на главную страницу

14 Июня 2001 года

Российское оружие

Четверг

Прочность "Базальта" проверило время

Анатолий АНТИПОВ, Андрей ГАРАВСКИЙ, "Красная звезда". Фото авторов.



Завтра исполняется 40 лет со дня принятия на вооружение известного на весь мир ручного противотанкового гранатомета РПГ-7 и выстрела к нему ПГ-7В. Он создан на одном из ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса России, признанном лидере в области противотанкового гранатометного вооружения - Государственном научно-производственном предприятии "Базальт". Впрочем, здесь делают не только гранатометы. Как с гордостью говорят сотрудники фирмы, изделия "Базальта" занимают 70 процентов от общего количества вооружений, применяемых на поле боя, - от ручных гранат до авиабомб. О сегодняшнем дне предприятия, перспективах его развития рассказывает генеральный директор ГНПП "Базальт" Владимир КОРЕНЬКОВ.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Кореньков Владимир Владимирович родился 22 июня 1953 года в г. Краматорск Донецкой области. В 1976 году с отличием окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, затем учился в очной аспирантуре университета, работая одновременно младшим научным сотрудником на кафедре М4.В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию, стал лауреатом премии Ленинского комсомола в области науки и техники. С 1985 года - на ФГУП ГНПП "Базальт", где трудился начальником лаборатории, начальником научно-теоретического отделения, первым заместителем генерального директора - заместителем генерального директора по НИОКР. С 2000 года - генеральный директор предприятия.
Кандидат технических наук, советник РАРАН по отделению "Боеприпасы и инженерные средства поражения", автор более 120 научных трудов, 22 авторских свидетельств, 2 патентов.
- Владимир Владимирович, вот уже более шестидесяти лет ваше предприятие работает на оборону страны. Какие важные вехи в истории "Базальта" вы бы отметили?
- 21 апреля 1938 года на базе двух подразделений московского завода "Мастяжарт" было создано государственное союзное
конструкторское бюро №47
(ГСКБ-47), позже преобразованное в НПО "Базальт". Изначально конструкторское бюро предназначалось для создания авиабомб, но постепенно оно превратилось в головное многопрофильное НПО по разработке авиационных бомбовых средств поражения, минометных выстрелов с минами различного назначения для всех калибров минометов, противотанковых гранатометных комплексов, ручных наступательных и оборонительных гранат, противодиверсионных гранатометных комплексов, выстрелов к самоходным и буксируемым артиллерийским системам, работающим в режиме миномет - орудие.
Всего за время своего существования здесь разработано свыше 700 видов боеприпасов, более 100 из которых было создано до и во время Великой Отечественной войны. 48,5 млн. авиабомб общей массой почти 1 млн. тонн, 286,6 млн. комплектных минометных выстрелов - согласитесь, эти цифры до сих пор производят впечатление. Работники нашего предприятия внесли весомый вклад в Великую Победу. Кстати, ГСКБ-47 одним из первых оборонных НИИ и КБ за создание новых видов боеприпасов было награждено орденом Ленина в годы войны.
- Кризисные явления, к сожалению, не обошли стороной отечественный оборонно-промышленный комплекс. За счет чего выживает "Базальт", когда нет стабильного гособоронзаказа?
- Свои силы черпали и продолжаем черпать в накопленном научно-техническом потенциале, опыте и наработках старших поколений. Что касается реальных денег, то их мы получаем в основном от экспортных поставок нашей продукции. За счет этого поддерживаем смежные предприятия и сохраняем жизнеспособную кооперацию. Сегодня мы обеспечиваем загрузкой десять тысяч рабочих мест только по основному производству. Наши перспективы в значительной степени также связаны со спросом на наши изделия за рубежом и с модификацией уже поставленных инозаказчикам изделий.
70-80 процентов продукции "Базальта" ежегодно экспортируется.
Что касается государственного оборонного заказа, то он, как и на большинстве других предприятий ОПК, не задействует в достаточной мере наш научно-технический потенциал. Тем не менее мы все же разрабатываем новые боеприпасы и продаем за рубеж свои изделия. Правда, долго так продолжаться не может, так как Вооруженные Силы не имеют средств для заказа новых боеприпасов, а инозаказчики, ориентируясь на мировой рынок, постоянно повышают свои требования к изделиям. Словом, если существующее положение сохранится, на экспорт пойдут боеприпасы, которых еще нет в Российской армии, чего, конечно, допускать не следует. В этом деле необходима четкая государственная политика.
Да, стратегия "Базальта" направлена на выживание - увы, это диктует нынешняя экономическая реальность, но выживают ныне, как правило, те предприятия, которые за последние годы сумели закрепиться на внешнем рынке вооружений. К счастью, наша фирма входит в их число. Правда, общая ситуация не может не вызывать тревогу, по сути мы и другие экспортеры становимся своего рода заложниками ВТС. Можно сказать, что инозаказчики опосредованно управляют отраслью. Не будет экспортного заказа - все может рухнуть в одночасье.
- А что бы вы ответили "доброжелателям", предлагающим вместо отечественных покупать боеприпасы за границей?
- Россия еще до конца не растеряла свое былое могущество, в том числе и в области производства боеприпасов. При одинаковом и во многих случаях превосходящем качестве наши изделия дешевле западных - это факт известный. Не стоит забывать и о тысячах рабочих мест отрасли, которые неминуемо будут потеряны в случае переориентации на зарубежных производителей. Но и эти аргументы отходят на второй план, когда встает вопрос обеспечения национальной безопасности и технологической независимости России.
- Долги государства перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса в последние годы росли как снежный ком. Сегодня правительство обратило внимание на проблему погашения задолженности "оборонщикам" за уже произведенную продукцию по гособоронзаказу. Сдвинулась ли эта ситуация с мертвой точки в отношении "Базальта"?
- Министерство обороны задолжало нам за уже выполненные работы по ГОЗ десятки миллионов рублей. Но, несмотря на все постановления Правительства РФ, схема расчета пока остается невыгодной оборонщикам. Нам предлагают вернуть долги без учета инфляции и августовского падения курса рубля, при этом лишь половина задолженности погашается живыми деньгами, а вторая - долговыми обязательствами с неопределенным статусом, сроком предъявления и погашения. Что тут сказать? При нынешних темпах инфляции через некоторое время чиновники смогут просто из своего кармана достать эти миллионы и расплатиться с нами. Между тем эти "зависшие" деньги могли бы дать мощный толчок развития предприятиям ОПК.
- Как складываются ваши отношения с Российским агентством по боеприпасам?
- Оборонщики привыкли жить, как говорится, в управляемой и регламентированной среде. Тем более что сама специфика ОПК определяет жесткую кооперацию и взаимное переплетение интересов предприятий. То, что происходило в сфере управления оборонным комплексом в 90-е годы, когда одна реорганизация шла за другой, иначе, как акцией разрушения "оборонки", не назовешь. Расформирование Госкомоборонпрома, создание Министерства оборонной промышленности и его закрытие только усилили агонию предприятий. После государство вновь озаботилось проблемами ОПК, последовало решение о создании федеральных агентств.
Российское агентство по боеприпасам было образовано в 1999 году как координирующий орган отрасли. В боеприпасном деле задействованы заводы, производящие взрыватели, взрывчатку и пр. Это очень сложные, высокотехнологичные специализированные производства, которые не могут быть легко конверсируемы. Управлять всей этой кооперацией, поддерживать ее в работоспособном состоянии без высшего координирующего органа просто невозможно.
Сегодня рассматриваются разные способы реструктуризации ОПК, в том числе и предполагающие снижение роли оборонных агентств в управлении отраслью. Выскажу не только свою точку зрения, но и многих руководителей предприятий "оборонки": в нынешних условиях работа агентства не только наладилась, но и стала эффективной. Об этом говорят итоги прошлого года, первого полугодия нынешнего. Ломать эту структуру - значит, в очередной раз сделать шаг назад. Вновь будет потеряно драгоценное время, вновь будем пытаться что-то создавать на руинах.
Еще раз хочу подчеркнуть, боеприпасная отрасль - это самоорганизующаяся система. Роль агентства четко определена, его руководители не стремятся нами командовать по мелочам, а, напротив, помогают решать вопросы по экспорту, внутриотраслевым связям. Что же касается реструктуризации, то ее следует проводить лишь после того, как все будет выверено и просчитано. Поэтому одно из главных условий успешной работы комплекса - это организационная стабильность.
- Президент России Владимир Путин не раз заявлял, что проблемы оборонно-промышленного комплекса страны находятся под его особым контролем. Вы чувствуете это?
- Действительно, со сменой высшего руководства страны в оборонно-промышленном комплексе появились положительные тенденции. Об этом говорю на примере своего предприятия, других организаций отрасли. Вот только один факт: за прошлый год "Базальт" продвинулся в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах дальше, чем за предыдущие десять лет.
К руководству страны наконец-то пришло понимание, что если не делать задел из новых разработок, если не пополнять арсеналы, через десять лет Россия будет беззащитна перед лицом внешних угроз. Возобновление ниокровских работ на "Базальте" позволяет надеяться, что в недалеком будущем появятся и будут серийно производиться новые типы боеприпасов.
- К сожалению, в российской "оборонке" из года в год нарастала опасная тенденция разрыва между поколениями специалистов. Как на вашем предприятии решается проблема преемственности?
- На мой взгляд, это одна из самых болевых точек "оборонки". Молодежь - это наше будущее, а ее у нас практически нет. Весь наш научно-технический потенциал, о котором я говорил выше, опыт и знания заключены в ветеранах предприятия. Им-то, к великому сожалению, по большому счету некому передавать свои навыки и умения. Промежуточного кадрового звена практически нет. Сегодня разрыв между поколениями специалистов на предприятии составляет около 30 лет! Причины, как говорится, на поверхности - низкая зарплата, хотя, замечу, на "Базальте" она выше, чем в среднем по отрасли, отсутствие отсрочки и брони от призыва в армию, режимные ограничения, связанные с секретностью. Если в ближайшее время на государственном уровне не будут приняты меры для привлечения молодых специалистов в оборонно-промышленный комплекс, он просто рухнет. Пока еще есть возможность сократить этот критический разрыв, и хочется верить, что это будет сделано.
- Над какими перспективными проектами работают сегодня специалисты "Базальта", в чем вы видите будущее фирмы?
- Естественно, мы продолжаем модернизировать и совершенствовать наши изделия. Возьмите, например, нашего именинника - РПГ-7. 40 лет назад выстрел к нему был один - кумулятивный противотанковый ПГ-7В, бронепробиваемость которого составляла всего 300 мм. А на сегодняшний день появились тандемные боевые части, способные пробивать броню толщиной 800 мм и броню с динамической защитой, новые типы боеприпасов - осколочные и термобарические. Именно они правят бал на современном поле боя. Такая же тенденция наблюдается и в отношении одноразовых гранатометов типа "Муха" (РПГ-18), имеющих сегодня целый ряд воплощений в калибры от 70 до 105 мм и оснащенных боевыми частями кумулятивного, осколочного и фугасного действия. Разрабатываем мы и новые системы авиабомб, кассеты с самоприцеливающимися боевыми элементами и многое другое.
Одним из интересных и перспективных направлений деятельности "Базальта" является так называемое нелетальное оружие. Создаваемые у нас вооружения могут быть переделаны для решения специфических задач, когда нельзя применять боевые средства, но необходимо адекватно и эффективно ответить на ту или иную угрозу. По нынешним меркам, исходя из требований боевого устава у солдата при выполнении приказа нет альтернативы применения огнестрельного оружия. Нелетальное оружие и призвано заполнить этот вакуум. Эта тема актуальна во всем мире, ведь не секрет, что напряженность во многих регионах планеты нарастает год от года.
Нелетальное оружие необходимо не только МВД и Внутренним войскам. С его помощью можно проводить и чисто военные операции. Например, при штурме села Комсомольское, будь на вооружении армии те средства, которые мы предлагаем, скажем, авиационные кассеты со специальным веществом, можно было бы временно вывести из строя боевиков и без потерь выполнить поставленную задачу.
Впрочем, дело не столько в самом нелетальном оружии, сколько в проблеме нормативно-правовых условий его применения. Нужны политическая воля, новые законы, соответствующие изменения в боевом уставе, наставлениях и т.д. Необходимо донести до общества мысль, что огнестрельное оружие - не последний аргумент в разрешении тех или иных противоречий. Причем заниматься этим нужно уже сегодня, так как потребность в подобных средствах очевидна. Кстати, видимо, в ближайшем будущем и миротворческие операции ООН будут проводиться в основном с использованием нелетального оружия. "Базальт" готов разработать и производить отвечающие всем современным требованиям нелетальные средства для России и на экспорт.
Еще одно перспективное направление нашей деятельности связано с ликвидацией огромных запасов противопехотных мин, накопленных в России. В 2000 году истек срок хранения противопехотных мин ПФМ-1, их дальнейшее хранение и транспортировка становятся все более опасными. Существует несколько способов уничтожения этих мин, однако почти все они далеки от совершенства и небезопасны. ГНПП "Базальт" совместно с 15-м ЦНИИИ Минобороны РФ им. Д.М. Карбышева предлагает принципиально новую технологию решения данной проблемы. Наш метод позволяет распространить подобную технологию и на другие типы мин и кассетных боеприпасов, но это, как говорится, тема отдельного разговора.

РПГ-7 - 40 лет в арсенале

По безотказности, неприхотливости, популярности и, что важнее всего, по своей эффективности в бою ручной противотанковый гранатомет РПГ-7 стоит в одном ряду с автоматом Калашникова.
Разработаны гранатомет и выстрел к нему были в рекордные сроки, всего лишь за три года после того, как правительство определило "Базальт" головным разработчиком данного вида оружия. В создании комплекса, его конструктивных комплектующих элементов принимали участие около десятка специализированных НИИ, КБ и заводов отрасли, в том числе ОКБ-575 (по гранатомету), ЦКБ "Точприбор" (по прицелам), ГСКБ-604 (ФГУП "НИТИ", по взрывателю), НИИ-125 (ФЦДТ "Союз", по пороховым зарядам), НИИ "Поиск" (ГУП "НИИ "Поиск", по пирозамедлителю). Серийным производителем нового гранатомета стал Ковровский механический завод, неснаряженного выстрела - Высокогорский и Каспийский механические заводы, взрывателя - Нерехтинский механический завод. Снаряжение и сборку проводили Нижне-Тагильский химический завод (ФГУП "Химзавод "Планта") и Челябинский завод "Государственное предприятие "Сигнал".
Конструкция гранатометного комплекса оказалась настолько совершенной, а его боевые и эксплуатационные характеристики настолько высокими, что вот уже 40 лет гранатомет РПГ-7 и выстрел ПГ-7В находятся на вооружении наших Вооруженных Сил и применяются в армиях более чем 40 государств, причем в некоторых странах ведется их серийное производство.
За создание противотанковых гранатометных комплексов РПГ-7 и СПГ-9 многие сотрудники предприятий-разработчиков были награждены орденами и медалями, а ведущим конструкторам ГСКБ-47 П. Топчану, В. Фирулину и В. Барабошкину присуждена Ленинская премия. Принятие на вооружение гранатометных комплексов РПГ-7 и СПГ-9 вывело нашу страну в лидеры по разработке гранатометных средств ближнего боя, ставших подлинно "малой реактивной артиллерией бойца".
По мнению отечественных и западных экспертов, этот противотанковый комплекс является выдающимся творением конструкторской мысли. Заявленные в 1961 году его создателями уникальные, на уровне "ноу-хау", показатели прочности, живучести и безотказности в течение 40 лет боевого применения и эксплуатации по всему миру подтверждены с большим запасом, ставя тем самым непревзойденный рекорд длительности безукоризненной боевой "службы". Огромный опыт и информация о боевом применении и эксплуатации в войсках в различных климатических зонах в любое время года и суток свидетельствуют об уникальности гранатомета и выстрела, их превосходстве по своим тактико-техническим характеристикам над зарубежными аналогами, о высоком, проверенном в бою доверии солдата к надежности комплекса.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что замыслы базальтовцев по перспективам развития этого вида оружия обогнали реалии своего времени. Авторскому коллективу удалось выбрать оптимальную конструкцию комплекса в долгосрочном, стратегическом плане. Однако вряд ли кто мог предположить, что оригинальность, простота, технологичность конструкции динамо-реактивного гранатомета и надкалиберного активно-реактивного выстрела позволят на десятилетия продлить жизнь комплекса путем совершенствования выстрела (ПГ-7ВМ, ПГ-7ВС, ПГ-7ВЛ, ПГ-7ВР) и гранатомета. Разработка и принятие на вооружение новых выстрелов к РПГ-7, как ставшему базовым для системной модернизации, развития и дальнейшего совершенствования гранатометного оружия, позволяют существенно расширить боевые возможности мотострелковых подразделений Российской армии. На базе РПГ-7 в ГНПП "Базальт" создан ряд гранатометов, в том числе одноразовых, противодиверсионных и других.
Создание гранатометного комплекса РПГ-7 выдвинуло ФГУП "ГНПП "Базальт" в мировые лидеры по разработке этого вида оружия. РПГ-7 как комплекс и его главный компонент - активно-реактивный выстрел с кумулятивной гранатой относятся к крупнейшим изобретениям в области вооружения и по праву являются выдающимся творческим достижением разработчиков и изготовителей.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker