на главную страницу

15 Июня 2001 года

Армия сегодня

Пятница

Кто сменит асов?

К сожалению, в полку, о котором идет речь,
этот вопрос остается пока без ответа

Николай ЛИТКОВЕЦ,"Красная звезда".Наталья КУЗЬМИНА.



В августе этому гвардейскому полку исполнится 60 лет. Сформированный в начале Великой Отечественной войны, он участвовал во многих боевых операциях. От В-24 - американских "бостонов" до сверхзвуковых Ту-22 - таков диапазон типов освоенных летчиками прославленного коллектива летательных аппаратов. В последние годы, "пересев" на Ил-78, полк несколько поменял свой профиль, став единственным в Вооруженных Силах формированием самолетов-топливозаправщиков. Без его участия не проходит ни одно крупное учение.

- А еще мы помогаем летчикам-испытателям фирмы Квочура в демонстрации авиационной техники за рубежом и в испытаниях новых навигационных систем, - не без гордости говорит заместитель командира эскадрильи, он же командир воздушного исполина гвардии майор Виктор Григоров. - На борту нашего самолета отмечен один из таких маршрутов. Мы тогда совершили дальний полет с дозаправкой в воздухе, заодно участвуя в учениях.
Экипажу Григорова есть что вспомнить: он представлял авиацию России на праздновании 75-летия английских королевских ВВС, в 1994 году летал с визитом на базу В-52 в штате Луизиана, вывозил наши войска из Германии, был участником выставок "Малайзия-99", "Джохаи-2000" и других. Бортовой номер воздушного корабля "34" внесен в авиационные справочники. Именно этот самолет Ил-78 был предъявлен миру.
- Сегодня все рода авиации - от ПВО до "стратегов" - должны уметь заправляться в воздухе. Это, если хотите, веление времени, - продолжает рассказывать гвардии майор Григоров. - Каждая такая операция уникальна. Здесь нужна филигранность. Летчики за одну заправку килограммов по пять собственного веса "сбрасывают"...
Наше знакомство с экипажем проходило в более спокойных условиях. И хотя дозаправку в том полете наблюдать не пришлось, в опыте летчиков убедились лично. С экипажем Григорова мы летали в командировку во Вьетнам, где находится российский пункт материально-технического обеспечения ВМФ Камрань. Перелет только в одну сторону составил около восьми часов.
Суровый с виду командир воздушного корабля на самом деле оказался добродушным, общительным человеком. Он поведал о том, как ему, выпускнику Тамбовского высшего училища летчиков, довелось летать еще на самолете М-4, который пилоты называли "царь-самолет" за то, что выпущено было таких самолетов лишь 34 единицы. В родном полку Виктор Васильевич прошел путь от правого летчика до заместителя командира эскадрильи, общий налет за годы службы составил более 3.650 часов. Для сегодняшнего дня это много, по меркам прошлых лет не очень.
С чувством гордости рассказывал командир о своих подчиненных, с которыми бок о бок "исколесил" воздушное пространство России и многих стран мира. Особенно не поскупился на добрые слова в адрес штурмана корабля гвардии майора Григория Химухина.
- Профессия у штурмана интересная, - разъяснял командир, - но трудная. Постоянно довлеет чувство ответственности. Ведь полет на полет не бывает похожим. А командир всегда полагается на штурмана. Ситуации разные возникают, даже когда идешь по одному и тому же маршруту. Поэтому надо быть мобильным, но не равнодушным. А Григорий Иванович у нас штурман от Бога...
Перелет во Вьетнам для экипажа был первым. Маршрут, по которому летели, являлся самым коротким путем от Владивостока до Вьетнама. С одной стороны Япония, с другой - Республика Корея. Над проливом воздушный коридор был особенно узким. Нужно идти точно по курсу, как по ниточке. Момент ответственный, малейшее отклонение грозит нарушением той или иной границы.
Сопровождающих ждать не пришлось. Вскоре по оба крыла зависли японские истребители и по связи передали - проверьте курс. Командир ответил - курс правильный. Сфотографировав нас и посопровождав минут сорок, "фантомы" отошли в сторону. Несколькими днями позже мы узнали, что наш Ил прошел точно по линии, начерченной на карте. Экипаж сработал четко.
Отдавая должное мастерству пилотов, хочется назвать имена и других действующих лиц: помощник командира корабля гвардии майор Николай Румянцев, бортинженер гвардии майор Александр Пономарев, бортовой техник - оператор заправки гвардии майор Александр Елькин, бортовой техник гвардии капитан Игорь Змуздин, начальник связи гвардии старший прапорщик Павел Трофимов.
Летать бы им да летать, служить на благо Отечества. Но возраст почти всех членов экипажа уже подошел к предельному, не за горами увольнение в запас. Несмотря на огромный опыт, желание летать, это же касается и гвардии майора Виктора Григорова. В части понимают: уйди такие, как Григоров и его "команда", летать будет некому, молодой замены почти нет. И хотя командование продлило Виктору Васильевичу срок службы в авиации еще на три года, в корне это проблемы, конечно же, не решает. Нужны кардинальные меры, которые позволили бы удержать воздушных асов за штурвалами, помогли бы им поставить на крыло молодых летчиков.
Ну а пока "тридцатьчетверка" готовится к очередному вылету...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker