на главную страницу

5 Июня 2001 года

Российское оружие

Вторник

В интересах сотрудничества и безопасности

Заместитель министра иностранных дел РФ Александр ЛОСЮКОВ о российской политике в АТР



Сегодня, в начале ХХI века, Азиатско-Тихоокеанский регион переживает этап сложных и неоднозначных перемен. Фундаментальные сдвиги в экономике и социальной структуре азиатских обществ, ставшие следствием процесса глобализации, быстрое подключение региона к мировому научно-техническому прогрессу, к единому международному информационному пространству - все это заставляет с большой степенью уверенности говорить, что АТР располагает реальным потенциалом превратиться в предстоящие десятилетия в одну из нескольких крупнейших зон, развитие которых будет для мировой цивилизации определяющим. По существу это уже происходит.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Александр Прохорович ЛОСЮКОВ родился в 1943 году. В 1968 окончил МГИМО МИД СССР. С 1968 по 1972 год - стажер, атташе посольства СССР в Афганистане. С 1972 по 1978 год - атташе, третий секретарь, второй секретарь секретариата первого заместителя министра иностранных дел СССР. С 1978 по 1981 год - второй секретарь, первый секретарь посольства СССР в США. С 1981 по 1982 год - первый секретарь Генерального секретариата МИД СССР. С 1982 по 1985 год - помощник заместителя министра иностранных дел СССР. С 1985 по 1990 год - советник-посланник посольства СССР на Филиппинах. В 1990 году - заместитель начальника Управления стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии МИД СССР. С 1990 по 1992 год - начальник Управления общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона МИД СССР. В 1992 году - начальник управления Департамента Азиатско-Тихоокеанского региона МИД России. С 1992 по 1994 год - посол Российской Федерации в Новой Зеландии (по совместительству - в Королевстве Тонга, Западном Самоа и государстве острова Кука). С 1994 по 1997 год - посол Российской Федерации в Австралии (по совместительству - в государствах Фиджи, Вануату и Науру). С 1997 по 1999 год - директор Второго Департамента Азии МИД России. С 1999 по 2000 год - директор Департамента Генерального секретариата, генеральный секретарь МИД России. С 2000 года - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
Женат, имеет двоих детей.
Владеет английским языком и языком пушту.
ВОЗМОЖНОСТИ этого региона впечатляют - в его пределах расположены страны, в которых в совокупности проживает более половины населения планеты. На долю АТР приходится примерно 60 процентов мирового ВВП, свыше половины планетарного торгового оборота, более 60 процентов морских и почти 25 процентов воздушных перевозок. В АТР сосредоточены крупнейшие финансовые резервы, там находят применение наиболее передовые технологии. Кстати, о прочности заложенного в регионе экономического фундамента свидетельствует тот факт, что большинство стран региона сравнительно быстро преодолело последствия финансово-экономического кризиса конца 90-х годов. Несмотря на наметившуюся в конце прошлого года тенденцию к замедлению темпов хозяйственного роста в США и Японии, стабилизация и хозяйственный подъем по-прежнему характеризуют экономическую жизнь АТР.
Уникален Азиатско-Тихоокеанский регион и с военно-политической точки зрения. В нем сконцентрированы интересы держав, обладающих самым большим ядерным потенциалом, сильнейших в военном отношении. Хотя общий уровень военной активности в АТР после окончания "холодной войны" заметно снизился, сложившиеся в регионе за годы конфронтации уровни военных потенциалов в целом остались без серьезных изменений. Напротив, наметилась линия на известный рост военных расходов государств АТР, что стало, в частности, следствием улучшения их экономического положения. На фоне сокращения военных расходов ряда государств происходит общий рост совокупности объема оборонных затрат, заметна тенденция на совершенствование и модернизацию вооруженных сил, внедрение высокотехнологичных видов вооружений.
На этом фоне скорее исключением, и весьма позитивным, стало подписание в 1997 году Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем - с другой, соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил вдоль общей границы. Немаловажным результатом переговоров в этом формате явилось возникновение группы объединенных общими интересами стран под названием "Шанхайская пятерка". В наши дни этот региональный форум все более явно обретает черты международной организации многопланового взаимодействия.
В интересах сотрудничества и безопасности
СИТУАЦИЯ в АТР весьма стабильна, не просматривается серьезной угрозы крупных военных конфликтов. Идет, хотя и неспешно, поиск механизмов обеспечения безопасности на двусторонней и многосторонней основе. Большинство государств региона отчетливо демонстрирует стремление к укреплению равноправного взаимодействия, отказу от ставки на силу. И все это при существенной географической, политической, экономической и культурно-исторической разноликости региона. Глобализация пока еще не привела к значительному нивелированию этих различий. в Азии они, пожалуй, заметнее, чем в других частях мира. Может быть, и поэтому тоже трансформация международных отношений в АТР в большей мере тяготеет к многополярной модели, идет в направлении укрепления баланса между различными центрами силы.
Обратной стороной неоднорядности в экономическом развитии, этническом составе населения, религиозных воззрениях, природных условиях стран региона является устойчивое сохранение ряда очагов нестабильности и локальных споров. Это обуславливает сохранение в регионе и значительного конфликтного потенциала. Яркий пример - ситуация на Корейском полуострове. По общему мнению стран АТР, немалую опасность для региональной стабильности представляют сложные процессы, идущие в крупнейшем государстве Юго-Восточной Азии - Индонезии. Немало территориальных разногласий, доставшихся в наследство от колониальных времен, "тлеющих" пограничных споров способны в определенных условиях резко расшатать мир в регионе.
Не остается АТР в стороне от крупнейших проблем, стоящих перед мировым сообществом. Прежде всего в области стратегической стабильности. Очевидно, что на ситуации в регионе не могут не сказываться американские планы отказа от Договора по ПРО 1972 года. Создание США своей национальной системы ПРО вкупе с внедрением узкой по составу системы ПРО ТВД в Северо-Восточной Азии наверняка вызовет к жизни серьезную перестройку сложившегося регионального баланса сил, последствия которой сейчас трудно просчитать. Ясно, пожалуй, одно - будет спровоцирована активизация силовых тенденций во внешней политике ряда государств АТР, может возникнуть новый виток гонки вооружений.
С немалым и понятным интересом следят в регионе за формирующимися в Вашингтоне новыми подходами к военно-политической ситуации в АТР - ведь США играют немалую роль в поддержании нынешнего регионального баланса сил. В том виде, как он есть сейчас, он, по-видимому, устраивал бы американских политиков. Но что будет завтра? А не исключено, что завтра США придется реагировать на те быстрые перемены в региональном балансе, которые они сами же подтолкнут своими амбициозными планами в военной области.
Судя по некоторым экспертным разработкам, еще не "взятым на вооружение" Белым домом, в Вашингтоне могут сделать еще больший упор на укрепление уже существующих двусторонних военно-политических альянсов - с Японией, Республикой Корея, Австралией, пытаясь подтянуть к ним Сингапур, Филиппины, Таиланд. Могут предприниматься усилия, направленные на недопущение "блокирования" Китая, - он теперь главный предмет озабоченности США в АТР - на "антиамериканской" основе с другими крупными государствами региона, прежде всего Россией и Индией.
Вместе с тем найдется, пожалуй, и база для нашей совместной работы с США в АТР. Это и профилактика разрастания потенциальных конфликтных ситуаций, шаги по продвижению азиатско-тихоокеанского диалога, мер доверия, становления многосторонних институтов, региональной безопасности.
Такое взаимодействие необходимо, оно в интересах не только России и США, но и всех стран АТР. Ведь глобализация, сближающая континенты и несущая в их самые отдаленные уголки достижения современной цивилизации, приносит с собой и вызовы нового порядка, такие, как трансграничная преступность, международный терроризм, религиозный экстремизм и сепаратизм, незаконный оборот оружия и наркотиков, противостояние которым невозможно без активных совместных усилий всех членов мирового и регионального сообществ.
Таким образом, положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе, неотъемлемой и существенной частью которого является Россия, с одной стороны, вселяет известный оптимизм, но и не оставляет места для самоуспокоенности - с другой.
КАК ВИДЯТСЯ в таком контексте цели российской политики на азиатско-тихоокеанском направлении? Они несильно отличаются от целей и интересов большинства других государств региона. Так же, как и другим, нам нужны мир и стабильность, возможность торговать продуктами нашего труда, нормально общаться с соседями по региону. Таковы непременные условия поступательного развития нашего общества, нашей страны, особенно ее восточных регионов. Ведь в АТР расположены две трети территории Российской Федерации, где проживают 30 миллионов наших сограждан. Их прогресс и их благополучие во многом зависят от мирного и конструктивного взаимодействия России с государствами АТР. Именно поэтому мы заинтересованы в создании в регионе обстановки открытости и безопасности, учитывающей интересы всех расположенных там государств. И готовы ради этого к сотрудничеству со всеми партнерами в АТР как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Россия намерена и далее придерживаться курса на активное вовлечение в дела АТР. О серьезности наших намерений продолжать эту линию говорит позитивная динамика связей с ведущими государствами и группами государств Азии и Тихоокеанского бассейна.
Активно развивается наш диалог с Китаем. Москва и Пекин строят свой диалог в рамках равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия, ставшего в наши дни одним из важных факторов не только региональной, но и глобальной стабильности. Этапным событием в двусторонних контактах должно стать планируемое в этом году заключение базового межгосударственного договора. Уверен, что этот документ станет прочной основой для дальнейшего развития между Россией и Китаем добрососедских отношений, не переходящих в военно-политический союз и не направленных против третьих стран. Его цель - обеспечить мирное решение любых спорных вопросов и предполагающих широкое взаимодействие по всем направлениям практического сотрудничества.
В целом благоприятная атмосфера сложилась к настоящему времени в российско-японских отношениях. Не существуют более разделявшие две страны в прошлом конфронтационные идеологические барьеры. Принята и имеет неплохие шансы на реализацию программа строительства между Россией и Японией отношений партнерского типа, в которой выделяются три центральных направления: углубление взаимодействия на международной арене, расширение торгово-экономического и иного сотрудничества, продолжение переговоров по проблеме заключения мирного договора - по сути, единственной, которая остается еще не урегулированной. Представляется, что и ее можно решить, если отойти от некоторых старых стереотипов, проявить государственную мудрость и политическое мужество, устремленные в будущее. Важно, что, несмотря на смену внутриполитических декораций, стороны стараются сохранять стабильность и преемственность в двусторонних отношениях.
Набирают обороты партнерские связи между Россией и Индией, связанных многолетними узами традиционной дружбы. Мы с оптимизмом смотрим на перспективы их расширения по всему спектру - от политических и экономических до военно-технических и гуманитарных. В основе такой убежденности лежит совпадение коренных интересов двух стран, единство или близость их позиций по важнейшим проблемам современности.
В число приоритетов российской политики на Азиатско-Тихоокеанском направлении входит развитие многопланового сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), охватывающей теперь все десять стран этого субрегиона АТР. Среди членов АСЕАН есть и такие наши традиционные партнеры, как, например, Вьетнам, отношения с которым после некоторого перерыва вновь находятся на подъеме. В целом же контакты между Россией и АСЕАН реально помогают нам в международных делах, обещают выгоды в экономической области.
Россию напрямую затрагивают многие сложные региональные и субрегиональные проблемы, в решение которых наша страна способна вносить заметный вклад. Взять хотя бы ситуацию в непосредственной близости от наших границ - на Корейском полуострове.
Дипломатическая активность России, ее сбалансированная линия в отношении обоих корейских государств сыграли существенную роль в создании условий для начала и продолжения процесса межкорейского сближения. Мы готовы и дальше активно содействовать диалогу между Пхеньяном и Сеулом, снижению напряженности на полуострове и вокруг него. При этом мы отдаем себе отчет в том, что перспективы примирения корейцев зависят прежде всего от воли и усилий самих корейцев. Россия выступает за решение корейских проблем мирным путем, исключительно дипломатическими средствами, без вмешательства внешних сил.
УСИЛЕНИЕ политической и экономической взаимозависимости государств АТР закладывает предпосылки для формирования принципиально новой системы региональных взаимоотношений. Создаются дополнительные условия для расширения многовекторного сотрудничества стран региона, активно развиваются интеграционные связи. Россия как ответственный член регионального сообщества намерена способствовать продвижению целей и задач существующих в АТР интеграционных механизмов.
Вступив в 1998 году в Форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), объединяющий большинство государств АТР, мы сделали принципиальный выбор в пользу хозяйственной интеграции с регионом. Соответствующее национальным интересам вхождение в систему сложившихся в АТР экономических связей отвечает потребностям хозяйственного развития страны, в первую очередь ее восточных районов, должно служить повышению конкурентоспособности нашей экономики в целом, созданию благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего приток иностранных капиталов. И с этой точки зрения значение нашего участия в АТЭС - единственном в своем роде механизме диалога и согласования позиций по ключевым вопросам экономики, торговли и инвестиций в АТР - трудно переоценить.
Весомо участие нашей страны и в деятельности такого важного механизма многостороннего диалога по вопросам безопасности в регионе, как Асеановский региональный форум (АРФ), объединяющий ведущие страны АТР, а также Евросоюз. В рамках форума осуществляется большой объем работы по согласованию подходов государств региона к различным аспектам безопасности в АТР и налаживанию общерегионального взаимодействия в интересах поддержания мира и стабильности. В этом контексте усилия членов АРФ направлены прежде всего на укрепление доверия в военно-политической области и разработку концепции превентивной дипломатии применительно к особым условиям АТР.
С первых дней создания АРФ в 1994 году Россия проявила себя одним из наиболее активных его участников. Наша последняя инициатива, которую мы прорабатываем совместно с нашими партнерами из АСЕАН, - это принятие декларации "Тихоокеанское согласие", своего рода регионального "кодекса поведения", определяющего принципы межгосударственных взаимоотношений в АТР. Отклики региональных государств на эту инициативу говорят о наличии значительного интереса к ней.
Россия участвует в деятельности большинства общерегиональных и субрегиональных политических и экономических организаций Азии и Тихоокеанского бассейна. Заинтересованы мы и в подключении к такому интеграционному объединению, как созданный в 1996 году механизм встреч "Азия-Европа" (АСЕМ), в который входят 15 стран Евросоюза и 10 азиатских государств, включая Китай, Японию и Республику Корея. Считаем, что вступление России, уникальной евразийской державы, в АСЕМ способствовало бы приданию более всеобъемлющего характера всестороннему сотрудничеству между Европой и Азией - этими двумя важнейшими регионами мира.
Одним из интересных интеграционных явлений последних лет является образование нового диалогового механизма в регионе - т. н. "АСЕАН плюс 3". Запущенный в конце 90-х годов лидерами десяти государств Юго-Восточной Азии, Китая, Японии и Республики Корея, он стал своего рода "азиатским ответом" на вызовы глобализации. Налаживание в рамках "АСЕАН плюс 3" многостороннего диалога на субрегиональном уровне, как представляется, отражает объективное признание его участниками многополярного характера формирующихся взаимоотношений в АТР.
Подтверждением тенденции к формированию многополюсного сообщества, с одной стороны, углублению многоплановых интеграционных процессов, с другой, может служить и возникновение недавно еще одного нового механизма межрегиональных контактов - форума Восточно-азиатско-латиноамериканского сотрудничества (ВАЗЛАФ). Пока ВАЗЛАФ находится лишь на начальном этапе формирования - в марте с. г. состоялась первая встреча министров иностранных дел 15 стран - участников форума.
Подытоживая, констатируем, что в России в целом с оптимизмом смотрят в будущее Азиатско-Тихоокеанского региона. Годы, прошедшие после окончания "холодной войны", показали, что большинство государств региона сделало решительный выбор в пользу стабильности, сотрудничества на основе равенства и баланса интересов. А это реально создает предпосылки для сохранения в АТР настроя на поддержание совместными усилиями народов, там живущих, безопасности, мира и строительства здорового регионального хозяйства, гармонично вписывающегося в мировую экономику.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker