на главную страницу

6 Июня 2001 года

Россия и мир

Среда

Вопреки добрососедству и праву

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



Парламент Норвегии приступил к обсуждению законопроекта об охране окружающей среды на Шпицбергене. Данный законопроект является, по оценке наблюдателей, не чем иным, как односторонней попыткой Осло ревизии Парижского договора 1920 года, и направлен на вытеснение с архипелага России.

"Россия есть здание, фасадом обращенное к Ледовитому океану", - эти слова прозвучали еще в конце XIX века из уст адмирала Макарова, впервые выдвинувшего идею освоения Арктики с помощью мощных ледоколов. Об этом впору вспомнить сейчас, когда соседи России не только расширяют здесь свое присутствие, но и без стеснения нарушают российские интересы в Арктике.
Так, Норвегия все более отходит от принятых ею на себя односторонних обязательств по ограничению военной деятельности в ее северных провинциях, пограничных с Россией. Примеров тому более чем достаточно. Это открытие своей территории для проведения крупномасштабных натовских учений, развертывание в Варде РЛС HAVE STARE "Globus-2", которую США планируют задействовать в системе национальной ПРО. Сюда следует отнести и установление РЛС "Ескейт", и создание ракетного полигона на Шпицбергене, а также и норвежские мероприятия по вытеснению России с этого архипелага и из прилегающей к нему акватории Баренцева моря. Более того, норвежское военное ведомство намерено расширить масштабы использования своего Заполярья в военных учениях НАТО. Особое значение в этих инициативах придается предоставлению военно-воздушных баз и в первую очередь базы Бардуфосс близ Тромсе для отработки задач по применению тактического наземного и авиационного вооружения в дневное и ночное время в арктических и горных условиях.
В унисон с Норвегией действует и ряд других западных стран. При этом буквально любые свои односторонние действия, которые Москва рассматривает как наносящие ущерб российским интересам, они зачастую представляют в качестве результата "неспособности самой России обеспечивать сложившееся разделение сфер интересов".
Взять тот же Шпицберген. Российская позиция по Шпицбергену обычно подкрепляется ссылкой на Парижский договор 1920 года, определивший статус данного архипелага, а также приоритетом русских поморов в его открытии и промысловом освоении в XVI-XVIII веках. На это норвежская сторона отвечает заготовленным аргументом, что русские-де сами забросили свои промыслы на Шпицбергене в середине XIX века по причине "русского пьянства" (!) и уголовных преступлений, якобы парализовавших деятельность поморов в этой части Арктики. И в качестве примера приводится случай, действительно имевший место в одной из поморских артелей в 1852 году, который с тех пор кочует как по норвежской, так и по отечественной литературе.
Следует отметить, что стремление вытеснить Россию из Арктики проявляется западными странами уже давно. Так, при рассмотрении итогов войны 1853-1856 годов, известной как Крымская, обычно упоминают действия в бассейне Черного моря. Иногда - на Балтике и в Соловецком монастыре. И практически никогда (кроме краеведческой литературы) не говорят об уничтожении англо-французской эскадрой поморского города Кола (близ нынешнего Мурманска), Кандалакши и других поселений, тотальном разорении всех северных промыслов. А ведь город Кола был не только административным центром Кольского уезда, но и экономическим, культурным и духовным центром Русской Арктики. До постройки в 1584 году Архангельска именно Кола на протяжении нескольких десятков лет была главным морским портом страны и главным центром международной торговли, куда приходили корабли со всей Европы. Затем Кола заняла второе после Архангельска место, но почти до середины XVII века превосходила его по численности населения. Именно здесь начинали свой коммерческий рост знаменитые купцы Строгановы, и именно их приказчики составили в 1574 году первое русское маркетинговое исследование "Како с иноземцами торг вести и всякому товару цену знать", в котором речь шла именно о международной торговле.
В середине XIX века арктическая столица поморов была исключительно мирным городом, где имелась лишь небольшая инвалидная команда. Когда пришла весть о начале войны с Англией и Францией, был собран отряд из поморов в 40 человек при охотничьих ружьях. В Коле удалось найти одну старую маленькую пушку, на которую имелся всего один заряд. Тем не менее этот мирный город был атакован в августе 1854 года английским корветом "Миранда", который в течение суток обстреливал Колу корабельной артиллерией и снес ее практически полностью.
В результате действий противника хозяйство поморов на Русском Севере пережило подлинную катастрофу. Разорение было тотальным. Уничтожались даже промысловые избы. Все суда и плавсредства поморов, начиная от лодей и кочмар и кончая малыми карбасами, сжигались.
Только с восшествием на престол в 1881 году царя Александра III, уделявшего много внимания развитию Севера, положение в Русской Арктике постепенно стало меняться. Тем не менее, не имея средств на восстановление разрушенного хозяйства после Крымской войны, промыслы на Шпицбергене поморы вынуждены были забросить. Даже на Новой Земле появлялись лишь единицы поморских кораблей, в то время как норвежские стали посещать ее десятками, так что возникла реальная угроза утраты позиций России в Арктике.
И здесь Санкт-Петербург вдруг осознал, что и Мурманский берег может быть утрачен. Поэтому с 80-х годов XIX века началась кампания по колонизации этого побережья Баренцева моря. Во время первой мировой войны развитие Мурманского берега приобрело интенсивный характер. В течение 1915-1916 гг. были созданы город и порт Мурманск (Романов-на-Мурмане), Флотилия Северного Ледовитого океана (ФСЛО), в которую среди прочих прославленных боевых кораблей входили крейсера "Варяг" и "Аскольд", базы на Кильдине и в Йоканге, проложена железная дорога от Петрозаводска до Мурманска и подводный телеграфный кабель до Лондона. Россия в рекордное время создала сильнейшую базу для дальнейшего освоения Арктики, причем именно в том месте, где поморы в XVI веке и поставили Колу.
Однако гражданская война и интервенция вновь затормозили процесс освоения Россией Арктики. Воспользовавшись этим, Запад передал Шпицберген Норвегии. Правда, уже во второй половине 20-х годов возобновляется интенсивное освоение Арктики Советской Россией, благодаря чему на Шпицбергене удалось сохранить хотя бы часть российских прав.
С горечью приходится признать, что свою негативную роль сыграло и вопиющее незнание правительством и правящей элитой России середины XIX века Арктики и ее значения для России. Хотя и сегодня эти знания у некоторых отечественных политиков во многом не соответствуют интересам страны в Арктическом регионе. Показательный пример: в России хорошо известно изречение Ломоносова о прирастании российского могущества Сибирью, но мало кто знает, что в действительности эта цитата полностью звучит так: "Могущество российское прирастать будет Сибирью и Северным океаном", и взята она из большого труда Михайлы Васильевича, посвященного... изысканию трассы Севморпути.
А соседи России прекрасно осознают значение этого региона сегодня, а тем более в будущем. А посему усиленно его осваивают. И в том числе с военной точки зрения. Очередным шагом в этом направлении стали военные учения на полигоне Халкаварре в нынешнем году. Следует отметить, что Норвегия и Великобритания при участии британского Агентства оборонной оценки и исследований специально провели совместное изучение этого полигона с целью более эффективного его использования в боевой подготовке натовских войск.
В 2002 году на норвежском севере пройдут, как сообщают информационные агентства, и широкомасштабные учения, в которых будет отрабатываться задача противодействия "агрессии" России против Норвегии и Польши. Следует упомянуть, что нечто подобное уже имело место в начале 1998 г.: ровно за год до агрессии НАТО против Югославии прошли широкомасштабные маневры "Северный кризис", сценарием которых был конфликт Норвегии с "сопредельным государством" из-за шельфа Баренцева моря.
Недавний захват властями Норвегии российского рыболовецкого судна "Чернигов" в Баренцевом море еще раз продемонстрировал, что за громкими фразами о сотрудничестве в Арктике наши соседи скрывают вполне конкретные планы о вытеснении России из этого стратегически важнейшего региона. По словам капитана судна, "это был настоящий захват траулера в открытых водах". "Мы находились в районе международной юрисдикции, а не норвежской, поэтому, как мы считаем, власти Норвегии нарушили права в международных водах", - указал капитан "Чернигова".
Это был бы всего лишь досадный эпизод, когда бы подобные действия норвежских властей не превратились в систему. Так, в 1997 г. норвежские боевые корабли произвели 480 досмотров российских судов, арестовав и отконвоировав в свои порты 4 из них, в 1998 г. - соответственно 690 и 7, в 1999 г. - 702 и 18, а лишь за четыре первых месяца прошлого года - 245 и 5.
В конце мая, казалось бы, норвежская сторона пошла навстречу России в урегулировании данной проблемы. Однако похоже, что этот "жест доброй воли" - лишь политический маневр, ибо парламент Норвегии под предлогом необходимости охраны окружающей среды на Шпицбергене намерен уже в законодательном порядке ограничить позиции России на архипелаге. Эти действия напрямую противоречат Парижскому договору, который передал (а не признал!) суверенитет над Шпицбергеном Норвегии, но обусловил это рядом существенных оговорок. Так, все участники договора, а их более сорока, имеют полное право на осуществление на архипелаге любой хозяйственной, научной и иной невоенной деятельности. При этом заинтересованная сторона не обязана получать какие-либо разрешения от Норвегии, ограничиваясь лишь уведомлением. Предоставления каких-либо преимуществ в подобной деятельности гражданам Норвегии перед гражданами государств - участников договора быть не может. Даже взимание налогов предусмотрено лишь на местные нужды.
Все это норвежская сторона собирается в одностороннем порядке изменить. Безусловно, природоохранная деятельность в Арктике важна, но односторонний пересмотр международного договора не имеет ничего общего ни с правом, ни с добрососедством. На предложение же Российской Федерации провести консультации по данному вопросу Норвегия ответила отказом.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker