на главную страницу

7 Июня 2001 года

Армия и общество

Четверг

Чтобы легче дышалось

О делах и проблемах военных экологов рассказывает начальник экологической безопасности Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Борис АЛЕКСЕЕВ

Беседу вел Анатолий АНТИПОВ,"Красная звезда".



- Борис Николаевич, ваше управление - структура молодая, но уже заявившая о себе. Каков круг забот военных экологов?
- Наше управление является специальным органом Министерства обороны, отвечающим за обеспечение экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил, взаимодействие с природоохранными структурами России и другими государственными органами. Его задачи определены приказом министра обороны № 286 от 1997 года. Кроме обеспечения экологической безопасности повседневной деятельности и боевой подготовки войск (сил), мы решаем и ряд других специфических задач. Среди них - обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности, функционирования военных объектов и полигонов, работ с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом...
Важным направлением нашей деятельности является взаимодействие с Федеральным собранием, Правительством РФ в процессе разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы экологической безопасности на федеральном и других уровнях. Тем самым учитываются и защищаются интересы Минобороны в данной области. Только в этом году, например, при нашем участии разработаны подпрограмма "Экологическая безопасность военных объектов и оздоровление районов деятельности войск" к федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России", изменения и дополнения в Закон "Об охране окружающей природной среды", другие законодательные акты. По минимальным оценкам, только реализация названной выше подпрограммы обеспечивает экономию для Минобороны не менее 530 млн. рублей в год.
- В последние десять лет экологический терроризм охватил Северо-Кавказский регион России, особенно Чечню и Ингушетию. Известно, что первыми забили тревогу и стали бороться с ним военные экологи. Какой урон нанес бандитский нефтепромысел природе региона, что удалось сделать для локализации ущерба?
- Уже к 1995 году более 30 процентов территории Чечни характеризовались как кризисная зона. Еще около 40 процентов имели статус зоны неблагоприятной экологической обстановки. Так, в Грозном в результате многолетних аварийных утечек нефтепродуктов из коммуникаций и хранилищ в зоне аэрации и грунтовом горизонте скопилось более 2 млн. тонн нефтепродуктов. В пределах этой территории (30 км2) сформирован грунтовый нефтеводоносный горизонт с верхним плавающим слоем нефтепродуктов мощностью до 12 метров, выходящий на отдельных участках долины реки Сунжа на поверхность путем открытого просачивания.
В последующие годы положение еще более ухудшилось. Построенные вопреки существующим техническим нормам тысячи кустарных мини-нефтезаводов эксплуатировались без какого-либо надзора и контроля. В результате образовались мощные очаги загрязнения нефтепродуктами. И таких примеров можно привести немало.
Контртеррористическая операция в Северо-Кавказском регионе прекратила массовое загрязнение окружающей среды в результате бесконтрольной добычи нефти и ее обработки. Министерством обороны приняты последовательные меры по нормализации экологической обстановки в Чечне. Проведено детальное обследование территории республики с помощью аэрофотосъемки, в том числе с использованием тепловизионной системы, подготовлены необходимые материалы, которые легли в основу постановления Правительства РФ от 12 апреля 2000 года № 334 "О мероприятиях по ликвидации источников загрязнения и реабилитации загрязненных территорий Чеченской Республики на 2000-2001 годы".
- Немало хлопот военным экологам доставила ситуация вокруг аэродрома Чкаловский. Что сделано для ее нормализации?
- Проблема загрязнения нефтепродуктами территорий военных аэродромов возникла не сегодня. Тот же аэродром Чкаловский введен в эксплуатацию в 1956 году. Накопление нефтепродуктов в грунте происходило на протяжении более 40 лет, что в конечном итоге и привело к обострению экологической обстановки. Появление углеводородной эмульсии и резкого запаха керосина в подвалах жилых домов было обусловлено интенсивным таянием снега и резким поднятием уровня грунтовых вод. Ситуацию усугубило аварийное состояние теплотрассы, ее многочисленные прорывы в зимний период и насыщение грунтов, подстилающих фундаменты жилых домов, большим количеством горячей воды.
В целях предотвращения утечек авиатоплива на складе ГСМ произведены замена и ремонт прогнивших топливных емкостей и трубопроводов, которые вынесены на поверхность земли. под ряд наземных резервуаров подведено бетонное покрытие, установлены нефтеловушки на системе ливневой канализации. Улучшена вентиляция подвальных помещений, где уложен 15-сантиметровый слой песка, используемого в качестве сорбента. В настоящее время проводятся проектно-изыскательские работы для подготовки специальных инженерных мероприятий в районе аэродрома Чкаловский и военного городка.
Что касается других аэродромов, наше управление совместно с командованием ВВС на протяжении ряда лет проводит работу по нормализации экологической обстановки в местах их расположения.
- Видимо, проблема негативного воздействия на природу в ходе ракетно-космической деятельности стоит не менее остро?
- Основную опасность при пусках ракет и ракет-носителей представляет загрязнение природной среды токсичными компонентами топлива. Следует заметить, что горючее типа гептила используется не только в России, но и в США, Франции, Китае и других странах более сорока лет. За это время накоплен обширный опыт безопасной эксплуатации ракет. Тем не менее к существенным негативным экологическим последствиям могут привести различные аварийные и нештатные ситуации. К ним относятся разгерметизация топливных баков и аварийное падение ракеты по траектории движения. Для объективности необходимо отметить малую вероятность таких аварий. Так, расчетная оценка вероятности разгерметизации составляет не более 10-4 процента в год. Падение аварийной ракеты, согласно статистике, происходит с частотой не более 1 раза за 15 - 20 лет при темпе пусков 15 - 20 в год.
И все же бывает, что техника подводит. На памяти падение РН "Протон" в Казахстане в августе прошлого года. В результате работы совместной комиссии было обследовано 8.000 кв. км казахстанской территории, из них 2.910 кв. км повторно. Взято на анализ 342 пробы, в которых гептил не был обнаружен. А вообще наше управление совместно с экологической службой РВСН постоянно осуществляет экологическую паспортизацию районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, экологический мониторинг, вывоз металлоконструкций и очистку почвы в районах падения.
- Давайте рассмотрим такой больной вопрос, как штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства. Что здесь вас больше всего волнует?
- Выскажу свою точку зрения на несовершенство нормативно-правовой базы в этой области. Как известно, экологические выплаты предназначены для компенсации затрат на ликвидацию ущерба окружающей среде. Согласно постановлению Правительства РФ № 632 от 1992 года, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия относится либо на себестоимость продукции и услуг (если вредное воздействие не выходит за пределы установленных нормативов), либо на прибыль (если воздействие осуществляется сверх нормативов). Однако порядок применения этого механизма до настоящего времени не определен в отношении воинских частей, организаций и предприятий Минобороны, финансируемых из бюджета, у которых нет ни прибыли, ни услуг, ни продукции с установленной себестоимостью.
Несовершенство законодательства приводит к тому, что общая сумма штрафов, наложенных природоохранными органами на Вооруженные Силы, порой доходит до 40 процентов от штрафов, налагаемых на все другие субъекты хозяйственной деятельности, хотя армия и флот оказывают в целом незначительное воздействие на окружающую среду - по расчетам вневедомственных специалистов не более 0,6 процента от всех сбросов сточных вод, 3,5 процента выбросов в атмосферу.
В связи с тем, что с 2001 г. ранее действовавший порядок направления указанных платежей в экологические фонды не применяется, - их сбор поручен местным налоговым органам - следует ожидать значительного ужесточения порядка взимания экологических платежей. Эти расходы не предусмотрены в бюджете Минобороны. Вот почему воинские части, организации и предприятия, финансируемые из бюджета, осуществляющие данные выплаты за счет текущих расходов, окажутся в еще более тяжелом финансовом положении. Аналогичная ситуация характерна для бюджетных организаций всех силовых ведомств.
Мы выступаем за разумный и выверенный с правовой точки зрения механизм, который не должен сводиться к банальной перекачке бюджетных средств из одного госкармана в другой. На наш взгляд, мероприятия по обеспечению экологической безопасности военной деятельности должны планироваться отдельной строкой в ведомственной классификации расходов федерального бюджета. Пока этого нет, должны быть сохранены существовавшие ранее льготы. Также отдельно должны предусматриваться расходы на природоохранные сооружения и на экоплатежи.
- Экологическая культура сегодня, видимо, становится необходимым качеством не только командира, но и каждого военнослужащего. Что делается для экологического воспитания военнослужащих?
- Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" предусмотрена Система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования в нашей стране. В Вооруженных Силах действует система экологического обучения и воспитания, которая включает в себя войсковые формы обучения, вузовскую и послевузовскую подготовки. Воины получают основы знаний в этой области - так называемый экологический всеобуч. Для повышения квалификации военных экологов и преподавателей учебной дисциплины "Экология" в вузах Минобороны у нас существуют специальные курсы.
Наше управление выступает своего рода генератором этого процесса. Мы разрабатываем квалификационные требования, издаем учебно-методическую литературу. Недавно вышел в свет учебник "Военная экология" для курсантов военных вузов. При поддержке и на средства Федерального экологического фонда изданы учебные пособия по военной экологии для руководителей занятий с солдатами и сержантами, а также памятка военнослужащему по охране природной среды.
- Борис Николаевич, а что можно сказать о международном аспекте деятельности вашего управления.
- Конечно же, во главу угла ставится отстаивание жизненно важных для России интересов в данной области. Достаточно сказать, что наши специалисты приняли самое активное участие в подготовке более полусотни межгосударственных и межправительственных документов. В их числе - российско-украинское соглашение по обеспечению экологической безопасности и экологического контроля в местах базирования Черноморского флота, российско-казахстанское - о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и многие другие. Немало сделано для налаживания международного сотрудничества в военной области по вопросам охраны окружающей среды в Арктике в связи с утилизацией наших подводных лодок.
И наконец, наиболее объемная и многогранная работа - это экспертиза международных документов на соответствие их международным экологическим нормам и требованиям.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker