруженных сил остаются меры по оптимизации их структуры, состава и численности, рост качественных характеристик, который предполагает вывести российские Вооруженные Силы на уровень армий ведущих стран мира, заявил министр обороны России Сергей Иванов. По мнению главы военного ведомства, в последние десятилетия в силу финансовых и других трудностей не уделялось должного внимания строительству Вооруженных Сил, а также социальному обеспечению военнослужащих. Сергей Иванов отметил, что эта ситуация была изменена после 11 августа 2000 года, когда состоялось заседание Совета безопасности РФ, на котором был разработан План строительства и развития Вооруженных Сил России на 2001-2005 годы. В январе 2001 года этот документ был утвержден указом Президента России.
Как заявил министр обороны РФ, решение задач военного строительства "потребует не один год напряженного труда и в первую очередь изменения соотношения расходов на содержание и развитие армии". Если сейчас на развитие армии расходуется 30% от военного бюджета государства, а на содержание - 70%, то "к 2005 году мы планируем довести это соотношение как 40 на 60, а к 2010 - 50 на 50 процентов, - заявил он.
Сергей Иванов также отметил, что сейчас существуют три основных направления реформы. Первое - это финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также поставка в войска новых вооружений и боевой техники.
Второе - усиление и наращивание количества компактных соединений и частей постоянной боевой готовности, создание условий для технического перевооружения войск, повышение их боеготовности и боеспособности на потенциально опасных стратегических направлениях. Для этого, указал министр обороны, следует повысить "компактность и мобильность Вооруженных Сил с увеличением доли частей постоянной готовности, которые могут профессионально реагировать на угрозы, которые сегодня существуют". Сергей Иванов подчеркнул, что эта задача соответствует общемировой тенденции - "вооруженные силы все чаще и чаще привлекаются для борьбы с терроризмом, наркотрафиком, к миротворческим миссиям". "То есть облик вооруженных сил за последние 15-20 лет существенно изменился и по всем прогнозам будет и дальше меняться", - отметил он.
И третье направление реформы - это вопросы социальной сферы, которые, по словам Сергея Иванова, являются одними из важнейших в плане строительства Вооруженных Сил. Повышение социального статуса военнослужащих - краеугольная задача всей военной реформы. На сегодня 48 процентов семей военнослужащих имеют уровень дохода ниже прожиточного минимума. Чтобы исправить это положение, по словам главы российского военного ведомства, предусмотрено привести поэтапно в течение 2002-2003 годов оклады денежного содержания военнослужащих к уровню окладов и надбавок федеральных госслужащих.
Как пояснила заместитель министра обороны Любовь Куделина, на первом этапе в 2002 году предусматривается уравнять оклады по воинским должностям военнослужащих с должностными окладами госслужащих. По ее словам, оклады по воинским должностям будут увеличены более чем в 2 раза, и при этом одновременно предусматривается реформирование системы отдельных выплат и льгот, установленных действующим законодательством.
На втором этапе в 2003 году предполагается установить оклады по воинским званиям применительно к размерам надбавок за квалифицированный разряд федеральных госслужащих. Конкретные сроки проведения этих мероприятий с учетом обеспечения необходимыми средствами из федерального бюджета в настоящее время прорабатываются Правительством России, заявила Любовь Куделина.
В соответствии с планом, отметил министр обороны РФ, будет осуществлен переход на трехвидовую структуру Вооруженных Сил - Сухопутные войска, ВВС и ВМФ. При этом будет оптимизирована ударная группировка РВСН при сохранении существующей структуры Стратегических ядерных сил (наземной, авиационной и морской составляющей СЯС). Количество военных округов сократится с семи до шести.
В настоящее время уже создано Главное командование Сухопутных войск ВС РФ. А к 1 июня в России будут сформированы космические войска. Они будут выполнять функции предупреждения о ракетно-ядерном нападении, обеспечивать связь и контролировать космическую группировку. По словам министра обороны РФ, военно-космические войска будут "работать в интересах сухопутных, военно-воздушных, военно-морских сил, а также ВДВ и других родов войск". При этом формирование космических войск не повлечет никаких увольнений в РВСН, на базе которых они создаются.
О НАТО, Балканах и системе ПРО
Министр обороны РФ Сергей Иванов подтвердил негативное отношение России к расширению НАТО на Восток. Он отметил, что "НАТО постоянно говорит, что со стороны России эта военно-политическая организация не испытывает угроз". Тогда возникает закономерный вопрос: если со стороны России нет никаких угроз, зачем военно-политическая организация должна расширяться? Министр обороны России назвал вопрос расширения НАТО на Восток "одним из основных открыто признаваемых противоречий" в отношениях между РФ и Североатлантическим альянсом. При этом, убежден глава Минобороны, вообще отношения между Россией и НАТО "наполовину, если не больше", зависят от альянса. По его словам, "либо НАТО должна видоизмениться, либо у нас возникают вопросы, на которые мы не получаем вразумительного ответа".
Сергей Иванов подтвердил, что планирует принять участие в заседании Совместного постоянного совета РФ - НАТО на уровне министров обороны, которое пройдет 7-8 июня в Брюсселе. И подчеркнул, что Россия "настроена в целом на конструктивное взаимодействие и сотрудничество" с НАТО в тех областях, которые определены основополагающим актом "Россия - НАТО". По вопросам, касающимся "ситуации на Балканах, укрепления европейской безопасности, в том числе с возможным использованием наших идей по европейской противоракетной обороне, мы вполне готовы и идем на сотрудничество так же, как в вопросах спасения на море", - подчеркнул Сергей Иванов.
Особый акцент министр обороны России сделал на ситуации на Балканах. По мнению Сергея Иванова, главным условием урегулирования ситуации в югославском крае Косово остается "признание и четкое, неукоснительное выполнение всеми, в том числе косоварами, резолюции Совета Безопасности ООН номер 1244, которая закрепляет, что край - составная часть Югославии". "Иные подходы, по моему глубокому убеждению, - и последние события это подтверждают, и параллели с Чечней все более и более напрашиваются - приведут к широкомасштабному конфликту", - заявил руководитель Минобороны России, добавив, что лидеры экстремистов "в границах Косово не успокоятся, а пойдут дальше".
Между тем, по его мнению, появились и некоторые сдвиги к лучшему. Как отметил Сергей Иванов, "к счастью, в последнее время силы KFOR стали действовать более наступательно, а не лицезреть, как бандформирования проходят мимо них в нескольких десятках метров и совершают теракты как в отношении Сербии, так и Македонии". При этом министр сказал, что без принятия надлежащих мер совершение террористических актов албанскими боевиками могло перекинуться в перспективе и на территорию Черногории, особенно если народ этой республики решит выйти из состава Югославии, и Болгарии, и Северной Греции. Поэтому силы KFOR должны более жестко подходить к разоружению незаконных воинских формирований, находящихся в Косово. "Миллион стволов оружия, который оказался в их руках, бесследно не исчезнет, и рано или поздно эти стволы все равно кому-то придется изымать. Поэтому чем раньше это будет сделано, тем лучше будет для ситуации на Балканах", - подчеркнул Сергей Иванов. В дальнейшем, по его мнению, для урегулирования ситуации в Косово возможна "различная комбинация средств по предупреждению действий боевиков". "Но только - еще раз подчеркиваю - в рамках того, что Косово остается неотъемлемой частью Югославии", - заявил глава российского военного ведомства.
Министра обороны России попросили прокомментировать и появившиеся в СМИ сообщения относительно "готовящегося к встрече президентов США и России американского пакета предложений по закупке российских зенитно-ракетных систем С-300 и другой боевой техники в обмен на отказ Москвы от Договора по ПРО". На это Сергей Иванов ответил, что никаких предложений от США по закупке комплексов С- 300 России не поступало: "Я думаю, что даже если такие предложения поступят, уверен, что это не решит вопрос по ПРО". "Если обратятся к нам с подобным предложением, то мы рассмотрим его на комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которую возглавляет Президент РФ", - добавил глава российского военного ведомства.
Касаясь собственно вопросов о планах США создать систему ПРО, Сергей Иванов подчеркнул, что за последний год "практически ничего не изменилось". "Мы готовы к дискуссии и ведем ее не первый год. Мы вели ее с администрацией Клинтона и готовы ее вести и с администрацией Буша. Но согласитесь, для того, чтобы вести дискуссию, нужен какой-то предмет для нее. Необходимо конкретное понимание того, чего другая сторона хочет. Пока этого нет", - сказал министр обороны РФ. В то же время он высказался за продолжение консультаций между Москвой и Вашингтоном, которые проводятся по данной проблематике. Министр обороны РФ также заявил: "Важно, чтобы все четко понимали: в случае, если Договор по ПРО утратит свою юридическую силу, наступят последствия, предсказать которые не может буквально никто. Потому что 32 международных соглашения в области ограничений вооружений или нераспространения увязаны с Договором по ПРО. Нельзя из стены вынуть один кирпич и рассчитывать на то, что остальная кладка останется на месте".
Чеченский узел
На вопрос журналистов, почему недостаточно эффективны операции против лидеров чеченских сепаратистов, министр ответил: "Знать, где находятся главари бандформирований - это одно, нейтрализовать их без потерь, крупных потерь личного состава, совершенно другое". "Задача, которая перед нами стоит, заключается в том, чтобы нейтрализовать или в случае сопротивления ликвидировать главарей бандформирований без крупных потерь". Но "мы прежде всего должны думать о своих людях", - сказал глава российского военного ведомства.
Вместе с тем, как заявил Сергей Иванов, крупных бандформирований на территории Чечни уже нет и "в обозримом будущем не предвидится". Более того, по его словам, силы Минобороны и внутренние войска МВД РФ "медленно, но верно переходят к ночному патрулированию на территории Чечни", беря ситуацию под контроль не только днем, но и ночью. Глава российского военного ведомства сообщил также, что "никаких крепостей в Чечне строить не планируется", а войска будут дислоцированы в тех местах, где этого требует оперативная обстановка.
По его мнению, при проведении контртеррористической операции в Чечне установился "достаточно высокий уровень взаимодействия между силовыми структурами". Вместе с тем приоритетными задачами сил Минобороны в Чечне является "участие в спецоперациях по нейтрализации главарей бандформирований и вспомогательных операциях по блокированию определенных районов". По словам Сергея Иванова, "результаты этих операций у всех на слуху: десятки, сотни полевых командиров среднего звена уничтожены или взяты в плен". В ходе контртеррористической операции с августа 1999 года по 28 мая этого года погибло также 2026 военнослужащих Минобороны России.
Касаясь выплат военнослужащим, находящимся в Чечне, Сергей Иванов заявил, что раньше система боевых выплат и надбавок таким военнослужащим имела массу недочетов и злоупотреблений. Сейчас, по его словам, картина меняется. Как заявила в свою очередь Любовь Куделина, в эту систему выплат, согласно постановлению правительства от 26 апреля, внесены соответствующие изменения. По ее словам, вместо 50-процентных надбавок по окладам выплачиваются 100-процентные. Для солдат, проходящих срочную службу, введены суточные полевые нормы, для остальных военнослужащих вместо одинарных полевых выплат введены двойные. Сохранены и стимулирующие, так называемые боевые, выплаты, которые полагаются военнослужащим при проведении конкретной специальной операции. В общей сложности каждый военнослужащий в Чечне в среднем получает около 20 тысяч рублей в месяц, сообщила замминистра обороны.
В ходе пресс-конференции были даны ответы и на другие вопросы журналистов.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker