на главную страницу

1 Июня 2001 года

Армия сегодня

Пятница

Незаменимый Матвиец

Наталья КУЗЬМИНА.Николай ЛИТКОВЕЦ,"Красная звезда".



С заместителем командира пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) Камрань по воспитательной работе капитаном 1 ранга Александром Матвийцом мы познакомились в аэропорту Владивостока за несколько часов до вылета во Вьетнам. Живой, энергичный, он появлялся то тут, то там, кого-то внимательно выслушивал, кому-то что-то подсказывал. Одним словом, воспитатель был в своем амплуа, работал, успокаивал людей, длительное время, впрочем, как и он сам, не имеющих возможности добраться домой.
"Перелет будет долгим, так что времени для беседы у нас достаточно", - извиняясь, заспешил он к очередной группе пассажиров.
...Глубокой ночью воздушный топливозаправщик Ил-78 распахнул "объятия" своего огромного чрева. И хотя всю центральную часть воздушного лайнера заполнил груз, зрительно объемность салона от этого не уменьшилась. Первое разочарование постигло, когда узнали, что восемь часов перелета предстоит сидеть в позе десантника, плечом к плечу, на жестких деревянных скамейках, расположенных вдоль борта самолета. Второй "радостной" новостью для пассажиров стало известие об отсутствии каких-либо бытовых услуг. Поэтому все по мере своих возможностей воздерживались от принятия пищи, старались не смотреть на воду, а сигареты прятали подальше в сумки.
Несколько освоившись в необычных условиях, начинаем беседовать с Александром Максимовичем. Путь его к офицерскому олимпу был непростым. Срочную службу проходил в подразделении связи Северной группы войск. Оттуда поступил в Донецкое высшее военно-политическое училище, по окончании которого был распределен на флот. Заместитель начальника отделения средств связи базового аэродрома морской ракетоносной авиационной дивизии в Белоруссии, комсомольский работники авиации Балтийского флота, инструктор по комсомолу флота - таков послужной список офицера, предшествующий его заветной мечте стать подводником.
Да и путь в плавсоставе у Александра Максимовича начинался непросто. Сказывалось отсутствие корабельной подготовки. На дизельной лодке, куда попал после академии, необходимо было еще и вахту нести. Командир, толковый, умный наставник, капитан 2 ранга Виктор Томач, подозвал как-то к себе Александра и сказал как отрезал: "На изучение лодки даю ровно месяц. И запомни - на берегу ты мой заместитель, а в море еще и вахтенный офицер. Будешь плохим, это все увидят, тогда и с людьми работать тебе будет сложно". Затаил вначале Матвиец обиду на командира, но уже через месяц, когда успешно сдал все зачеты, понял, насколько тот был прав. До сих пор ему благодарен...
Разговор прервало заметное оживление, вызванное появлением по оба крыла нашего лайнера японских истребителей. Через иллюминатор можно было разглядеть даже силуэты пилотов. Столь пристальное внимание со стороны сил самообороны Японии объяснялось тем, что коридор пролета между двумя странами (Япония и Корея) в этом месте был узок, и малейшее отклонение от намеченного курса грозило нарушением той или иной границы. Отдавая должное мастерству военных пилотов дальней авиации, хочется отметить, что наш Ил прошел практически точно по линии, начерченной на карте. Об этом красноречиво свидетельствовали показания бортового компьютера и комментарии после полета представителя штаба воздушной армии.
А путь пролегал мимо Японских островов, Кореи, восточного побережья Китая, Тайваня, Филиппин. Пошли на снижение. Внизу показалась вьетнамская земля...
Самолет зарулил на стоянку, открылся люк. Жарой и влажностью в салон ворвался тропический климат. Вокруг вместо привычных нашему глазу стройных березок и елей-красавиц росли колючие кактусы и широколистные пальмы. И только загорелые, улыбающиеся лица встречающих нас офицеров из ПМТО свидетельствовали о том, что мы среди своих.
Пересев в "уазик" с вынутыми боковыми стеклами (своеобразный российский кондиционер), отправились в место расположения городка. Через двадцать минут езды были у ворот КПП части. Матрос в тропической форме, поприветствовав нас, пропустил на территорию гарнизона.
А утром следующего дня капитан 1 ранга Александр Матвиец уже проводил инструктаж с вновь прибывшими. Вместе с ведущими специалистами гарнизона разъяснял правила и особенности пребывания российских граждан за границей, условия местной жизни.
Процесс воспитательной работы здесь значительно отличается от "материковой". В обязательном порядке учитывается отдаленность от родных берегов, большие (в 2-3 месяца) перерывы с доставкой писем. А если взять во внимание, что нынешние молодые воины в силу своей неорганизованности и непонимания того, как они дороги своим родителям, пишут им все реже, становится понятным, что вопрос индивидуально-воспитательной работы в гарнизоне один из самых сложных.
Александр Максимович работу построил так, что в части каждый офицер становится воспитателем. Иначе просто нельзя. Здесь особенно щепетильно вникают во все нужды и запросы личного состава, стараются отслеживать тех, кто психологически не смог адаптироваться в этих непростых условиях. Так, в силу специфики матросы роты охраны вынуждены через сутки нести дежурство на жаре, под палящим солнцем. И хотя людей сюда отбирают, бывают и срывы - сказываются климат и напряженность службы. А штатного заместителя командира роты охраны по воспитательной работе здесь нет уже лет пять. Ощущается и отсутствие психолога, начальника клуба. Капитан 1 ранга Александр Матвиец един во всех "ипостасях".
Характерной чертой гарнизона стала разбросанность его подразделений по полуострову, особенно авиационной комендатуры. Поэтому проведение воспитательных мероприятий связано с определенными трудностями. Но и в этом случае пытаются по возможности привлекать всех к участию в событиях гарнизонного масштаба, собирая подчиненных по отдельным "точкам".
Много внимания уделяется и служащим ПМТО. "В большинстве своем это прекрасные люди, - отмечает Александр Максимович. - Они понимают, что здесь находятся не только как специалисты, но и как представители своей страны за границей. Чувство патриотизма, достоинства, осознание своего вклада в общее дело, неравнодушие в таких условиях проявляется очень ярко".
Эти качества отметил и побывавший в прошлом году в гарнизоне посол РФ во Вьетнаме Виктор Иванов. А чего стоило заставить людей поверить в себя и "забыть" об иждивенческом настроении, знают только командир с замом. Зато теперь каждую пятницу после обеда в городке начинается "санитарный час". Все дружно занимаются уборкой территории, благоустройством городка. Наводить порядок больше некому, эту простую истину теперь уяснили многие.
Заботит воспитателя и обеспечение работой жен военнослужащих. Есть среди них и бухгалтера, и врачи, и учителя. Пока этот вопрос закрыт полностью. Но если на любую из должностей прибудет специалист по оргнабору (что бывало неоднократно), он имеет приоритетное право. Прежнему работнику останется лишь уйти по собственному желанию. Такая накладка происходит из-за того, что в некоторых военкоматах не хотят прислушиваться к просьбам командования ПМТО, не отслеживают заявки и искусственно создают безработицу.
По праздникам в гарнизоне проводят театрализованные концерты. Лидером и инициатором организации праздников является коллектив военно-морского госпиталя, которым руководит подполковник медслужбы Сергей Деменок. А душой культурно-массовых мероприятий хирург подполковник медслужбы Андрей Галкин, прекрасный актер, певец и гитарист. Нечасто, но в ПМТО играют свадьбы. Только за минувший год их было четыре. Главным распорядителем и регистратором браков выступает сам командир - капитан 1 ранга Юрий Еремин.
- Раньше, когда в гарнизоне было больше людей, - рассказывает капитан 1 ранга Александр Матвиец, - функционировал военторговский магазин, причем неплохой. Сейчас его содержать, наверное, стало невыгодно. Где покупаем продукты? Вьетнамцы арендуют помещения у нас и торгуют. А где еще отовариваться, если за пределы гарнизона выезжать приходится редко? Одним словом, проблем достаточно, но мы их стараемся решать в меру своих возможностей.
- Нельзя мне без "комиссара", он - моя правая рука, к тому же, как говорится, на своем месте, - подытожил наш разговор капитан 1 ранга Юрий Еремин. - Александр Максимович - очень нужный здесь человек. С ним сообща удается решать многие вопросы непростой гарнизонной жизни. К сожалению, он один у меня на всю Камрань...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker