на главную страницу

2 Июня 2001 года

Культура

Суббота

Во власти "Тихой обители"

Александр БОНДАРЕНКО, "Красная звезда".



В Центральном академическом театре Российской армии - премьера. К юбилею народной артистки СССР Людмилы Касаткиной приурочен выход спектакля "Странная миссис Сэвидж" по пьесе американского драматурга Джона Патрика.

Можно сказать, что творческая жизнь Людмилы Ивановны идет по двум параллельным линиям. Первая неразрывно связана с Театром армии, где сыграны ее лучшие сценические роли - Флорелла в "Учителе танцев" Лопе де Вега, Нила Снижко в "Барабанщице" А. Салынского, Марго Чаннинг в "Шарадах Бродвея" М. Орр и Р. Дэннема.
Вторая линия - кинематограф. Дебютировав в "Укротительнице тигров", Касаткина стала известной миллионам зрителей по своим ролям в первых советских телесериалах "Вызываем огонь на себя" и "Операция "Трест", в таких замечательных фильмах, как "Мать Мария", "Помни имя свое" и многих других.
Постановщиком спектакля стал народный артист СССР Сергей Колосов. Известный кинорежиссер, бывший с 1965 года художественным руководителем творческого объединения телевизионных фильмов киностудии "Мосфильм" Сергей Николаевич, кстати, "получал путевку" в творческую жизнь именно в Театре армии, где некогда вышел его дипломный спектакль "Наследники".
Итак, комедия "Странная миссис Сэвидж"... Почему театр обратился именно к этой пьесе, написанной ровно полвека назад? Пьесе достаточно известной, сыгранной на сцене многих театров страны? Достаточно сказать, что роль миссис Сэвидж исполняли Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова - и сегодня этот блистательный список продолжает блистательная Людмила Касаткина.
Сюжет спектакля достаточно прост. Взрослые, весьма преуспевшие в жизни дети - один из них даже является сенатором конгресса США - сдают свою мачеху в клинику для умалишенных. И что с того, что мачеха, та самая миссис Сэвидж, с детства заменяла им мать? Уж больно расточительна стала она к старости - решила организовать фонд памяти своего покойного мужа, чтобы помогать людям выполнять их заветные желания. Так что опасности ни для кого, кроме своих детей, точнее, их состояния, материального благополучия, она не представляет. Но ведь и клиника называется "Тихая обитель" и там действительно нет буйных пациентов.
Можно отметить, что все артисты, исполняющие роли больных - А. Попова, Н. Курсевич, С. Гуськова, Р. Радов и заслуженный артист России А. Каминский - относятся к своим персонажам очень мягко и тактично. Открывается занавес, видишь на сцене милых, весьма предупредительных друг к другу людей и не сразу и понимаешь, что перед тобой - "дурдом".
Между прочим, совсем недавно "дурдом" на сцене мне пришлось увидеть и в спектакле Малого театра, в филиале которого сейчас идет премьера "Хэппи энд" - триллер американских драматургов С. Сондхайма и
Д. Фурта в постановке В. Бейлиса. Честно говоря, уже сам факт такой постановки вызывал удивление. Наиболее классический в полном смысле этого слова театр Москвы вдруг обращается к американским триллерам. Опять-таки зачем? Ответ пришел во втором акте, и по реакции зрителей было ясно, что это поняли все и смогли наложить действие, происходящее в кабинете психиатра, на нашу современность. И всем стало жутковато...
Можно сказать, что ЦАТРА и Малый театр связывают воистину родственные узы. Выражается это и в отношении к сценическому материалу, и в тех традициях, которые оба творческих коллектива продолжают, в тех идеях, которые они исповедуют. Можно сказать и про "переток" артистов и режиссеров из одной труппы в другую...
В общем, не случайно, видимо, темы спектаклей двух театров оказались созвучны, вот только решение вышло диаметрально противоположное. Впрочем, это уже следует хотя бы потому, что в ЦАТРА играют комедию, а в Малом - триллер.
Итак, "Хэппи энд" - счастливый конец, если перевести с английского. К психиатру на очередной сеанс приходят пациенты, олицетворяющие, как потом вдруг оказывается, все смертные грехи - ни одного положительного персонажа. Тут и "Гордыня", убившая мужа, не соответствовавшего ее "имиджу", и измученное абортами "Любострастие", и самоуничтожающееся "Чревоугодие"... Вот только страшнее всех оказывается "Властолюбие" - Мартин Чисхольм, политический деятель, готовящийся занять очередную высокую ступеньку на властной лестнице. А для того, чтобы эту "ступеньку" занять, он идет на все: обмануть, оклеветать, убить человека - и даже не одного, - и взорвать дом в центре Нью-Йорка, чтобы уничтожить все следы... В конце концов именно он, видящий в окружающих не больше, как "расходный человеческий материал", достигает свой хэппи энд. Остальным уже все равно, потому что все они - трупы.
Интересно, кстати, сравнить две роли из двух спектаклей. Мистер Чисхольм (заслуженный артист России Н. Верещенко) - лощеный джентльмен, сильный и уверенный в себе, тем самым поначалу вызывающий даже симпатию зрителей. Сенатор Тит Сэвидж (С. Колесников) своими манерами и повадками более походит не на политика, а на гангстера, какими изображают их заокеанские боевики. Вот только мораль у них совершенно одинакова - таким "большим людям", по их мнению, дозволено все. А потому мир, которым они управляют, становится страшным для проживания. Не так ли?
Недаром миссис Сэвидж, получив возможность покинуть "Тихую обитель", вдруг задумывается: а не остаться ли ей здесь, среди милых, в общем-то, людей, которые ее искренне полюбили и к которым она привязалась. Но доктор Эммет (заслуженный артист России М. Еремеев) ей объясняет, что пациенты клиники живут в своем мире теней и иллюзий и что нормальному человеку нет среди них места. Героиня Людмилы Касаткиной возвращается в настоящую жизнь, чтобы творить добро.
Но в ту же жизнь врывается, оставив за собой трупы и руины, властолюбивый Мартин Чисхольм, который, разумеется, не сделает ничего хорошего ни для кого, за исключением себя. Здравомыслящему человеку не место среди умалишенных - но ведь и людям с нарушенной психикой не место в нормальном обществе, какой бы манией они ни были одержимы...
Такой вот вывод напрашивается после просмотра двух по-настоящему хороших спектаклей, только что вышедших на сцены Центрального академическом театра Российской армии и Государственного академического Малого театра. Как всегда, истинный театр заставляет задуматься, он предостерегает, ничего не говоря напрямую... Ведь действие обоих спектаклей происходит не на бескрайних российских просторах, а в далекой Америке. К нам оно, по счастью, никакого отношения не имеет. Впрочем, все аналогии в собственном своем бытии мы увидим сами. Включим телевизор и будем любоваться!
На снимках: Людмила КАСАТКИНА в спектакле "Странная миссис Сэвидж"; сцена из спектакля "Хэппи энд".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker