на главную страницу

14 Июня 2001 года

История Отечества

Четверг

АЛСИБ ждет своего праздника

Андрей ПОЧТАРЕВ, "Красная звезда". Фото Маргариты ДЕБАБОВОЙ из семейного архива.



По мере приближения 60-летия начала Великой Отечественной войны нельзя не отметить важность подготовки к другим юбилеям военной поры. В частности, речь идет о 60-летии ленд-лизовской воздушной трассы АЛСИБ (Аляска - Сибирь). Постановление ГКО СССР № 739 с о ее создании было принято 9 октября 1941 года, а первые самолеты по ней на фронт были перегнаны из США в октябре 1942 года. До сих пор для многих поколений и русских, и американцев трасса является своеобразным символом мужества и памяти летчиков обеих стран, совместно боровшихся с фашизмом, своеобразным "мостом дружбы", соединяющим Россию и Соединенные Штаты. К сожалению, ряды ветеранов АЛСИБа в Москве заметно поредели, и для большинства из них этот будущий юбилей станет последним. Тем выше значимость и важность празднования.

Казалось бы, история воздушной трассы АЛСИБ изучена достаточно хорошо. 8.124 самолета было доставлено в 1942-1945 гг. по ней из Америки в Советский Союз (по другим данным, 7.925...). Из них были сформированы для действий на фронте 250 авиаполков. На американских "аэрокобрах", "киттихауках", например, воевали наши прославленные воздушные асы - Герои Советского Союза: Александр Покрышкин, Султан Амет-Хан, Алексей Алелюхин, Николай Гулаев, Иван Бабак, Борис Сафонов, Петр Покрышев, братья Дмитрий и Борис Глинки... Из 100 результативнейших советских летчиков 38 одержали свои победы в воздухе, летая в том числе на американских и английских истребителях. Об этом написано уже немало. А сколько еще тайн для нас хранит история трассы Фербенкс - Красноярск?..
Недавно довелось беседовать с вице-президентом Федерации любителей авиации России Олегом Станиславовичем Лякишевым. Именно он в качестве шеф-пилота легендарного "Дугласа" - Ли-2 в прошлом году пролетел на нем в составе экспедиции по историческому маршруту ленд-лиза от Москвы до Чукотки. Обращаясь к ее участникам, Президент Российской Федерации В.В. Путин написал тогда: "Более полувека назад российские и американские авиаторы делали все возможное, чтобы приблизить радостный день Победы. Поэтому трансконтинентальный перелет на самолете Ли-2 не только весомый вклад в дело мира. Это - долг памяти перед нашими ветеранами, участниками Великой Отечественной".
По причинам организационного характера долететь Лякишеву и его товарищам до Аляски не удалось. Но многое для пропаганды 55-летия Победы и в плане военно-патриотического воспитания населения отдаленных уголков России было сделано. Из рассказа Олега Станиславовича стало известно о том, сколько еще обломков самолетов времен войны покоится в тайге, в непроходимых болотах, остались лежать на сопках словно обелиски. Некоторые упавшие машины до сих пор хранят в кабинах останки пока еще безымянных героев. Известно, что на АЛСИБе были потеряны 36 самолетов и 79 членов их экипажей и пассажиров. Многие из них еще так и не разысканы. Нашли, например, участники перелета вблизи аэродрома Марково обломки японского самолета времен войны. Возможно, это был самолет-разведчик, доставивший диверсантов в район советской трассы (отрывочные сведения об этом имеются) или один из подбитых палубных бомбардировщиков с авианосцев "Рюдзе" и "Хятака", осуществлявших воздушный удар по базе американцев на острове Уналяска в июле 1942 года. Правду еще предстоит установить.
Покоятся в дальневосточной тайге и останки американской стратегической "суперкрепости" Б-29, которую пилотировал в июле 1944 года экипаж Ричарда МакГлина. Самолет разбился после налета янки на сталелитейные заводы Явата в центральной части Японии, где был подбит, еле дотянув до союзников.
На кладбище в Форт-Ричардсоне в Анкоридже, на Аляске, есть могила, на обелиске которой высечены 12 фамилий советских военнослужащих, служивших на Фербенкской авиабазе и погибших (умерших) там в годы войны. Некоторые из надписей не имеют даже имен, другие - отчеств, воинских званий. Но есть и 13-я надпись: "Неизвестный". 56 лет прошло, но никому нет дела, чтобы восстановить справедливость и установить полные данные о наших соотечественниках, похороненных на американской земле. Кто они были? Что мы знаем о них? А их родственники, где они, что знают о своих отцах, дедах, братьях? Загадки, предположения, гипотезы...
Но трасса АЛСИБ, протяженность которой составляла 6.306 километров от Фербенкса до Красноярска, была только частью пути, что проделывали самолеты ленд-лиза с авиационных заводов США. На ней летали советские летчики. А вот про другую часть, что шла из Соединенных Штатов через Канаду до Аляски - АЛКАН длиной 3.536 километров и эксплуатировавшуюся американцами, у нас в России имеются скудные сведения. А ведь на ней потерпели катастрофы и аварии 133 их самолета с пилотами. Рассказать о них - долг будущих поколений...
Осенью будущего года исполнится 60 лет, как начала работать трасса АЛСИБ. К юбилею, как у нас водится, предстоит готовиться. Как готовятся, к примеру, архангелогородцы, мурманчане и североморцы, собираясь отметить в конце этого года 60-летие первого конвоя союзников, доставившего грузы ленд-лиза в СССР. В этом плане они имеют уже богатый опыт. Думается, что можно включить в планы Российского организационного комитета "Победа" и организацию совместного празднования россиянами и американцами юбилея исторической воздушной трассы. Для подготовки этого мероприятия целесообразно было бы подключить и ветеранов авиации США, в число которых входит Джордж Буш-старший, в прошлом морской летчик, совершивший не один десяток боевых вылетов с авианосца в Тихом океане в годы второй мировой войны. В авиации после войны служил и его сын - нынешний президент Соединенных Штатов. Заинтересованность с американской стороны уже проявлена.
Как представляется, нам важно сохранить российско-американские культурные связи и продемонстрировать всем добрую волю наших народов к миру и взаимопониманию.
На снимке: на трассе АЛСИБа: военный корреспондент Д.Г. ДЕБАБОВ берет интервью у командира ленд-лизовского "Дугласа" (С-47). Уэлькаль, 1942 г.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker