на главную страницу

2 Июня 2001 года

История Отечества

Суббота

"Нас встречало все Политбюро и
лично Сталин..."

Андрей ПОЧТАРЕВ, "Красная звезда".



Когда этот почтенного вида пожилой мужчина вошел в редакционный кабинет в сопровождении ветерана АЛСИБа (трассы Аляска - Сибирь) Николая Яковлевича Почтаря и после короткого знакомства протянул мне почти истлевшую газету "Известия" за 28 июня 1937 года, я не сразу поверил своим глазам - с пожелтевшей фотографии на меня смотрело в числе прославленных полярников во главе с Героями Советского Союза Отто Шмидтом и Иваном Папаниным то же самое лицо, но только моложе. А внизу подпись: военный инженер 3 ранга Радоминов Евгений Гаврилович. Еще ниже - строки из постановления ЦИК СССР: "За образцовое выполнение задания Правительства и героизм наградить участников Северной экспедиции, достигшей Северного полюса и основавшей полярную станцию на дрейфующем льду у полюса: Орденом Трудового Красного Знамени: ...4. Радоминова Е.Г. - военинженера 3 ранга. Выдать денежную премию в размере 5.000 рублей..." Оказалось, что для того, чтобы описать жизненный и боевой путь полковника в отставке Е. Радоминова, не хватит и целого номера нашей газеты. Ведь в будущем году ему исполнится 90 лет, из них 38 он отдал Вооруженным Силам. А география мест службы еще более впечатляет: Ирак, Иран, США, Румыния, Канада...

- В экспедицию на Северный полюс, - вспоминает прославленный ветеран, - я попал радиоинженером после окончания Военной инженерно-технической академии связи им. Подбельского из Научно-исследовательского института связи РККА, где служил в авиационном отделе. Готовились к ней с лета 1936 года. На следующий год, 22 марта, на четырех ТБ-3 с Центрального аэродрома им. Фрунзе мы во главе с академиком Отто Юльевичем Шмидтом стартовали через Архангельск - Нарьян-Мар - Маточкин Шар к острову Рудольфа. 21 мая флагманский корабль, пилотируемый Героем Советского Союза М. Водопьяновым, с этого острова достиг Северного полюса. Через несколько дней туда перелетели еще три самолета: Героя Советского Союза В. Молокова, А. Алексеева и И. Мазурука. По заданию М. Шевелева - заместителя начальника экспедиции по летной части - я обеспечивал ее на о. Рудольфа, что на Земле Франца-Иосифа. 25 июня, оставив одну машину Мазурука для подстраховки станции Папанина, мы возвратились в Москву. Нас встречало все Политбюро, и лично Сталин, Ворошилов всех целовали.
Это было одновременно и романтическое, если не помнить репрессии 1937-го, и трагическое время. Советские люди впервые в мире высадились на полюсе, экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова на знаменитом АНТ-25 пролетает над ним и покоряет Америку. Газеты пестрят заголовками: "Героизм и отвага советских летчиков вызывают восхищение во всем мире", "Смелые завоеватели Северного полюса", "Большевистский привет носителям славы сталинской эпохи!", "В семью славнейших сынов нашей Отчизны вошли новые Герои Советского Союза - участники Северной экспедиции"... А вот что писала в те дни "Красная звезда": "Вчера
(25 июня. - Авт.) Москва торжественно встречала славных сыновей Родины, завоевателей Северного полюса. На Центральном аэродроме на встрече отважных присутствовали великий вождь народов товарищ Сталин, руководители партии и правительства...
От Центрального аэродрома до Кремля - по Ленинградскому шоссе, по улице Горького проложена триумфальная трасса. Портреты героев, флаги, гирлянды. С окон сыплется снег приветственных листовок. На тротуарах тысячи празднично одетых москвичей. Гремят оркестры. Льются песни..." Читатели старшего поколения могут помнить эти картинки по сохранившимся кадрам документальной кинохроники. А Евгений Гаврилович - живой свидетель тех памятных для него и страны дней.
Великую Отечественную войну военинженер Е. Радоминов встретил в должности начальника радиоотдела Службы заказов и вооружения ВВС Красной Армии. Уже в марте 1942 года он с готовностью принимает ответственное предложение кадровых органов и убывает в правительственную командировку в Ирак - Иран. В иракском порту Басра был создан союзнический авиазавод по сборке и приемке ленд-лизовских истребителей и бомбардировщиков. Самолеты доставлялись в порт морскими транспортами в разобранном виде, после чего американцы и англичане их собирали и передавали русским авиаспециалистам. В задачу Евгения Гавриловича входило принять от союзников бортовую связную технику, проверить ее работу в воздухе и дать "добро" на дальнейшую эксплуатацию. Только после окончательной приемки американские "Бостоны", "Митчеллы", "Аэрокобры" и "Дугласы" формировались в отдельные авиаотряды, которые поэтапно перегонялись советскими летчиками специального авиаполка в Кировабад, а затем их путь лежал на действующий фронт.
- Условия для работы, - рассказывает Евгений Гаврилович, - были адскими. Чужая, полуфеодальная страна, невыносимый для нас климат и жесткий график приемки - фронту позарез нужны были боевые самолеты. Жили в палатках. Из-за жары трудились только с 4 до 8 утра. Соответственно взлет наши ребята могли производить только с 7 до 8 часов. Позже уже все живое и неживое на солнце просто плавилось. И хотя темнело около 16 часов, вылетать днем было нельзя еще и потому, что вплоть до границ Советского Союза под крылом лежали сплошные горы. В таких условиях и погиб наш командир базы полковник Муравьев, вылетевший в штаб, в Тегеран и разбившийся вместе с экипажем и переводчицей.
Наработанный опыт Е. Радоминова заметили в Москве, в Импортном управлении штаба ВВС. Более того, в нем остро нуждались на другом направлении - на АЛСИБе. В ноябре 1942-го заработала новая перегоночная воздушная трасса союзнических самолетов - из Фербенкса, что на Аляске, в Красноярск. И Евгения Гавриловича перебрасывают в США, в распоряжение начальника советской военной приемки полковника Мачина. Из тропиков да в суровую Арктику. Здесь офицеру предстояло прослужить более года. За это время через его руки и руки его боевых товарищей прошли около 3 тысяч (из 8 тысяч принятых всего здесь за войну. - Авт.) ленд-лизовских истребителей, бомбардировщиков и транспортников, которые были направлены на советско-германский фронт. Не один десяток часов в небе Аляски в ходе испытательных полетов вместе с нашими и американскими экипажами провел радиоинженер Е. Радоминов. Судьба хранила его. Только по счастливой случайности в декабре 1942 года он не попал на тот злополучный бомбардировщик Б-25, что разбился во время контрольного полета в Фербенксе перед отправкой в СССР вместе с американским экипажем и его другом еще по Ираку - инженером майором Борисом Кисельниковым. Вечным пристанищем Бориса Васильевича стала могила на Аляскинском мемориальном кладбище близ Анкориджа.
Но Евгению Гавриловичу хотелось настоящего дела - он рвался на действующий фронт. Тем более что к тому времени у него появился достойный сменщик Роман Покровский (после войны - генерал-полковник, бывший начальник 5-го ГУ МО СССР. - Авт.). И Мачин, и Москва пошли Е. Радоминову навстречу. Правдами и неправдами в апреле 1944 года его назначают начальником связи 169-й базы особого назначения в Полтаву к генералу Перминову. На украинском аэродромном узле Полтава - Миргород - Пирятин стали базироваться "челноки" - американские бомбардировщики-"летающие крепости", что осуществляли сквозные бомбардировки Германии и Румынии на маршрутах из Англии в Италию и обратно.
- В Полтаве была очень интересная совместная с союзниками боевая работа, - говорит Евгений Гаврилович. - Помню хорошо, как мы случайно вдруг раскрыли, что отступающие немецкие части заблаговременно подготовили к взрыву все жилые казармы - и наши, и американцев. А сколько было "прыгающих" противопехотных мин противника на аэродроме - и не счесть. Там же, в Полтаве, я встретил и свое счастье - будущую жену, переводчицу Серафиму...
Но война неумолимо подходила к своему логическому завершению. И Е. Радоминова назначают на более ответственный участок работы - представителем ВВС в Союзную контрольную комиссию по репарациям в Румынию. В должности помощника начальника отдела этой комиссии он и встретил долгожданный День Победы.
Безупречная служба и работа за границей, опыт общения с американцами, знание английского языка и крепкий семейный тыл - к тому времени у Евгения Гавриловича с Серафимой Сергеевной рос годовалый сынишка - вот те критерии, по которым его отобрали на военно-дипломатическую работу. После подготовки в феврале 1950 года Е. Радоминова направляют старшим помощником военно-воздушного атташе при посольстве СССР в Канаде. В Оттаве он провел долгих три года. Одновременно пришлось достойно представлять нашу страну в Международной Ассоциации гражданской авиации, участвовать в работе Монреальской конференции ИКАО.
По возвращении в Союз полковник Е. Радоминов уволился из армии в 1970 году, последовательно послужив старшим военпредом на авиазаводе в Лианозово и председателем радиосекции в Научно-техническом комитете ВВС. Но и после ухода на пенсию Евгений Гаврилович не смог оставаться без любимого дела. В течение двенадцати лет он бессменно трудился научным сотрудником по авиарадиотематике в Научно-исследовательском институте приборостроения Министерства радиопромышленности.
Стареть же фронтовику некогда - ведь у него трое внуков и самый забавный - правнук Иван. С ними да со своими товарищами из секции АЛСИБа и отдыхает душой заслуженный авиатор.
На снимке: ст. помощник военно-воздушного атташе в Канаде полковник Е. РАДОМИНОВ (справа) и военный атташе полковник ГОЛОВЕШКИН. Оттава, 1951 г.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker