на главную страницу

2 Июня 2001 года

Культура

Суббота

"Фабрика грез" в Подмосковье

Евгений ЛИСАНОВ. Фото Василия ГРАЧЕВА.



Как-то один знакомый сказал: "Знаешь, какие фильмы показывают в Белых Столбах? Голливуд в подметки не годится!" Я послушал совета и отправился в Госфильмофонд России.

СВОИМ появлением Госфильмофонд обязан "Чапаеву" и ряду других фильмов раннего советского кинематографа. Дело в том, что к середине 30-х годов негативы некоторых картин, представляющих особую ценность, практически пришли в полную негодность. Особо сильно пострадал негатив "Чапаева", который пришлось отправить на восстановление за границу.
Тогда-то и было принято решение поместить копии и негативы "Чапаева" и других ценных картин в специальное хранилище негативов. Но иметь такое хранилище в черте города небезопасно. При определенных условиях нитропленка, из которой сделаны негативы старых фильмов, может самовозгораться. Поэтому решили строить хранилище подальше от многомиллионного города, и Белые Столбы подошли для этого как нельзя лучше.
- Мы собираем художественные, анимационные, научно-популярные фильмы, - рассказывает Владимир Дмитриев, первый заместитель генерального директора Госфильмофонда России по международным связям. - Наш принцип - никакой селекции. Все без исключения картины должны принадлежать истории.
Тем не менее сохранить все созданное отечественным кинематографом не удалось. Еще до образования архива в Белых Столбах был уничтожен целый пласт немых картин - тогда и у нас, и за рубежом господствовало расхожее убеждение, что с появлением звукового кинематографа немые картины утратили ценность. В результате около 80 процентов немых картин в мире потеряны безвозвратно.
- Другой наш принцип, - продолжает Владимир Юрьевич, - деидеологизированность. Хотя его не всегда удавалось выдерживать. Так, в 1956 году, после ХХ съезда, из фильма "Ленин в Октябре 1917 года" были вырезаны кадры с изображением Сталина. Сотрудникам удалось их сохранить, но фильм показали уже без них...
Аналогичных примеров немало. Так, фильм режиссера Сергея Васильева "Наши песни", посвященный создателю легендарного Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову, еще во время съемок чем-то не понравился кому-то "наверху". Картину закончить так и не удалось, и коробки с "незавершенкой" отвезли в Госфильмофонд. На сегодняшний день здесь восстановлено несколько эпизодов, и работа продолжается.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ киноленты - процесс долгий, кропотливый. В зависимости от срока давности и технического состояния ленты подвергаются профилактическому контролю, который определяет количество и характер дефектов. И только потом начинается процесс реставрации.
Сначала в цехе ручной реставрации лента устанавливается на специально оборудованном столе, где проверяется каждый кадр. Делается заключение о техническом состоянии пленки. Затем восстановительный процесс происходит в цехе машинной реставрации. С помощью специальных машин как промышленного производства, так и изготовленных самими сотрудниками Госфильмофонда удаляются выявленные дефекты. После реставрации все пленки просматриваются в кинозале. Если ОТК выявляет устраняемые дефекты, лента возвращается на доработку.
- Лет пять назад, - вспоминает начальник уч
астка реставрации Лариса Шамухина, - к нам поступил фильм режиссера Всеволода Пудовкина "Мать". Техническое состояние его было настолько плохим, что некоторые сотрудники в буквальном смысле слова плакали, предлагали его вообще не реставрировать - уж слишком большая ответственность. Но мы все же рискнули. Только подготовительный процесс занял несколько недель. А через машину пропускали одну часть в день...
Итак, картина восстановлена. На нее заводится своего рода паспорт - карточка технического состояния ленты, указываются киностудия, актеры, режиссеры, сценаристы. С оригинала делают, как правило, одну копию. Если картина классическая или пользующаяся большим спросом - две.
Затем восстановленные картины и копии поступают в специальные хранилища, где определенная температура (11 - 15 градусов по Цельсию) поддерживается постоянно.
ВОПРЕКИ общепринятому мнению, что Госфильмофонд России - режимное предприятие, закрытое от посторонних глаз, это учреждение, как выяснилось, отнюдь не скрывает своих сокровищ от массового зрителя.
- Наш основной заказчик, - говорит заместитель начальника научного отдела Владимир Антропов, - телевидение. В среднем пару раз в месяц мы отправляем им фильмы из наших фондов.
И не только телевидение. Сюда может послать заявку любой желающий. В течение недели нужная картина будет подобрана. И за небольшую плату в кинозале фильмохранилища или за монтажным столом можно посмотреть тот или иной фильм.
У Госфильмофонда есть также свой кинотеатр "Иллюзион", где демонстрируются как современные, так и классические картины. Здесь также проводятся специальные показы тематических фильмов, приуроченные к праздникам, юбилеям. К 50-летию Победы, например, Госфильмофонд проводил по всей стране показ кинофильмов о войне, а в "Иллюзионе" в течение месяца демонстрировались лучшие художественные ленты о начале войны, важнейших битвах, о тружениках тыла женщинах, детях.
Разнообразную насыщенную программу подготовили здешние сотрудники и к 55-летию Победы. В прошлом году в "Иллюзионе" несколько раз бесплатно демонстрировались картины для ветеранов. Четыре блока видеокассет об основных вехах Великой Отечественной, подготовленные сотрудниками Госфильмофонда, были подарены ветеранам войны, труженикам тыла.
- Еще шесть лет назад, к 50-летию Победы, - вспоминает заместитель начальника научного отдела Владимир Антропов, - мы задумали написать книгу, куда были бы внесены все хранящиеся у нас фильмы о войне. Но отсутствие средств, сами понимаете... Тем не менее работа продолжается и сейчас. Надеемся издать книгу в рамках нашего участия в работе Российского организационного комитета "Победа".
Сотрудники Госфильмофонда внесли в комитет ряд предложений. Это и показ фильмов военно-патриотической тематики с выездом актеров в воинские части, и изготовление видеокассет по разнарядке Минобороны РФ для военнослужащих, находящихся в Чечне.
ГОСФИЛЬМОФОНД России по праву можно назвать уникальной мировой "жемчужиной", национальным культурным достоянием страны. На сегодня здесь собраны 56 тысяч наименований фильмов. Тем не менее не все гладко складывалось в истории этого учреждения. Безусловно, негативно сказывались на деятельности фильмохранилища трудности военного и послевоенного времени. Но, пожалуй, самые мрачные воспоминания у сотрудников вызывает лихолетье начала 90-х, когда одержимые суверенитизацией бывшие советские республики пытались урвать свой "кинематографический кусок". Если бы это произошло, убеждены здесь, от всемирно известного фильмохранища остались бы лишь жалкие воспоминания. Тогда целостность фонда, к счастью, удалось отстоять.
Новое испытание на прочность Госфильмофонд переживал в последние годы. Недофинансирование стало хроническим, что, понятно, отрицательно отражается на его деятельности. Если в развитых странах уже перешли на новейшие реставрационные технологии - цифровой процесс, повышающий и производительность труда, и качество пленок, то здесь работают по старинке.
Но все же работают так, что восхищают и просто зрителей, и самых отъявленных киноманов, и привередливых критиков, и иностранных "спецов". Наглядное тому подтверждение - итоги 5-го фестиваля "Белые Столбы- 2001", где впервые был показан считавшийся безвозвратно утерянным первый советский фильм о подводном флоте режиссера Михаила Вернера "Пленники моря" ("Драма на подводной лодке"), 1928 г. Печальная судьба у этого фильма. Кому-то "наверху" картина не понравилась, негатив был уничтожен. Но копия сохранилась в чешском киноархиве. Раритет передали российским коллегам, которые восстановили его в первоначальном варианте.
Кстати, недавно директор Госфильмофонда РФ Владимир Малышев был награжден французским знаком "Кавалер словесности и искусств".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker