на главную страницу

5 Июня 2001 года

Армия и общество

Вторник

Не наступить на "грабли" истории

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны Владимир Кулаков о законодательном обеспечении обороны России

Беседу вел Сергей СЕРГЕЕВ.



Визитная карточка
Владимир Федорович Кулаков. Родился 2 ноября 1948 г. Окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба ВС РФ, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Прошел путь от командира взвода до начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ. Командовал группировкой войск в зоне осетино-ингушского конфликта, участвовал в миротворческой миссии в Косово, работал первым заместителем полномочного представителя Правительства РФ в Чеченской республике.
Член Совета Федерации, представляет в нем администрацию Магаданской области, член коллегии Министерства национальной политики РФ, академик Российской академии военных наук, доктор военных наук, генерал-полковник. Награжден пятью орденами, медалями.

- Владимир Федорович, в апреле-мае значительное место в работе верхней палаты парламента занимали военные вопросы. Им были посвящены слушания, заседание Координационного совета при председателе Совета Федерации, законы, рассмотренные на пленарном заседании. Соседство по времени с Днем Победы - повод для исторических параллелей...
- Для них, на мой взгляд, уместно взять другую точку отсчета - 22 июня. Потому что спустя 60 лет наше общество все более ограничивается лишь данью памяти о всенародном подвиге и все реже вспоминает об уроках Великой Отечественной, не говоря уж о том, чтобы соотнести их с сегодняшними реалиями и проблемами обороны страны. Хотя оснований для этого предостаточно.
Две военные реформы советской поры - с радикальным сокращением армии в 20-е годы и резким наращиванием военной мощи в 30-е - не дали стране надежной защиты ее рубежей, безопасности. А постулаты военного строительства тех лет, оценки угроз, характера будущей войны ("малой кровью на чужой территории") и военно-политическая практика (от стратегических заблуждений до приказов "не поддаваться на провокации") были опровергнуты войной.
Армия новой России, беспрерывно выполняя боевые задачи и неся потери в "горячих точках" в течение 90-х годов, постоянно сокращалась. Долгие годы ее реформирование велось по наитию, без внятной стратегии военного строительства, когда у России вообще не было целостной Военной доктрины, лишь ее основные положения, а Концепция национальной безопасности появилась только в 1997 г. Наше общество в эйфории антиармейских настроений первой половины 90-х забыло о чувстве самосохранения. Армия расплатилась за это кровью первой чеченской кампании. Но ее уроков оказалось мало. Только агрессия международного терроризма против России в Дагестане, теракты в мирных городах и тревожные перемены в мире вызвали отрезвление.
С приходом президента Владимира Владимировича Путина положение начало быстро меняться. Россия обрела стратегию военного строительства, отвечающую характеру угроз ее безопасности.
- Как вы очертили бы их? Что у вас, в недавнем прошлом военачальника, а ныне законодателя, прошедшего "горячие точки", в которых сплелись узлы проблем, как наших внутренних, так и международных, вызывает наибольшую тревогу? Какие из военных угроз России, на ваш взгляд, наиболее серьезны?
- Особо выделю две группы военных угроз. Первая - с юга. Чеченская рана на теле России еще не зажила. На центрально-восточном стратегическом направлении исламисты угрожают сопредельным с Россией государствам. Взаимодействие террористов, действующих в разных странах, свидетельствует о крайне опасной тенденции к смыканию очагов напряженности в единую дугу военной опасности по южным границам России. При объединении усилий этих сил мы можем получить угрозу войны на два фронта: на центральновосточном направлении и Северном Кавказе.
С расширением НАТО на восток растет военная угроза с запада. Ее, на мой взгляд, надо рассматривать в связке с известными планами администрации США по развертыванию системы ПРО.
- Чем обусловлена эта связка?
- Тем, что ведущую роль в альянсе играют США. Они сделали заявку на то, что противоракетная оборона будет прикрывать и союзников по НАТО. То есть ПРО станет частью будущей военной мощи альянса, фактором его стратегии. А всем ясно, зачем США и НАТО нужна гарантия неуязвимости. Если ситуация вокруг Ирака у кого-то оставляла сомнения, то их развеял кровавый опыт Балкан. И продвижение НАТО на восток, и ПРО - средства обеспечения опирающегося на военную силу диктата сверхдержавы, утверждения однополярной модели мира. И то, и другое - угрозы России.
- Каким должен быть наш ответ?
- Наша страна предложила свой вариант - российско-европейскую ПРО. Есть возможности активизируемых ныне отношений Россия - НАТО. Но главное, на мой взгляд, - повышение роли ООН, эффективности ее влияния на разрешение кризисных ситуаций, процесс разоружения и контроля над вооружениями. В 1999 году Россия выдвинула идею комплекса политико-дипломатических мер противодействия возникновению ракетных угроз и создания условий ослабления мотивации к получению и распространению военных ракетных технологий - Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. Это открывает путь к всеобъемлющему режиму ракетного нераспространения под эгидой ООН. Москва также выступила за создание специального международного фонда для поощрения государств, добровольно отказавшихся от производства ракет и ракетных технологий. На мой взгляд, это путь к качественно более высокому уровню международной безопасности для всех стран, а не только для избранных.
Думаю, нужны решительные меры, выход к новому качеству международной безопасности.
- Быть может, нужен международно-правовой механизм, который сразу ставил бы любое государство, применившее военную силу против одного из членов ООН, вне закона - в состояние войны со всеми остальными членами этой организации?
- Уточню: применившее силу без санкции ООН. Еще в 1936 году делегация нашей страны внесла подобные предложения в Лигу Наций. Они давали исторический шанс спасти человечество от второй мировой войны. Но он был упущен. Расширение НАТО, НПРО, гонка вооружений могут толкнуть мир на те же "грабли" истории.
Лига наций не смогла стать действенным инструментом мира, но им может стать ООН. Для этого необходимо, чтобы в кризисной ситуации сразу вступали в действие заранее отлаженные механизмы, от принятия дипломатических, политических, экономических мер и кончая военными. Есть опыт Военно-штабного комитета по руководству вооруженными силами ООН. Его можно переосмыслить по-новому. Заранее предусмотреть и отработать создание группировок, в которые все считающие нужным сделать это страны заранее определят свои контингенты.
Вряд ли есть смысл гадать, в какие формы воплотить международно-правовые антикризисные механизмы. Нужна политическая воля стран - членов ООН для их создания. Реализация инициатив России, в том числе и создание Глобальной системы контроля, могут стать энергичными шагами в этом направлении. На этой основе можно поставить сверхзадачу - разработку и реализацию объединенными нациями программы укрепления мира в XXI веке.
- В составе делегации Совета Федерации вы недавно побывали на Балканах. Причем не впервые. В свое время занимались проблемами нашего контингента в Боснии и Герцеговине, а в 1999 году участвовали в вводе и развертывании российских миротворцев в Косово. Какие перемены в регионе бросились в глаза?
- Если в Боснии и Герцеговине во всем видны приметы стабилизации, то в Косово ситуация развивается в другом направлении. В крае орудуют боевики. Выборы в Черногории показали, что влияние центробежных сил там достаточно велико. Если они приведут Черногорию к решению выйти из Югославии, это послужит катализатором обострения обстановки и в Косово. Выборы там, намеченные на октябрь-ноябрь, дают албанским сепаратистам возможность прийти к власти и запустить процессы отделения края от страны.
Из Косово экстремисты распространили свою экспансию на территорию Македонии. Претензии на создание "Великой Албании" охватывают еще и территории южной Сербии, Греции и Болгарии, населенные преимущественно албанцами.
Заметим, что "халифат" в Европе - мечта фанатиков типа Хаттаба. Международный терроризм, захватив власть в Афганистане, угрожая соседним странам СНГ, потерпев крах попыток создать "Великий Халифат" на Северном Кавказе, сделал ставку на балканский плацдарм. Это западный фланг военной угрозы международного терроризма, ведущего ожесточенную борьбу за создание террористического государства.
События на Балканах показывают недостаточную эффективность международно-правовых механизмов ООН. Требуется утвердить ее однозначное верховенство. Проблема в том, чтобы НАТО не просто признала этот принцип, но и отказалась от самодовлеющей роли, неукоснительно следовала ему. Нужна система безопасности на Балканах, гарантированная ООН. Россия устами министра иностранных дел выступила с такими предложениями. Войска альянса в регионе нужно заменить многонациональными силами Объединенных Наций.
- На прошлой неделе во время официального визита делегации во главе с председателем Совета Федерации Егором Строевым в Австрию и Швейцарию вы участвовали в диалоге о проблемах безопасности...
- В Австрии состоялись встречи с федеральным канцлером Вольфгангом Шюсселем, президентом Томасом Клестилем, первым председателем национального совета Хайнцем Фишером, другими политиками, представителями деловых кругов. Мы почувствовали, что вопросы европейской безопасности беспокоят граждан этой альпийской республики.
В ходе откровенного диалога российская сторона выразила надежду, что Австрия и дальше будет следовать своему конституционному принципу неприсоединения к военным блокам. Это тем более актуально в нынешних условиях многополярного мира.
В целом же нужна новая философия укрепления безопасности и военного сотрудничества на континенте. Пора прекратить деление на "своих" и "чужих". Европе нужны свои многонациональные силы, в том числе и с участием контингента из России, способные эффективно предотвращать любые конфликты.
- Военные угрозы обостряют восприятие формулировок Концепции национальной безопасности. В ней уровень оперативной и боевой подготовки войск оценен как критически низкий, снижение их укомплектованности современным оружием и техникой как недопустимое, финансирование как недостаточное. Что нужно, чтобы эти оценки канули в Лету?
- Военный бюджет-2001 назван бюджетом стабилизации. Но после стольких лет отката нужна не только стабилизация, нужно движение вперед.
В последние полтора года Россия обрела ясную стратегию военного строительства, новую Концепцию национальной безопасности, целостную Военную доктрину, конкретизированы задачи военной реформы. Уже сам выбор пути к новому качеству военной организации государства ясно показывает, сколь непростым будет этот путь. И если говорить о парламентском участке общей работы, надо признать, что совершенствование законодательного обеспечения обороны и безопасности страны отстает от того темпа, который задает нам своими решениями глава государства - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России, от изменений военно-политической обстановки в мире и угроз России.
Общие проблемы военного строительства в законодательном отношении не решены окончательно. Не хватает системности.
Должны быть базовые законы - о национальной безопасности, обороне, военной доктрине, о статусе военнослужащих, образующие систему, законодательный каркас, на котором будут формироваться другие "военные" законы.
В Комитете Госдумы по безопасности во главе с Александром Гуровым идет работа над законодательным оформлением задач национальной безопасности. В ней участвует и наш сенатский комитет. Разработка закона "О Военной доктрине" - задача перспективная. Закон "Об обороне" есть, но задачи военного строительства, видимо, потребуют его совершенствования. А Закон "О статусе..." уже изменяется.
Нужны законы о войсках и силах Министерства обороны, а также о Вооруженных Силах, чтобы регламентировать их место в общей структуре, порядок использования и взаимодействия входящих в них войск и сил различных министерств и ведомств при решении оборонных задач. В законодательном оформлении нуждается и деятельность органов военного управления. И в первую очередь - главного государственного органа управления Вооруженными Силами - Генерального штаба.
Особая тема - закон "О военной реформе". Не общие, рамочные нормы, а на основе базовых законов - конкретный по задачам, срокам и целям стратегический план преобразования военной организации государства с четкой регламентацией роли, функций и ответственности каждого из десятков министерств и ведомств, причастных к военной реформе. Эти цели и задачи следует на каждые 4-5 лет конкретизировать законодательно закрепляемыми планами развития всех причастных к обороне силовых структур, Вооруженных Сил в целом и их видов, оборонной промышленности, военной науки. И законами подводить итоги выполнения этих планов.
А начинать надо с самых острых проблем - социальных.
- Вы имеете в виду изменение статуса военнослужащих?
- Дополнения в Закон "О статусе военнослужащих" приняты Советом Федерации. Но это лишь начало. Правительство увязывает новый правовой механизм определения размеров их окладов с реформированием денежного довольствия и льгот, требующим изменения ряда норм действующего закона. Эти проблемы рассматривались на парламентских слушаниях, заседаниях нашего комитета, Координационного совета при председателе Совета Федерации с участием представителей правительства, Минфина, силовых структур. Поиск решений продолжается.
Наш комитет принципиально ставит вопросы и по другим социальным параметрам - жилью, военной медицине, снабжению. Во всех силовых структурах, как отмечалось на парламентских слушаниях, нуждаются в жилье 470 тысяч человек. Только в Минобороны (вместе с уволенными в запас) - около 330 тысяч. Значительная часть из 600 тысяч, сокращаемых в силовых структурах в ближайшие годы, покинет места службы. Им потребуются жилье, переподготовка. Все это очень большой пласт проблем. Причем дорогостоящих. Надо поставить их решение на законодательную основу.
Очевидно, разрабатываемая Программа социального обеспечения военного строительства на период до 2010 г. должна быть принята в виде закона с четкими гарантиями финансирования на весь срок ее реализации, чтобы "забивать" эти деньги в госбюджет.
Участникам боевых действий, вдовам, сиротам, инвалидам призван помочь разрабатываемый закон "О статусе участников боевых действий". Их социальная защита - тоже важный участок работы.
- Словом, дел громадье. Но законодательная улитка ползет неспешно, порой застревая на полпути или даже поворачивая вспять, как было с законопроектом о военной реформе. Сколько лет пройдет, чтобы все, о чем шла речь, стало нормами законов?
- А сколько времени осталось до дня "Х", когда на юге полыхнет дуга войны? А до того дня, когда из-под "зонтика" ПРО, если он станет реальностью, нам начнут грозить ракетно-ядерной "дубиной" или "клещами" группировок НАТО у наших границ "давить" на Россию? Вот из этого надо исходить. Иного не дано. Альтернатива проста: либо Россия будет сильной, либо ее не будет вообще.
Парламент страны, по определению, должен быть не в хвосте, а на гребне процессов, от которых зависит настоящее и будущее России. Права вновь наступать на "грабли" истории у нас нет.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker