на главную страницу

5 Июня 2001 года

Армия сегодня

Вторник

Штормовые мили Имангалиева

Владимир ПАСЯКИН, "Красная звезда".
Фото автора.



Штормовую ночь с 3 на 4 марта 1988 года капитан 1 ранга Галим Имангалиев запомнит на всю жизнь. Шквалы воды и ветра, достигавшего порывами 30 метров в секунду, принял на себя противолодочный крейсер "Ленинград".Ураган порвал с правого борта бридель - цепь, которой бочка крепилась к мертвому якорю. Ошвартованную у бочки махину корабля повело влево, и он опасно сблизился с другим кораблем. Натянутые до предела швартовы были готовы лопнуть в любую минуту. Вся ответственность за судьбу крейсера легла на старшего помощника капитана 2 ранга Имангалиева, который в ту ночь оставался старшим на корабле. Имангалиев не растерялся: корабль отключили от берегового питания, запустили главную энергетическую установку и дизель-генераторы. Ночью со шкиперского склада получили бухту троса и завели дополнительные концы, предприняли другие меры, обеспечившие безопасность крейсера.
Всю ночь Имангалиев не сомкнул глаз. ПКР "Ленинград" не пострадал, несмотря на то, что принял на себя основной удар стихии. Более того, он прикрывал другие корабли.
...Выпускника противолодочного факультета Черноморского высшего военно-морского училища имени П. С. Нахимова лейтенанта Имангалиева направили на большой противолодочный корабль (БПК) "Азов" командиром группы БЧ-3. В ту пору на БПК испытывали новое ракетное и противолодочное оружие. Из полигонов "Азов", что называется, не вылезал. Сход на берег был для любого офицера событием. Тренировки, работа на матчасти шли с утра до позднего вечера. Галим не сетовал на трудности флотской службы. Наоборот, гордился тем, что служит на новом, одном из самых плавающих кораблей флота. Трудился самозабвенно, столько, сколько требовалось.
Экипаж был молодежным - 21 лейтенант! Галим первым среди выпускников сдал экзамены на допуск к самостоятельному управлению группой, первым стал выполнять обязанности вахтенного офицера и дежурного по кораблю.
Старшие начальники приметили старательного лейтенанта. Вскоре после очередной успешной стрельбы Галима назначили командиром БЧ-3, а спустя два года направили в Военно-морскую академию, которую он, кстати, окончил с отличием.
После академии Галим вновь принял минно-торпедную боевую часть, но уже на корабле рангом выше - противолодочном крейсере "Москва". А когда этот корабль стал в ремонт, офицера перевели на корабль аналогичного проекта - "Ленинград". В то время крейсер часто выходил в море, нес боевую службу в Средиземноморье. Словом, возможности показать свою состоятельность у офицера было хоть отбавляй. И он это сделал. Не случайно Имангалиева после двухмесячных курсов назначили старпомом на "Ленинград".
В Корабельном уставе записано, что должность старпома несовместима с частым оставлением корабля. Семью Галим почти не видел. Домой приходил, когда четырехлетняя Лиана и двухлетний Руслан уже спали, уходил на службу - они еще спали. Поцелует детей и спозаранку - на службу. Жена, Валентина, понимала, что такая у мужа должность, а ее судьба: ждать и провожать...
"Ленинград" считался одним из лучших кораблей Черноморского флота, в чем была и большая заслуга старпома.
И вот после 14 лет корабельной службы Имангалиеву предложили должность помощника начальника школы техников (ШТ) ВМФ на берегу. Кому-то покажется, что карьера не удалась: на командирский мостик - мечту любого корабельного офицера - так и не поднялся, служебные перемещения только "по горизонтали", а на береговой должности и адмиральские звезды уже "не светят". Но надо знать Имангалиева, чтобы поверить в искренность его радости по поводу нового назначения. Большую часть своей офицерской жизни он посвятил флоту, службе, а не карьере. Так было всегда, и когда выводил свою боевую часть в отличные, и позже, когда тянул старпомовскую лямку. Но все это было в масштабах корабля, соединения. А теперь ему доверяли готовить мичманов для всего Военно-Морского Флота. Какие широкие возможности для его педагогического таланта! Офицер не задержался в должности, вскоре стал заместителем начальника школы, а в 1994-м возглавил ее.
Он многое сделал для роста авторитета этого учебного заведения. Под его руководством в школе техников проводили большие наборы курсантов. Учились 4 роты, готовили старшин-техников по трем профилям: радиотехнический, электромеханический и противолодочное оружие. По семи специальностям выпускали мичманов для Черноморского, Тихоокеанского, Балтийского, Северного флотов. Причем Севастопольская школа техников неоднократно занимала первое место среди родственных "учебок" ВМФ. Это флотское учебное заведение отличалось крепкой дисциплиной, строгим порядком, высокой организацией учебного процесса, низким процентом отчислений.
Постоянно обновлялась материальная часть. Галим Альваевич лично приложил немало сил, чтобы установить и запустить новый радиотехнический комплекс. Здесь была уникальная техника. Выпускников ШТ ждали на современных подводных лодках и надводных кораблях.
Капитан 1 ранга Имангалиев оказался прекрасным педагогом и воспитателем.
Были ребята, в судьбе которых Галим Альваевич сыграл особую роль. Один из них - Роман Кныш. Учился он хорошо, старательно, был дисциплинирован. Но на втором курсе "захандрил", написал рапорт об отчислении. Начальник школы много затратил сил душевных, но убедил курсанта забрать рапорт. Опытный воспитатель в итоге оказался прав. Роман потом и поблагодарил за доброе напутствие, неподдельное внимание и участие в его судьбе. Сейчас Роман Кныш - командир катера в бригаде охраны водного района ЧФ.
Выпускники ШТ хоть и нечасто, но присылают письма, поздравляют с праздниками, заходят к офицеру, когда бывают в Севастополе. Тянутся к Имангалиеву люди. Потому что умеет с ними работать.
...Когда школу техников сократили, капитана 1 ранга Имангалиева назначили начальником школы младших специалистов (ШМС).
- Матросы не курсанты и учатся не два года, а лишь пять месяцев. За это время из новобранцев нужно сделать специалистов. В том-то и трудность, - рассуждает Имангалиев. - Призывники сейчас известно какие... С ослабленным здоровьем, дефицитом веса, низким общеобразовательным уровнем, приводами в милицию, из неполных и неблагополучных семей. Есть те, кто уже попробовал наркотики, подружился со спиртным. За ними глаз да глаз нужен...
Словом, задача не из легких. Но Галим Альваевич справляется с ней отлично, считает его начальник - командир учебного отряда капитан 1 ранга Владимир Попов.
Благодаря Имангалиеву удалось в кратчайшие сроки организовать качественную подготовку младших специалистов надводных кораблей и повышение профессионального уровня обучающего состава школы, добиться улучшения воинской дисциплины. За время его командования в школе изжиты происшествия, преступления и грубые дисциплинарные проступки. По итогам боевой подготовки школа объявлялась лучшей в учебной сети флота.
- Сейчас здесь оборудуют новые кабинеты, где будут готовиться специалисты электромеханического профиля, - рассказывает командир учебного отряда капитан 1 ранга Владимир Попов. - Но главная работа впереди. На базе школы Крымский филиал Новороссийской государственной морской академии начнет переподготовку увольняемых в запас офицеров и мичманов.
Словом, у капитана 1 ранга Имангалиева впереди работы - поле непаханное.
- Думаю, лучше, чем он, никто не справится, - итожит наш разговор командир учебного отряда.
...В школе младших специалистов выпускные экзамены. А у начальника школы продолжатся бесконечные хлопоты, без которых флотский офицер Галим Имангалиев себя не представляет. И разве скажешь, что на берегу не бывает штормов и авралов.
На снимке: Галим Имангалиев


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker