на главную страницу

31 Мая 2001 года

Тема номера

Четверг

Не "полигон" реформ, а опора державы

На вопросы "Красной звезды" отвечает губернатор Нижегородской области Иван СКЛЯРОВ

Беседу вел Владимир МОХОВ, "Красная звезда". Нижний Новгород.



- Иван Петрович, Нижний Новгород и область в сознании россиян ассоциируются со знаменитой нижегородской ярмаркой и "полигоном" рыночных реформ. Это, так сказать, взгляд со стороны. А какими на самом деле город и область вступили в новый век?
- Уж, по крайней мере не "полигоном" реформ. Не считаем мы областной центр и "третьей столицей", как писали о нас совсем недавно. Нижегородская область вступает в ХХ1 век с огромным научно-техническим потенциалом, который к нашему удовлетворению был за эти годы сохранен. Конечно, очень многое из того, что здесь концентрировалось, потеряно. Достаточно сказать, что у нас ковалась третья часть оружия во время Великой Отечественной. Здесь существовал самый современный военно-промышленный комплекс, включая ядерный центр "Арзамас-16". Сейчас мы прошли конверсию. И делали при этом не только то, что потребно рынку. Мы старались дать работу практически всем, кто вернулся на производство. Сегодня наши научно-исследовательские учреждения (а их около ста - столько нет ни в одном из других субъектов Федерации) остаются на плаву. Когда-то они были созданы в целях развертывания того же ядерного центра, а сегодня работают по различным направлениям. Что касается "Арзамаса-16", там тоже все нормально. Государство как держало ядерный щит, так его и держит. Это гарантия от любых неожиданностей. Во всех опорно-базовых системах ВПК сохранены технологии и люди. Кое-где даже наметилось движение вперед.
Сохранены и основные производства. Нашей визитной карточкой остается автомобильная промышленность, хотя сегодня мы испытываем некоторые трудности. Приход нового инвестора в лице "Сибирского алюминия" - это объективная экономическая закономерность. "ГАЗ" как производил 54 процента грузового автотранспорта в России, так и производит. Как делал почти 17 процентов легкового автотранспорта, так и делает. Словом, какую отрасль ни возьми, она не умерла. Это дает надежду. Мы идем вперед с восстанавливающимся потенциалом в экономике.
- Одним из основных потребителей продукции Горьковского автозавода всегда была армия. Тот же трудяга ГАЗ-66 на совесть служил и служит ей много лет. Но жизнь не стоит на месте...
- В нашей продукции сильно заинтересованы возрождающиеся Сухопутные войска. Они не могут воевать без брони. А та броня, которая есть, добивается в Чечне и других местах, уже не представляя для армии большой ценности. На повестке дня серьезное перевооружение, в которое мы готовы внести посильный вклад. Самые современные бронетранспортеры, которые мы начали производить и серийно, и в экспериментальном порядке, будем надеяться, поступят скоро в наши части. Что касается другой техники, то на смену ГАЗ-66 пришли такие уникальные машины, как "Садко", "Атаман", "Комбат". Их тоже очень ждут в войсках. Мы, кстати, полностью готовы заменить парк автомобильной техники не только в армии, но и в МЧС. Сергей Шойгу, побывав недавно в Нижнем, посмотрел экземпляры самой новейшей техники и сделал довольно много заказов. Армия в силу ограниченных финансовых возможностей пока заказывает меньше. Но мы, повторяю, сохранили мобилизационные мощности и готовы выполнить любой оборонный заказ. Конечно, уже не в прежних объемах, они сегодня и не нужны. Претерпела изменения философия военного дела, сама конструкция армии. Сегодня должно быть востребовано современное высокоточное оружие, а не все то, что раньше скопом заказывалось. Есть возможность выбирать и выбирать лучшее.
Область наша славится не только автомобилестроителями, но и радиолокационщиками, радиотехниками - всем тем, что связано с ПВО страны. Там наиболее сложная и наукоемкая техника. В Нижнем традиционно проводится базовая выставка-ярмарка такой техники, которую стягивают к нам со всей России. Все предприятия соответствующего профиля объединены в ассоциацию. Здесь у нас и такие гиганты "оборонки", как "Красное Сормово", АО "Сокол", где делаются МиГи. И их продукция конкурентоспособна во всем мире.
Мы только что заключили соглашение с "Рособоронэкспортом" о широкомасштабном сотрудничестве. Вместе будем участвовать в вопросах маркетинга, изучения спроса потенциальных покупателей. Мы и сами пробиваемся на рынки вооружений, но совместно с таким авторитетным партнером делать это будет легче.
- "Красная звезда" недавно рассказала об уникальной программе медико-социальной реабилитации участников локальных военных конфликтов, которая осуществляется у вас в области. Говорят, ее застрельщиком и инициатором были именно вы...
- Не стал бы приписывать все заслуги исключительно себе. Губернатор - это прежде всего команда. И программа - общее наше дело. На территории области дислоцируется гвардейское общевойсковое объединение, направившее наибольшее (если не брать в расчет 58-ю армию) количество людей в Афганистан, в Чечню. Почти 11 тысяч отвоевавших... Здесь же расположены части Внутренних войск, принимавшие участие в контртеррористической операции. Только что вернулись с Северного Кавказа 1.160 человек из спецподразделений МВД. Они почти год стояли в Гудермесе, а когда пришла пора уходить, местные власти даже не хотели их отпускать. По их словам, это наиболее надежные и подготовленные подразделения.
Я и сам, как председатель комитета Совета Федерации по федерализму и межнациональным отношениям, довольно часто бываю на Северном Кавказе, встречаюсь с руководителями тамошних регионов. Моя родная сестра 18 лет прожила в Грозном и выехала оттуда совсем недавно, когда уже стало невмоготу. Бывая там, я знал все эти события изнутри.
Потерь было много... Тогда мы и пришли к выводу: надо что-то делать. Не только памятники и церкви в честь погибших. Надо думать и о живых. Еще в бытность мэром Нижнего Новгорода я помог создать реабилитационный центр для тех, у кого погибли близкие. Там оказывалась необходимая медицинская и психологическая помощь. Когда же стало приходить много раненых, контуженых, потребовалось сделать эту работу более целенаправленной. А у нас как-никак три госпиталя ветеранов войн, ведомственные медучреждения... Грех было бы не использовать такие возможности. Сначала появилась мысль о необходимости диагностировать всех, кто возвращается с войны. У нас ведь даже в детских садах раз в квартал проводится диагностика, назначается витаминизированное питание (в школах обеспечивается от 14 до 20 видов витаминизированного питья). Затем работа с участниками локальных конфликтов стала более масштабной и системной. Хотя поначалу возникали сомнения, будет ли она эффективной. Но система постепенно заработала, и все сомнения отпали. Три четверти бывших военнослужащих, прошедших диагностику, нуждались в том или ином лечении. Подключили все наши медицинские мощности, купили на Оке целый санаторий "Солнечный".
Но этого мало. Мы должны каждому такому парню найти работу, обучить его чему-то вплоть до техникумов и институтов. На совете ректоров местных вузов меня поддержали, стали принимать вчерашних солдат вне конкурса. Очень помогли в этой работе общественные организации "афганцев" и "чеченцев". Ведь надо понять, что это несколько тысяч человек. Не дать им затесаться в криминал, а направить в конструктивное русло - вот была сверхзадача! И, кажется, мы ее решили. Спасибо девчонкам из медицинской академии, работавшим сестрами милосердия. Только им по силам было вернуть многих пацанов к жизни. То есть нужны были нестандартный подход, находчивость в решении такого рода вопросов.
Не такие большие затраты это и для областного бюджета. Немного взяли из фонда медицинского страхования. Здорово помогает пенсионный фонд. В любом случае эти затраты оправдывают себя. Иначе куда девать всех этих ребят? Ждать, когда они на всех обозлятся? Кому, как не государству, пославшему их воевать, теперь лечить все их медицинские и социальные болячки?
- Какое место в работе губернатора занимает взаимодействие с силовыми структурами? Побывав у командующего общевойсковым объединением генерал-лейтенанта Меркурьева, я узнал, что о гвардейцах вы не забываете: недавно выделили полмиллиона на ремонт медицинских пунктов, подарили частям компьютеры, принтеры, магнитофоны...
- С командованием объединения у нас действительно очень хорошие контакты. По-другому просто нельзя. Сегодня, когда широко развита система всевозможных взаимозачетов, надо идти навстречу, уважать друг друга. Да и как не уважать людей, которые жизнь кладут за Отечество? Я дал установку, чтобы 50 процентов призывников служили в наших подшефных частях. Это сильно помогает в решении проблем "дедовщины", укрепления воинской дисциплины и т.д. Когда кто-то приглядывает - это совсем другое дело... Поэтому шефство над армией развито очень широко. Причем шефство на самом серьезном уровне. Помогаем строить в гарнизонах дороги и школы, проводить газ. Атомную подводную лодку "Нижний Новгород" мы сами потащили в Североморск на перезагрузку ядерного топлива. "Наша" дизельная подлодка и четыре корабля есть и на Черном море. Один из них, "Очаков", помогает ремонтировать наш автозавод.
Но у нас и других силовиков немало. Скажем, куда девать 27 тюрем, расположенных в области? Бросить их на произвол судьбы, когда сверху денег не выделяют? Но там отбывают наказание наши же нижегородцы, которых не оставишь голодными, без лекарств. Приходится брать на себя дополнительные затраты. Точно так же и со всеми остальными.
У нас, кстати, есть и кадетский корпус на 400 человек. Но он маловат и разбросан. Сейчас мы хотим объединить его в одном месте. Возможно, этим местом будет территория расформированного недавно (о чем мы очень сожалеем) зенитно-ракетного училища.
- Иван Петрович, в области грядут губернаторские выборы и вы собираетесь в них участвовать. А как бы вы охарактеризовали четыре истекших года на этом нелегком посту?
- Время летит быстро... Я ведь много обязательств на себя не брал. Обещал стабилизировать положение в экономике. Кое-что получилось. Вопрос мог решиться и лучше, не будь частой смены правительств, финансового обвала в 1998-м. Что говорить, тяжелое выпало времечко. Но, главное, люди вернулись на производство, нет перебоев с зарплатами и пенсиями. Эти четыре года нужны были для выхода из кризиса. А дальше надо наращивать потенциал улучшения качества жизни. Это зависит от прибыльности и рентабельности предприятий, многих других факторов. Нужно непрестанно думать о людях. Человек должен знать, что его не выгонят с работы, что в случае чего он сможет вылечиться, дать детям хорошее образование. На селе (я сам деревенский и всегда очень переживаю за деревню) тоже надо сделать жизнь более уютной. Дороги, газ, телефон, чистая вода - вот то, что нужно каждому. Кстати, у нас в Нижнем прямо в квартиры подается чистая озонированная вода - такого нигде в России не встретишь. Но сделано еще далеко не все. Впереди работы много. Будем работать.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker