на главную страницу

20 Июня 2001 года

Армия сегодня

Среда

"Курорт" для контрактников

Александр БОГАТЫРЕВ, "Красная звезда". Фото Ярослава РОЩУПКИНА.



Нельзя переоценить роль человеческого фактора в жизнедеятельности войск. А значит, и воспитательной работы. Опыт 201-й мотострелковой Гатчинской дважды Краснознаменной дивизии, выполняющей боевые задачи в Республике Таджикистан близ таджикско-афганской границы, в этом отношении богат и интересен. Там побывал наш корреспондент.

ПО СЛОВАМ заместителя командира дивизии по воспитательной работе полковника Александра Рубцова, 201-я мсд по-своему уникальное соединение Сухопутных войск. И воспитательная работа здесь во многом отлична от той, что ведется в частях даже постоянной готовности на территории России.
Обусловлено это целым рядом обстоятельств. Одно из важнейших - это то, что все военнослужащие соединения - контрактники. В одном строю здесь стоят солдаты в возрасте от 25 до 45 лет. И с каждым из них надо работать, искать подходы, корректировать, а то и менять сложившееся с годами мировоззрение, привычки и т. д. Порой получается так, что у офицера-воспитателя жизненного опыта меньше, чем у его подчиненного.
С появлением нашего миротворческого контингента в Югославии престиж службы в 201-й мсд упал. В вышеупомянутой "горячей точке" или в той же Чечне люди получают за свой нелегкий труд достойное денежное содержание. Здесь зарплата солдата-контрактника составляет в среднем 2 тыс. рублей. Тем, кто несет боевое дежурство в ротных тактических группах (РТГ) у самой таджикско-афганской границы, доплачивают "полевые" - 55 руб. в сутки. Между тем условия службы в Таджикистане очень нелегки. Во-первых, для людей, приехавших из средней полосы, среднеазиатский климат порой тяжело переносим. Например, в местах дислокации РТГ летом температура достигает +70 градусов. При этом качество воды, мягко говоря, неважное. Даже кипячение помогает не всегда. Во-вторых, дивизия постоянно несет службу по охране и обороне военных и государственных объектов. Ежедневно под ружьем находится 50 процентов личного состава. Только в Душанбе развернуто 12 блокпостов. В-третьих, мсд живет в условиях чрезвычайного положения. Выход военнослужащих за пределы части строго ограничен.
- В летнее время после 20.00, а в зимнее - после 18.00 покидать территорию военного городка запрещено, - рассказывает заместитель командира 191-го мотострелкового полка по воспитательной работе подполковник Юрий Денисов. - Недопустимо одиночное передвижение по городу.
Сочетание многочисленных трудностей с невысоким материально-финансовым обеспечением негативно сказывается на престиже службы в соединении. Нередко сюда едет сложный, требующий тщательного отбора контингент. Во многом эта задача лежит на офицерах-воспитателях. Для этого в соединении существует группа отбора и призыва, которая с офицерами частей постоянно ездит в районные и областные военкоматы за пополнением. Группа состоит в основном из воспитателей. Как правило, туда входит психолог. Главная задача - профессионально-психологический отбор новобранцев. Эта же работа продолжается, когда очередная партия контрактников прибывает в дивизию.
- В нашем полку, - говорит заместитель командира 92-го мсп подполковник Олег Богданов, - действует пункт приема личного состава. Там изучаются документы, психологические особенности, деловые качества, состояние здоровья новобранцев и т.д.
Зная о том, что Таджикистан изобилует сравнительно недорогими наркотиками, сюда порой пытаются пробраться любители сильных ощущений. Поэтому, помимо углубленного психологического обследования, проводится медицинское. Кроме того, воспитатели отправляют запросы на прибывших в органы внутренних дел, военкоматы, а при необходимости и в лечебные заведения по месту жительства. Не секрет, что иногда люди едут в далекую дивизию на территорию иностранного государства, чтобы спрятаться, например, от уплаты алиментов. Некоторые пытаются укрыться здесь от уголовной или административной ответственности, а то и от людей в белых халатах.
В беседе с будущими воинами очень важно выяснить цель их прибытия в дивизию, так сказать, мотивы этого поступка. Среди контрактников есть опасная категория "охотников за кровью". В основном это люди повоевавшие. Сюда они едут в надежде вновь окунуться в войну. Столь боевой настрой не всегда способствует качественному выполнению стоящих перед дивизией задач.
В итоге после тщательной фильтрации обратно в Россию отправляются иногда до 50 процентов прибывших, хотя сегодня соединение испытывает кадровый голод, так как укомплектовано лишь на две трети. Тем не менее эта практика себя оправдывает: слишком непросты задачи дивизии и условия, в которых они выполняются.
Первые три месяца на базе
92-го мсп контрактники проходят адаптацию: привыкают к климату, знакомятся с дивизией, вникают в военно-политическую обстановку, совершенствуют боевую выучку. Их не привлекают к караульной службе, не направляют в ротные тактические группы. В этот период психологи не менее пристально наблюдают за солдатами. Продолжается их работа в частях и подразделениях, куда распределяют принятых на службу после трехмесячного "курса молодого бойца". Сейчас, в летний период обстановка осложняется. Боевая учеба начинается в условиях возрастающей угрозы со стороны Афганистана. В горах сошел снег, открылись перевалы и тропы. Грядут широкомасштабные боевые действия между воюющими там силами в приграничных с Таджикистаном районах. Нервно-психологическое напряжение людей в это время очень велико. Ведь случается и так, что ожидание боя действует на психику не менее сильно, чем сам бой. Угнетает людей невыносимая жара. Поэтому психологи сейчас особенно востребованы. Помимо традиционного обследования заступающего в караул личного состава, они работают с людьми, отправляющимися в РТГ. Подразделения меняют там друг друга каждые
1,5-2 месяца. Раз в десять дней РТГ посещают комиссии, в состав которых, как правило, тоже входит психолог.
ОСОБОЕ значение здесь имеет и информационно-пропагандистская работа. Служба в средне-азиатском регионе требует глубокого знания военно-политической обстановки, местных нравов, обычаев и законодательства, географии и истории Таджикистана.
- Просто необходимо, - отмечает офицер по общественно-государственной подготовке и информированию дивизии майор Азам Касымов, - добиваться того, чтобы личный состав отчетливо представлял, с какой целью 201-я мсд находится на территории иностранного государства, зачем прикрывает таджикско-афганскую границу. И, пожалуй, здесь на эту работу надо отводить большее количество часов, чем в соединениях, дислоцирующихся в России. Ведь воздействовать на мировоззрение взрослых людей порой намного сложнее.
Не обошли стороной гатчинцев и социальные проблемы. До боли знакомый всем жилищный вопрос имеет здесь свою специфику. Контрактник, отслуживший когда-то два года по призыву и два периода по три года в 201-й мсд, где выслуга - месяц за три, имеет право на квартиру в России после увольнения. То есть жильем нужно обеспечивать все категории военнослужащих. Служебного тоже не хватает. Солдат и сержантов приходится размещать в казармах, что в принципе нарушает их права.
Из-за нелегких условий жизни многие контрактники оставляют жен и детей в России. А те, кто привозит в Таджикистан, сталкиваются с массой сложностей. Женам найти работу здесь очень тяжело. Детские сады переполнены. В школах ребятишки сидят по трое за партой. С кружками и секциями тоже проблема. То, что в этом смысле дают обычно гарнизонные дома офицеров, здесь практически исключено. Причиной тому - чрезвычайное положение. В целях безопасности детей в школу возят на автобусах под охраной. Раньше их еще сопровождали БТРы. Сейчас из-за проблем с горючим от этой практики отказались.
Библиотечный фонд дивизии не пополняется уже десять лет. В частях действует правило: возвращаешься из отпуска - привези книгу. В целом с досугом здесь туго. Конечно, работа в этом направлении ведется. В одном из военных городков работает музыкальная школа. В ГДО занимается детская группа современного танца "Рэги". Вокально-инструментальный ансамбль дивизии "Иван" занял 2-е место во Всероссийском конкурсе солдатской песни "Виктория". Артисты успели уже выступить в частях Московского военного округа, в вузах, в Чечне. Сейчас им предстоят гастроли в Югославии и на Кубе.
- В 2001 году "Иван" включен в план культурного обеспечения Вооруженных Сил, - говорит полковник Рубцов. - Для нас это огромная честь, но хотелось бы, чтобы в этот план попала и сама 201-я дивизия. Люди прекрасно помнят, как приезжала группа ДДТ, как Валдис Пельш проводил свою шоу-программу "Угадай мелодию" в ГДО, в военных городках, в ротных тактических группах. Но все это было в 90-х...
Нечем похвастаться и в техническом обеспечении культурного досуга. Поставленной сюда теле- и видеоаппаратуры крайне недостаточно. Ведь одна рота может выполнять задачи и в пункте постоянной дислокации, и в РТГ. Причем на границе люди живут не в одной общей палатке, а в нескольких. Один телевизор и видеомагнитофон на всех не поделишь. Поэтому, как правило, солдаты покупают аппаратуру за свой счет. Но порою горы не позволяют принимать российские телепрограммы. Нужна специальная антенна. Опять идут деньги из солдатского кармана.
Между тем культурно-досуговая работа здесь просто необходима. В условиях чрезвычайного положения от постоянного нахождения за забором у людей порой, что называется, "едет крыша". В результате страдают дисциплина и правопорядок. Спасает то, что здешние солдаты все-таки взрослые люди. Как правило, им хватает мудрости не допустить тех ошибок, которые свойственны мальчишкам-призывникам. В этом отношении контрактная служба себя оправдывает. Дивизия не знает, что такое неуставные взаимоотношения.
- С "дедовщиной" и землячеством, - рассказывает Рубцов, - мы здесь практически не сталкиваемся. Не возникает конфликтов и на религиозной почве. Вообще солдаты трезво оценивают значение воинской дисциплины.
ПОЖАЛУЙ, самая острая проблема воспитательных органов 201-й мсд - офицерские кадры. Некомплект заместителей по воспитательной работе составляет более 30 процентов. В первую очередь это касается ротного звена. Например, в 149-м мотострелковом полку, что в Кулябе, нет ни одного заместителя командира роты по воспитательной работе. Кстати, существует еще и текущий временный некомплект (в связи с командировками и отпусками), который составляет до 50 процентов от общей численности воспитателей.
Еще одна проблема - отсутствие базового образования. Из-за того, что уже десять лет ни один военный вуз России не готовит заместителей по воспитательной работе, профессионалы остались в основном в полковом звене. Уже в батальонном назначить специалиста трудно. Сегодня в соединении 8 батальонов не имеют заместителей комбатов-воспитателей. Практика же назначения воспитателей из командиров себя не всегда оправдывает. Во-первых, хорошего командира никто не отдаст, а посредственность на этой должности принесет скорее вред, чем пользу. Во-вторых, как правило, из командных вузов лейтенанты приходят с крайне слабой подготовкой в этом отношении. В лучшую сторону здесь можно было бы выделить разве что Казанский филиал Челябинского танкового института, куда в этом году пятеро военнослужащих дивизии отправились на курсы младших лейтенантов. С 2001 года вуз готовит на этих курсах не только командиров мотострелковых и танковых взводов, но и замов по воспитательной работе. Конечно, десятимесячная подготовка - не решение проблемы, а лишь латание дыр. Не может воспитатель по уровню образования стоять ниже остальных офицеров подразделения. Не говоря уже о том, что многие солдаты-контрактники обладают средним техническим, а то и высшим. А среди сержантов есть даже бывший капитан милиции. Поэтому до тех пор, пока на базе, например, того же КФЧТИ не начнется полноценная подготовка офицеров-воспитателей, и без того катастрофическая кадровая ситуация в этой структуре будет усугубляться с каждым годом.
СЕГОДНЯ Сухопутные войска вновь обретают главное командование. В первом своем выступлении в "Красной звезде" новый главком генерал-полковник Николай Кормильцев сказал: "В главкомате должно быть создано сильное управление воспитательной работы, способное управлять воспитательным процессом в Сухопутных войсках, осуществлять контроль и оказывать помощь командующим, командирам и воспитательным структурам в организации учебно-воспитательного процесса, решении боевых, миротворческих и других задач, которые приходится сегодня выполнять нашим объединениям, соединениям и частям".
В войсках, и в частности в 201-й мсд, это решение всецело поддерживается. На возрождающийся главкомат люди возлагают большие надежды.
На снимке: когда в тени плюс сорок.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker