на главную страницу

7 Июня 2001 года

Армия сегодня

Четверг

Блеск и нищета ВТА

Николай СТАРОДЫМОВ.



70-летию военно-транспортной авиации России был посвящен агитперелет, недавно прошедший под эгидой главкома ВВС. Участие в нем приняли ветераны-авиаторы, ансамбль песни и пляски ВТА "Серебряные крылья", а также группа российских журналистов, в числе которых был и наш нештатный корреспондент. Сегодня мы публикуем его заметки, где вопреки "юбилейной" традиции рассказывать о достигнутых успехах разговор пойдет о жгучих проблемах ВТА. Не видим в этом ничего предосудительного. Армии сегодня трудно. Тем большего уважения заслуживают люди, даже и в таких условиях остающиеся верными долгу, чести, традициям российского воинства.

Пункт первый: Оренбург
(Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк)
На авиабазу надвигалась огненная стена. Сквозь широко расплывающиеся по чистому небу клубы дыма прорывались языки пламени. Казалось, оно вот-вот накроет аэродром, набросится на стоящие стройными рядами самолеты. Однако не то что паники - суеты не было видно в поведении авиаторов.
- Каждый год такая беда, - пояснил заместитель командира эскадрильи Александр Капитонов. - Как весна наступает, так и начинается...
В степи вообще пожары не редкость - сухой ковыль горит хорошо. Случайно упадет где искра, специально кто подпалит - вот и начинает полыхать округа. Приходится держать наготове специальные команды. Справляются, конечно, но сколько это средств отнимает...
Так и "наш" пожар - к утру был потушен. Впрочем, то стихия. Проблемы людские сложнее. Главная из них - жилье. Бесквартирных офицеров и прапорщиков - три четверти списочного состава. Нельзя сказать, что вопрос не решается. В части нам сообщили, что в апреле были торжественно вручены ключи от 60 квартир. Кроме того, строится один и заложен еще один 80-квартирный дом. Да и компенсация за поднаем жилья выплачивается... Казалось бы, все не так плохо.
Выяснилось, однако, что реальная картина несколько иная. Ключи действительно были вручены - вот только от квартир, которые еще не сданы в эксплуатацию и жить в которых пока нельзя. Дом действительно строится, но только очень медленно, строительство по сути находится в зачаточном состоянии. Второй закладывать только собираются. Что же касается компенсационных денег за жилье, их авиаторы не видели уже несколько месяцев.
Заканчивая тему жилья, нелишне поведать и о такой истории. Одному из офицеров части присвоили звание Героя России. Узнав об этом, администрация города объявила о выделении ему квартиры. Однако потом поставила командование в известность, что это жилье идет за счет общего лимита. Вот и выходит, что Герою отдали и без того положенную части жилплощадь, но в обход общей очереди. Такая вот благотворительность...
Есть проблемы и с боевой подготовкой. Общая для всех авиаторов беда: нет топлива, следовательно, нет полетов. В этом году полку довелось участвовать в двух небольших учениях - летчики и тому рады! Какой-никакой профессиональный уровень удается поддерживать и за счет транспортных перевозок, в основном на Северный Кавказ. В частности, в ноябре-декабре прошлого года в район Чечни силами полка были перевезены 2,5 тысячи пассажиров и 350 тонн грузов. По итогам минувшего года на экипаж в среднем приходится 140 часов налета.
Надо сказать, что данный полк - единственный, точнее последний, где на вооружении знаменитые "Антеи", самолеты Ан-22. Но и здесь они доживают свой век. А жаль. Летчики утверждают, что эта на редкость удачная машина еще могла бы служить и служить. По соотношению грузоподъемности, дальности перевозки, надежности и экономичности ей просто нет равных. Ее бы модернизировать, оснастить современным оборудованием... Однако на заводах стапеля для ее производства уже разобрали, чертежи сдали в архив...
Пункт второй: Таганрог
(Гвардейский Керченский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк)
Этот полк можно назвать дважды рожденным. Он был сформирован в 1942 году, прошел войну, первым проложил воздушную "дорогу жизни" в блокадный Ленинград. Впоследствии участвовал в оказании интернациональной помощи Индии, Вьетнаму и Лаосу, ликвидации последствий землетрясений в Ашхабаде и Армении, чернобыльской катастрофы...
А в 1992 году ему пришлось покинуть азербайджанскую землю (бывший Кировабад) и перебраться в Таганрог. Кое-кто остался служить в Закавказье, те же, кто прилетел на берега Азовского моря, оказались в буквальном смысле в чистом поле. Больше года офицеры и прапорщики, многие с семьями, жили в палатках, в самолетах - где придется. Командир отдельного батальона технического обеспечения подполковник Александр Рогачев вспоминает те времена чуть ли не с дрожью. Сумели, однако, обустроиться, заново "родиться". Сейчас всего лишь четверо военнослужащих не обеспечены жильем при практически стопроцентной укомплектованности личным составом. Казалось бы, служи и радуйся. Ан нет.
Летчик должен летать. Как, впрочем, и самолет. Здесь же, рассказывает начальник штаба полка полковник Михаил Чуфистов, в условиях острого дефицита топлива приходится выполнять в основном внезапно возникающие задачи. Как, например, было в прошлом году с обеспечением нашего миротворческого батальона в Югославии.
Впрочем, внезапные задачи - палка о двух концах. Да, они позволяют хоть как-то поддерживать навыки авиаторов. Но с другой стороны... Скажем, хватятся осенью, что опять морским путем не завезено все необходимое в отдаленные гарнизоны Дальнего Востока и Крайнего Севера. И начнут, как уже случалось, перебрасывать картошку самолетами. "Золотая, получается, картошечка", - оценивают летчики.
- Раньше военно-транспортную авиацию называли "длинной рукой советского правительства", - не слишком весело усмехается Михаил Чуфистов. - А сейчас "палочкой-выручалочкой". Минувшей зимой, например, во Владивосток перевозили батареи парового отопления...
Нет, летчики не протестуют - подобная ситуация дает им хоть какой-то налет часов. К слову, налет этот вынуждены набирать за счет "двойных экипажей". Это когда для выполнения задания на борт берется "двойной комплект" специалистов. Одни взлетают, другим дают порулить в воздухе, чтобы и они могли что-то в летную книжку записать. И смех и грех, право слово.
При таком положении дел громадная проблема - угрожающее старение летного состава. Молодых офицеров мало, уровень их подготовки не выдерживает никакой критики, потому что в училищах сейчас аналогичные проблемы, ветераны же уходят... Через несколько лет вообще летать будет некому. Командиры уговаривают "стариков" не увольняться, послужить еще пару-тройку лет - может, за это время хоть что-то изменится к лучшему.
- А нет - и сам буду уходить, - признался Михаил Владимирович.
Пункт третий: Сеща (Брянская область)
(Солнечногорский Краснознаменный ордена Суворова III степени военно-транспортный авиационный полк)
Гарнизон подкупил своей неторопливостью, даже патриархальностью. Здесь никто никуда не спешит, медленно прохаживаются по аллейкам молодые мамаши, сидят на лавочках у подъездов женщины постарше. Даже офицеры из штаба выходят не спеша - здесь трудно куда-нибудь опоздать. В Сеще размещен уникальный полк - единственный в России, укомплектованный самолетами Ан-124 "Руслан".
Ан-124 - самый грузоподъемный и большой военно-транспортный самолет в мире, может принять на борт 120 тонн груза и перевезти на расстояние 5.600 километров. Помимо исполинского грузового отделения, на верхней палубе авиагиганта расположены кабина сопровождающих груз на 88 мест, а также кабина сменного экипажа с кухонькой и спальными купе. На этом типе самолета установлен 21 мировой рекорд, в том числе грузоподъемности и дальности полета. Потому всюду, где бы ни появился "Руслан", к нему устремляются любопытствующие - у авиаторов нет отбоя от желающих поглазеть на это чудо техники.
Уж тут, казалось бы, проблем быть не должно: такая машина не может оказаться невостребованной! Именно "Руслан" перевозил истребители Су-24 в Алжир, именно "Руслан" использовали для переезда на гастролях цирка Юрия Никулина со слонами и другой живностью, именно "Руслан" доставил в нашу страну ансамбль "Пинк Флойд" с многотонным громоздким реквизитом.
Увы. По словам офицеров Владимира Сенько и Андрея Фершалова, загруженность полка явно недостаточна. В прошлом году на один экипаж в среднем пришлось 90 часов налета. При таком развитии событий вполне реален пессимистический прогноз: численность самолетов в полку сократится до 7-8 единиц. А это новое сокращение личного состава и увеличивающийся разрыв поколений. Ведь для работы на подобной машине - с размахом крыльев 70 метров и взлетным весом до 400 тонн - и навыки нужны соответствующие...
Населенный пункт Сеща совсем невелик. В советские времена специально для обеспечения работой жен местных авиаторов были построены филиал Брянского радиозавода и ткацкая фабрика. После того как они "благополучно" скончались, многим женам негде работать. Ограниченное число рабочих мест, имеющихся в гарнизоне и в поселке, заняты. Ближайшие населенные пункты, где можно хоть как-то трудоустроиться, - Рославль и Брянск, находящиеся за десятки километров. Соответственно появляется и проблема с детьми - им тоже надо где-то устраиваться после школы. Так что люди отсюда потихоньку уезжают. Хорошо еще, если есть куда...
Спасибо администрации Брянска - помогла отселиться из городка пенсионерам, предоставив им жилплощадь. Тем самым в гарнизоне решился "квартирный вопрос", хотя два года назад очередь на жилье составляла более 300 человек.
Пункт четвертый: Псков
(Берлинский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк)
Псков - город-история. Это изумительный кремль, великолепный храм Святого благоверного великого князя Александра Невского. Памятник в честь победы на Чудском озере, где увековеченный в бронзе Александр Ярославович восседает на исполинском коне - втором по величине в мире после находящегося в Риме собрата.
Что касается авиагородка, то, разумеется, полку есть чем гордиться. Как, впрочем, есть и проблемы - куда от них деться?
Командир отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения полковник Виктор Шаганец с вполне понятной гордостью поведал, что в городке построена газовая котельная такой мощности, что "если рядом построить еще такой же городок, мы сможем обеспечить и его". В авиации питание всегда отличалось в лучшую сторону, но чтобы в наше время в солдатской столовой военнослужащим срочной службы предлагалось на выбор по два-три блюда - такое встретишь нечасто.
Понятно, главное предназначение летчиков - все же летать, здесь-то и начинаются проблемы. Заместитель командира части по воспитательной работе подполковник Юрий Симонов подчеркнул, что их полк - единственный в Вооруженных Силах, который не утратил навыки выброски с парашютом грузовых платформ. При этом добавил, что их часть стала последним получателем самолетов Ил-76, соответственно машины здесь поновее, а потому полк в более выгодном положении. Однако и в Пскове уже тревожатся: поставки новой техники давно прекратились, эксплуатационный ресурс машин неумолимо сокращается.
И все же экипажи пока больше "летают" на тренажерах. Слов нет, современный тренажер впечатляет: на экране лобового компьютера высвечиваются и голубое небо, и бетонка "рулежки", и зеленая травка. При "взлете" кабина круто задирает нос кверху, при "повороте" тоже закладывает вираж, а тут еще и вводные - то "пожар", то "шасси не вышло"... Но авиаторы убеждены: с подлинным полетом ничто не может сравниться. Начальник тренажера капитан Дмитрий Погребный, в свою очередь, посетовал, что подопечное ему хозяйство нуждается в совершенствовании...
В Пскове довелось столкнуться и с такой проблемой: 16 молодых летчиков находятся за штатом. Говоря проще, для них в полку нет должностей. По существующим правилам в подобном "подвешенном" состоянии офицер может пребывать строго определенное время. Потом ему перестают платить денежное содержание. Потом... Куда податься молодому парню, сделавшему уже свой жизненный выбор, мечтавшему посвятить себя службе, небу и армии?
Нет ответа...
Пилотировал "борт", на котором совершался наш перелет, экипаж подполковника Владимира Грабового. Говоря откровенно, редко доводилось испытывать такую мягкую посадку самолета, как в его исполнении. Подумалось: труд и мастерство таких летчиков должны быть все же востребованы и оценены нашим временем и обществом. Это было бы в высшей степени справедливо. Не только по отношению к ним, но и к нашей великой авиационной державе.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker