на главную страницу

1 Июня 2001 года

Армия сегодня

Пятница

Жаркий сезон

Беседу вел Александр БОГАТЫРЕВ.
Таджикистан.



Сегодня в войсках и на флотах начинается летний период обучения. О том, как он будет проходить в 201-й мотострелковой дивизии, корреспонденту "Красной звезды" рассказал начальник штаба соединения полковник Евгений Гусев.

- Евгений Николаевич, ваша дивизия дислоцируется на территории Таджикистана. Специфика региона накладывает, видимо, отпечаток на боевую учебу?
- Сразу отмечу, что наряду с боевой подготовкой мы выполняли задачи по усилению ротных тактических групп и эшелонированной поддержке застав Пянджского и Московского пограничных отрядов. Несли службу по охране и обороне военных и государственных объектов на территории Таджикистана. По городу Душанбе у нас развернуто 12 блокпостов, охраняем посольство Российской Федерации и другие объекты.
Тем не менее боевая учеба была организована на твердую хорошую оценку. Все намеченные планы в зимнем периоде отработали полностью. Добились неплохих результатов в одиночной и групповой подготовке, на достаточно высоком уровне провели ротные и батальонные тактические, а также командно-штабные учения. Хотя, что греха таить, характерные для Вооруженных Сил проблемы с ГСМ затрудняли эту работу.
Сегодня, в том числе и в вопросах боевой учебы, мы плотно взаимодействуем с пограничными войсками и армией Таджикистана. Провели совместные учения с целью согласования усилий всех военных структур в выполнении единой задачи по защите южных рубежей СНГ в районе таджикско-афганской границы. Замысел учений заключался в том, чтобы совместными усилиями развернуться на рубеже, занять оборону, организовать единую систему огневого поражения наступающего противника. Эти вопросы мы отрабатывали в ходе учений на картах. Кроме того, представители трех сторон выезжали на местность в районы дислокации Пянджского и Московского погранотрядов.
- Качество летней боевой учебы во многом будет зависеть от четкой организации подготовительного периода. Как он прошел в соединении?
- Сложные климатические условия и непрерывные занятия сказались на сохранности учебно-материальной базы. Поэтому в подготовительном периоде мы постарались ее восстановить. Кроме того, в мае всю технику перевели на летний период эксплуатации. Правда, здесь возникли свои проблемы, так как дивизия, повторю, испытывает большой дефицит в маслах и смазках.
Кроме того, в минувшем месяце выработали единую методику проведения показных занятий по боевой готовности и успешно провели одно такое мероприятие. Командиры получили прекрасный опыт обучения личного состава действиям по тревоге, усилению охраны и обороны городков, одиночным действиям военнослужащего в составе отделения, взвода, роты и батальона...
- Возникают ли проблемы, связанные с состоянием полигонной базы, укомплектованностью боевой техникой и боеприпасами у 201-й МСД?
- Полигонная база дивизии, увы, не позволяет заниматься боевой учебой на необходимом уровне. В полном объеме не удается проводить, например, полковые и батальонные тактические учения. Они требуют больших территорий, которыми соединение на сегодняшний день не располагает. Поэтому мы ограничиваемся, как правило, ротными тактическими учениями или батальонными с боевой стрельбой. Хотя и у артиллерии свои проблемы. Если ствольная отрабатывает свои задачи полностью, то с РСЗО "Ураган" все намного сложнее, так как минимальная дальность ее стрельбы очень велика.
Что касается техники и вооружения, то этим мы укомплектованы в соответствии с установленными штатами. Проблема в другом. Все труднее становится эти машины содержать. К примеру, на 80 процентах автомобильной техники ресурс резины выработан полностью. Пять лет не поставляются аккумуляторные батареи. Боеприпасы тоже приходится экономить... В случае крупномасштабных боевых действий их будет недостаточно.
- Ваше соединение в последнее время все чаще стали называть дивизией будущего - у вас все же современное вооружение, вместо срочников - солдаты-контрактники...
- Да, можно сказать, что в дивизии отрабатывается модель профессиональной армии. Этим можно гордиться. Хотя... И тут есть свои проблемы. Приезжая сюда, военнослужащие-контрактники сталкиваются с высокой насыщенностью боевой подготовки, большим количеством нарядов и караулов, хроническим недостатком личного времени, тяжелым бытом в условиях чрезвычайного положения. При этом их денежное содержание довольно низко. В среднем зарплата солдата-контрактника составляет порядка 2.000 рублей. Тем, кто служит в полевых условиях в ротных тактических группах близ границы, доплачивают 1.500 рублей. Согласитесь, суммы эти совсем невелики. Поэтому некоторые военнослужащие уже через два-три месяца разрывают контракт. Порой получается так, что приходят в часть сто человек, а увольняются - двести. Поэтому из месяца в месяц укомплектованность снижается.
Танковые, разведывательные, артиллерийские подразделения в этом плане обеспечены сравнительно неплохо. А вот в мотострелковых, на которых лежит самая высокая нагрузка, дела обстоят не лучшим образом. И эту проблему надо решать.
Ощущается недостаток и в младших офицерах. Из выпускников военных вузов здесь остаются в среднем 60 процентов. Мы вынуждены готовить молодых офицеров на месте. Наиболее подготовленных солдат и сержантов направляем на десятимесячные курсы младших лейтенантов в Казанские филиалы Челябинского танкового института и Военного артиллерийского университета. В этом году туда уже поехали учиться 60 человек.
- В регионе складывается очень непростая обстановка. Как это отразится на организации боевой подготовки дивизии?
- У нас летний период обучения всегда проводится в условиях возрастающей угрозы со стороны бандитских групп, приходящих с территории Северного Афганистана. В горах уже сошел снег, перевалы открыты, тропы свободны. По нашим данным, намечаются широкомасштабные боевые действия между воюющими силами Афганистана, в том числе и в приграничных с Таджикистаном районах. На нашу территорию постоянно перелетают снаряды, особенно в районе переправы Арабкокуль. Поэтому подразделения дивизии там периодически приводятся в повышенную боевую готовность. Недавно, к примеру, прошла информация, что готовится провокация против 9-й пограничной заставы. Предполагается ее обстрел с целью вызова ответного огня с нашей стороны. Учитывая, что на территориях, откуда провокаторы будут вести огонь, живут беженцы, появится повод обвинить российских военных в обстреле мирных жителей.
Нередко летят в нашу сторону пули и в ответ на задержание пограничниками крупных партий наркотиков. Более того, не исключены прорывы боевиков большими группами.
Все это, несомненно, обусловливает специфику системы боевой подготовки дивизии. Начнется летний период как всегда с занятий по боевой готовности. Будем отрабатывать действия подразделений, частей и дивизий в целом при приведении в боевую готовность, переводе с мирного на военное время. Эти вопросы мы затронем в первой половине июня. Затем продолжится боевое слаживание в рамках существующей учебной программы. Запланированы различные виды учений, в том числе с подразделениями боевого обеспечения. В частности, в разведывательном батальоне начнутся занятия по горной подготовке. Планируем подать заявку в Приволжский военный округ для того, чтобы нам обеспечили сборы по воздушно-десантной подготовке. Там наша разведывательно-десантная рота будет учиться выполнять задачи с высадкой парашютным способом. Со всеми частями пройдут командно-штабные учения. В сентябре планируются дивизионные КШУ. Скорее всего они пройдут, как и ранее, совместно с пограничниками и таджикскими военными.
Дополнительную нагрузку всегда вызывает и необходимость доподготовки прибывающих офицеров к выполнению задач на территории Таджикистана. Здесь есть своя специфика в эксплуатации вооружения и техники, обучении личного состава и т.д. Учебные программы военных вузов необходимых знаний и умений в этом смысле не дают. Поэтому с новыми офицерами мы проводим сборы, проверяем уровень их подготовки, совершенствуем тактическую, специальную и одиночную подготовку в стрельбе и вождении в горных условиях. Таким же образом поступаем и с прибывающими солдатами, сержантами.
Специфика еще и в том, что много учебного времени съедают наряды, боевое дежурство, караулы. Ежедневно под ружьем находятся больше 50 процентов личного состава соединения.
Усложняет жизнь местный климат. Со 2 июня мы переходим на так называемый "жаркий" распорядок дня. Подъем в 5 часов утра. В 7 часов все офицеры уже прибывают на службу. В середине дня, когда температура достигает 40-50 градусов, делаем перерыв с 12 до 15 часов.
- Сегодня возрождается Главное командование Сухопутных войск. Связывает ли дивизия какие-то надежды в решении своих проблем с появлением Главкомата?
- Несомненно. И вот почему. Мы находимся в оперативном подчинении Приволжского военного округа. После объединения его с Уральским и размещения командования в Екатеринбурге у нас, видимо, появятся дополнительные сложности. Новым людям понадобится время для того, чтобы детально вникнуть в нашу обстановку. К тому же значительно увеличится удаленность от штаба округа. Если в Самару летает хотя бы один гражданский рейс, то в Екатеринбург, например, нужно добираться через Москву. Поэтому для нас значительно лучше было бы находиться непосредственно в подчинении возрождающегося ныне Главкомата. К тому же такой опыт у дивизии уже есть. Кстати, мы и так сегодня снабжаемся на 80 процентов из центральных баз.
Если такое решение будет принято и в результате проблемы дивизии, которые я перечислял выше, будут решаться более эффективно, несомненно, выиграет дело. А у дивизии появится возможность действительно стать лучшим соединением в Сухопутных войсках.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker