на главную страницу

1 Июня 2001 года

Армия и общество

Пятница

На пороге гиперзвука

Беседу вел Александр МАНУШКИН,"Красная звезда".



31 мая исполнилось 10 лет со дня образования российской ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД), которая имеет статус международной. Для чего была создана эта организация, как удалось отрасли выжить в условиях многолетнего отсутствия государственного оборонного заказа, каковы перспективы отечественного авиационного моторостроения - на эти и другие вопросы корреспондента "Красной звезды" отвечает генеральный директор ассоциации академик Виктор ЧУЙКО.

- Виктор Михайлович, чем была вызвана необходимость создания ассоциации авиационных двигателестроителей?
- Наше объединение было создано за несколько месяцев до развала Советского Союза. Уже тогда кризисные процессы, в том числе и в экономике, все больше давали о себе знать. Начался развал и разрыв производственных связей. Было ясно, что мы можем лишиться такой важной для экономической и оборонной независимости нашей страны отрасли, как авиационное моторостроение. Поэтому руководители предприятий и Министерства авиационной промышленности приняли решение о создании добровольного объединения в форме ассоциации.
Жизнь показала, что это было сделано вовремя. Ассоциация сохранила предприятия, разработчиков и производителей авиационных моторов. В АССАД сейчас входят три высших учебных заведения, научно-исследовательские институты, ОКБ, серийные заводы и часть ремонтных. Есть станкостроительные и металлургические предприятия. То есть присутствует полностью замкнутая технологическая цепочка: от научных изысканий, производства материалов с заданными свойствами до конечного продукта - авиационного двигателя.
Тогда, в начале 1991 года, 58 руководителей организаций и предприятий Авиапрома провели собрание, на котором подписали устав и учредительный договор ассоциации. 31 мая 1991 года она была зарегистрирована юридически. Вскоре в нашу ассоциацию вступили компании и фирмы авиационного моторостроения из США, Канады, европейских стран. Так организация АССАД стала международной.
В качестве членов ассоциации с нами сотрудничают 90 организаций и фирм из 9 стран мира. За прошедшие 10 лет ассоциация нашла свое место в изменившихся экономических условиях, установила постоянные контакты с аппаратами Президента РФ и Правительства России, ведомствами Украины и Белоруссии. Наиболее тесные деловые связи установлены с Росавиакосмосом, Минпромнауки, ВВС.
- Нередко можно услышать, что отечественные авиационные двигатели по экономической эффективности уступают зарубежным аналогам. Не случайно на Ил-96М и Ил-96Т ставят моторы фирмы "Pratt & Whitney", а на Ту-204-120 - фирмы "Rolls-Royce". Не лучше ли закупать авиадвигатели за границей, чем тратить деньги на их разработку, испытания и производство?
- С полной ответственностью могу заявить, что наши двигатели для военных самолетов превосходят зарубежные аналоги по большинству параметров. Это касается двигателей РД-33 и АЛ-31Ф для самолетов МиГ-29, Су-27 и их модификаций. У нас уже летают сверхманевренные самолеты Су-30 на двигателях с управляемым вектором тяги (УВТ), испытывается двигатель фирмы "А. Люлька-Сатурн" для самолетов-истребителей нового поколения.
Если же речь вести о гражданских самолетах, то сегодня на российских авиалиниях имеется несколько десятков лайнеров с двигателями зарубежного производства. Но если их сравнивать с нашими, то, в общем-то, отличий нет. По каким-то параметрам наши лучше, по каким-то - зарубежные.
На Западе работают блестящие мотористы, тем более что все они - члены нашего союза АССАД: и "Pratt & Whitney", и "Snecma"... Почему западные коллеги тянутся к нам? Это связано с мировым уровнем российского авиационного двигателестроения. И если бы не последние 10 лет перманентного экономического кризиса в стране, то базовый двигатель ПС-90 для новейших дальнемагистральных авиалайнеров давно уже существенно превосходил бы зарубежные аналоги и уж во всяком случае ни в чем бы не был хуже их.
- Недавно все авиационные моторостроительные предприятия подвели итоги работы в 2000 году. Каковы они?
- Если говорить в целом о ситуации в авиационном двигателестроении, то мы оцениваем ее по-прежнему как напряженную, хотя положительные тенденции налицо. Судите сами. На серийных заводах рост объема продаж продукции и услуг за последний год составил 31 процент, а в НИИ и ОКБ - 57 процентов. Увеличили производство и реализацию продукции ГНТЦ "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" (гендиректор Юрий Елисеев), ОАО "Рыбинские моторы" (гендиректор Юрий Ласточкин), ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (гендиректор Валерий Лесунов), ОАО "Самарский научно-технический комплекс имени Н.К. Кузнецова" (генеральный директор Евгений Гриценко), государственное унитарное предприятие "Завод имени В. Климова" в Санкт-Петербурге (гендиректор Александр Саркисов). На 70 процентах предприятий авиационного моторостроения был рост инвестиций в производство.
Еще один добрый знак видится в том, что за последний год мы сертифицировали шесть авиационных моторов, в том числе авиадвигатели ТВЗ-117ВМА-СБМ1 для самолета Ан -140, ВК-2500 для вертолетов, Д-436Т1 (ТП) для авиалайнера Ту-334 и самолета-амфибии Бе-200, ТВД-20 для делового самолета... Это уровень сертификации, на котором страна была до провальных в экономическом отношении 90-х годов.
- Авиационное моторостроение - одна из самых наукоемких отраслей промышленности. Однако основным источником валютных поступлений в страну являются сырьевые ресурсы. В чем тут парадокс?
- Действительно, за последние 10 лет Россия чуть было не стала сырьевым придатком Запада. Да и сейчас еще основная статья экспортного дохода - это нефть, газ, лес, металл... Однако для любого государства во сто крат выгоднее торговать не природными ресурсами, которые от этого только истощаются, а переработанной продукцией, и особенно с использованием высоких технологий. Например, один килограмм алюминиевого лома на рынке стоит около трех долларов, а, условно говоря, килограмм современного самолета из того же алюминия (по оценке экспертов) - 3.000 долларов. Сам же авиационный двигатель - сердце самолета - стоит еще дороже. Думается, любому понятно, с каким товаром выгоднее выходить на рынок.
Специалистами подсчитано, что при производстве "ширпотреба" в легкой промышленности и даже в автомобилестроении один человек производит товаров в среднем на 5 - 15 долларов в час, а в авиационном моторостроении - на 200 - 350 долларов. Если наше государство в ближайшие 10 - 15 лет сохранит авиационную промышленность вообще и авиационное моторостроение в частности, поддержит их финансово и законодательно, это окупится сторицей.
- Словом, вы считаете, что Россия и в ХХI веке сохранит за собой статус великой авиационной державы?
- Несомненно. У отечественного авиационного моторостроения есть перспективы. Кроме того, в последние годы в отрасли много занимались конверсионными разработками. В результате на базе современных авиационных моторов двигателисты Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Рыбинска, Перми создали уникальные энергетические установки и газоперекачивающие станции с очень высоким КПД. А в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) полным ходом идут эксперименты по созданию гиперзвукового двигателя. Оснащенные им самолеты будут превышать скорость звука в 5 - 7 и более раз.
В России есть все - мощный научно-технический задел, самая современная производственная база, подготовленные кадры - для того, чтобы оснащать самолеты отечественными двигателями мирового класса.
На снимке: в сборочном цеху ОАО "Рыбинские моторы".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker