на главную страницу

8 Июня 2001 года

Армия сегодня

Пятница

Сертификат - последняя надежда?

Как решить квартирный вопрос офицеров запаса

Иван ИВАНЮК, "Красная звезда". Фото автора.



Результатов намечающихся преобразований в социальной сфере с нетерпением ожидают не только кадровые военнослужащие, но и те, кто уже в запасе. Естественно, все надеются на лучшее - слишком уж много разочарований принесло последнее десятилетие. Главное из них - отсутствие своего жилья после десятилетий службы на благо Отечества. Многие из тех, кто сейчас ищет приют у родственников и знакомых или занимает жилплощадь в военных городках, утратив связь с Вооруженными Силами, начинали служить в 70-80-е годы. Каждый тогда знал, что пусть не через три месяца, как было записано в руководящих документах, но через год-два он обязательно получит квартиру и ему будет где встретить старость.
И в 90-е годы кое-какие средства на обустройство военнослужащих запаса адресно направлялись из центра в регионы. Там деньги охотно брали, но чаще всего старались употребить на другие цели. Между тем шел вывод советских войск из-за рубежа, началось массовое сокращение армии и флота. Общероссийская очередь на жилье для уволенных с военной службы, как видно из таблицы, росла словно снежный ком.
Когда число бесквартирных превысило 100 тысяч, стало ясно: отступать дальше некуда, нужны кардинально новые подходы. В 1996 году на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих по инициативе ГлавКЭУ Министерства обороны РФ впервые прозвучало во весь голос: хватит распылять деньги, строить фундаменты и плодить "незавершенку" - надо покупать готовые квартиры. Собственно говоря, это был первый шаг к программе "Государственные жилищные сертификаты", которая сейчас, пожалуй, единственный светоч надежды для десятков тысяч людей, еще недавно носивших погоны. В 1997 году она была разработана, а в 1998-м - утверждена. Предполагалось, что пройдет всего лишь пять лет, и о бесквартирье и увольняемые в запас, и уже уволенные напрочь позабудут.
Идет четвертый год реализации программы - и что же? Бездомных стало только больше. Хотя, казалось бы, откуда: согласно действовавшему законодательству нельзя было уволить ни одного военнослужащего без квартиры. Просто жилищные сертификаты, распределяемые из центра, стали единственным источником поступления жилья для вчерашних офицеров и прапорщиков, и местные власти с легкостью необыкновенной устранились от решения этой одной из важнейших социальных проблем на своих территориях. А центр, как водится, расходы "не потянул". Вместо обещанных ежегодно 14 тысяч жилищных сертификатов выделялось в несколько раз меньше - сначала две с небольшим, потом 4 тысячи...
Может, их было бы чуть больше, но участие в программе - дело добровольное. Каждый может остаться жить в военном городке и ждать квартиру по избранному месту жительства. И не только потому, что сертификатов мало: главный аргумент такого шага - в Законе "О статусе военнослужащих" для людей в погонах закреплено право на бесплатное жилье. А к стоимости сертификата зачастую надо добавлять изрядную сумму. Несмотря на ежеквартальную индексацию стоимости ГЖС, число городов, где покупка квартиры становится невозможной, постоянно растет. Сначала это были Москва, Санкт-Петербург и еще два-три "дорогих" региона. Уже в 2000 году их счет пошел на десятки. К примеру, в Оренбурге в 1999 году при стоимости квадратного метра жилья от 4 тысяч рублей и выше Госстроем она была определена в 3.230 рублей (100 процентов стоимости ГЖС) и 2.600 рублей (80 процентов стоимости ГЖС для тех, кто не имеет 25 лет выслуги). Добавим, что на 1 января 2000 года в этом городе в очереди насчитывалось 1.628 военнослужащих запаса, а за предыдущие два года на их долю было выделено всего 113 сертификатов. А недавно я был в одном из закрытых гарнизонов Московского военного округа, где большинство офицеров, готовящихся расстаться со службой, просто в отчаянии, потому что уже и в Рязани по ГЖС можно оплатить только две трети стоимости квартиры.
Только в этом году из Вооруженных Сил должны уволиться 8,4 тыс. бесквартирных военнослужащих. Как сказал недавно на пресс-конференции начальник строительства и расквартирования войск - заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Косован, они обязательно будут обеспечены квартирами. Все, как говорится, по закону, а уже на ведомственном уровне те, кто попадает под оргштатные мероприятия, имеют преимущество перед увольняемыми в плановом порядке. Но тут возникают обстоятельства, скажем так, морально-нравственного характера. Во-первых, при таких приоритетах почти ничего не светит тем, кто остается в строю и кто, собственно говоря, призван возрождать Российскую армию. Во-вторых, чем хуже те, кто отдал Родине не меньше, а, может, даже больше здоровья и сил и уже ожидает квартиру пять, а то и десять лет?
Их терпение ведь не беспредельно, да и возраст дает о себе знать. Мне на днях позвонили из далекого обособленного гарнизона, где 30 семей офицеров и прапорщиков запаса уже не первый год ждут поступления жилищных сертификатов. Одному из них уже за семьдесят... На первый взгляд в это трудно поверить. Но, с другой стороны, если офицер уволился в 1991 году в возрасте 60 лет, что тогда было не столь уж уникальным случаем, то все сходится. Просто время летит быстро, а проблемы решаются очень медленно.
Если же проанализировать ситуацию в закрытых военных городках, то становится очевидным: без принятия специальной государственной программы по их расселению проблему не решить. На начало этого года количество семей, утративших связь с Министерством обороны и проживающих в закрытых военных городках, насчитывалось 78,5 тысячи. Последние семь лет целевых средств на их отселение не выделялось. В 1998-2000 гг. были переселены менее 3 тысяч семей, из них примерно половина - за счет программы "Государственные жилищные сертификаты". Ясно, что при таком подходе потребуются десятилетия, чтобы освободить служебный жилой фонд Минобороны и реализовать в общем-то хорошо продуманные планы жилищной реформы в Вооруженных Силах, которая вполне вписывается в рамки рыночной экономики. Но ведь ничего не получится, если не будут развязаны эти и другие "гордиевы узлы" в жилищно-коммунальном хозяйстве, затягивавшиеся годами.
Наша газета столь настойчиво обращается в последнее время к жилищной проблеме потому, что без ее разрешения не сдвинутся с места многие вопросы военной реформы. Это тот случай, когда на одном важнейшем участке нужно сконцентрировать политическую волю и экономические ресурсы. Раньше казалось, что такое в принципе невозможно. Но Владимир Владимирович Путин, став президентом, в кратчайшие сроки решил, к примеру, проблему "пайковых", которая, казалось, была окончательно загнана в тупик. Мы все уже привыкли и к тому, что нет задержек с выплатой денежного довольствия, а ведь всего пару лет назад они лихорадили все Вооруженные Силы, перечеркивая усилия командования на многих направлениях. Так что можно и нужно раз и навсегда разобраться с пресловутым квартирным вопросом, что сразу же позволит строить Вооруженные Силы на качественно новой основе.
А в рамках этой задачи следовало бы соблюсти нравственные обязательства по отношению к тем почти 160 тысячам человек, которые верой и правдой отслужили Отечеству. Отношение государства к отставникам - один из немаловажных критериев для тех, кто только-только начинает сейчас свою службу.
На снимке: заместитель начальника Главного финансово-экономического управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Георгий САПРОНОВ вручает жилищные сертификаты офицерам-десантникам.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker