на главную страницу

20 Июня 2001 года

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Среда

Дирижабли против "Стингеров"

Воздухоплавательные аппараты могут оказаться полезными при проведении специальных операций

Юрий БОЙКО, инженер - воздухоплаватель.



Анализ проведенных в последнее десятилетие специальных операций в Таджикистане, Дагестане и Чечне выявил ряд факторов, влияющих на выполнение боевых задач. Один из главных - фактор физико-географических условий. Высокогорные хребты, горные реки и ущелья практически непроходимы для современной боевой техники. Разрушения противником мостов через горные реки и образования завалов на перевалах задерживали передвижения войск на несколько дней и даже недель, ограничивая их маневренность. А размещенные на господствующих высотах и скрытых подступах малочисленные боевые посты, обороняющиеся с комбинированной системой огневого поражения, успешно сдерживали продвижение достаточно сильных подразделений.
Оптические наблюдения за противником, использующим горный рельеф местности, представляют сложную задачу ввиду наличия "мертвых" зон. Даже с удачно выбранного места можно просматривать не более 30-40 процентов впереди лежащей горной местности. Такой же результат работы систем радиотехнического наблюдения. Использование вертолетов или самолетов для радиолокационной разведки повышает эффективность наблюдений, но требует проведения полетов на малых высотах и в течение продолжительного времени днем и ночью. А это удорожает процесс наблюдений и повышает риск поражения летательного аппарата с помощью зенитных ракетных установок. Неблагоприятные погодные условия в местах базирования авиатехники (особенно в осенне-зимний период) препятствовали выполнению ими боевых заданий, чем пользовались обороняющиеся для укрепления своих позиций, маскировки или передислокации. Звуковая разведка практически недееспособна из-за экранирующего действия гор. Резко сокращаются возможности средств связи.
Партизанские и диверсионно-террористические действия бандформирований обусловливают необходимость создания системы круглосуточного наблюдения за передвижениями транспортных средств и групп людей не только в равнинной местности, но и в горных условиях. Подвоз материальных средств по горным дорогам требует создания специальных отрядов для охраны автоколонн. Кроме того, необходимо осуществлять оборону коммуникаций, режимных зон и важных народно-хозяйственных объектов.
Уже по этому краткому описанию проблем, встречающихся при ведении специальных операций в горных условиях, можно понять, сколь сложным оказывается выполнение боевых задач. А ведь есть класс аппаратов, способных оказать существенную помощь подразделениям в горных условиях. Это аэростаты и дирижабли.
Напомню, что привязные аэростаты успешно применялись в годы второй мировой войны в качестве средств заграждения от самолетов противника, на них поднимались наблюдатели, с них совершали тренировочные прыжки десантники. Во время войны во Вьетнаме американцы поднимали в джунглях аэростаты с РЛС и звуковыми пеленгаторами. Использование аэростатов-ретрансляторов Советской Армией в Афганистане позволяло увеличить дальность радиосвязи в горных условиях в 4-5 раз, оказывало существенную помощь вертолетчикам при их полетах, обеспечивая связь с командными пунктами, находящимися за пределами прямой радиовидимости.
Аэростаты оказывали помощь в решении задач не только в горах. Поднимая трос-антенну, обеспечивали связь с погруженными подводными лодками. Аэростатная система постановки помех предохраняла советские самолеты от обнаружения их радиолокационными средствами противника.
В настоящее время пограничная служба США эксплуатирует несколько аэростатных систем для наблюдения за южными сухопутными границами, побережьем Мексиканского залива, Багамских островов. Так, привязной аэростат ТСОМ объемом 700 м3 поднимает на высоту 1.000 метров РЛС и ТV-камеры, которые позволяют обнаружить низко летящие самолеты, вертолеты или плывущие катера на расстоянии до 150 километров. Наземное оборудование такого аэростата выполнено в двух автоприцепах, один из которых является газохранилищем и швартовочным якорем, а другой служит командным пунктом, электрогенератор которого обеспечивает энергией по трос-кабелю работу бортовой РЛС. Аэростат находится в воздухе 7-10 дней и затем опускается для дозаправки гелием. Эксплуатация таких систем производится при ветре до 100 км/час.
Большие аэростаты ТСОМ объемом до 11.000 м3 поднимают на высоты 3.000-4.000 метров аппаратуру радио- и телефонной связи, обслуживающую территорию площадью до 200.000 квадратных километров. Это в десять раз превышает площадь, обслуживаемую наземной телевизионной башней. Такие системы были развернуты в Иране, Южной Корее, Нигерии. Воздухоплавательный центр "Авгурь" (Москва) установил на своем аэростате УАН-400 разработанную тульским предприятием "Стрела" РЛС "Кредо-IЕ". Поднятая на аэростате на высоту 300 метров, она обнаруживает неподвижные и движущиеся цели на дальности 40 километров. Минимальная скорость движения цели, которую может "засечь" радар,-
2,5 км/час. Это скорость человека, идущего прогулочным шагом.
Аэростаты также поднимают аппаратуру подавления радиосредств противника, мощные светильники, разбрасывают агитационные материалы.
Командир десанта, имея в своем распоряжении небольшой сигнальный аэростат объемом 1-2 м3 и запас несущего газа к нему в небольшом баллончике, может после высадки в горной местности передавать по поднятой аэростатом антенне сообщения в штаб или цветовые сигналы членам группы, находящимся далеко друг от друга. Можно предположить, что установка 2-3 аэростатов на высоте 3.000-4.000 метров с соответствующей бортовой аппаратурой обеспечит надежную связь на такой территории, как Чечня, и позволит вести круглосуточное наблюдение за передвижениями воздушной и наземной техники.
Аппаратура ретрансляции, подвешенная к этим аэростатам, позволит осуществлять надежную двустороннюю связь с экипажами вертолетов при их полетах в горных условиях. На аэростате может быть поднят наблюдатель или корректировщик, сообщающий на артиллерийскую батарею результаты стрельбы.
Проектировать аэростаты и системы их обслуживания нет необходимости. Они уже построены и испытаны, есть РЛС и другие системы связи, разведки и радиоподавления. В качестве несущего газа для наполнения оболочек аэростатов может применяться не дорогой гелий, который придется транспортировать в баллонах под большим давлением, а водород, получаемый на месте. Российские военные воздухоплаватели в 80-х годах получили передвижные водороддобывающие установки, производящие каждая до 800 м3 в час. При практикуемом размещении опорных баз российских войск аэростатные системы функционально достаточно удобно впишутся в комплекс вооружений этих пунктов.
Что же касается дирижаблей, то они смогут осуществлять, кроме функций радиолокационного и разведывательного дозора, перевозки боевой техники, вооружения, личного состава. Обладая способностью осуществлять вертикальные спуски и взлеты с неподготовленных площадок, дирижабли могут стать незаменимым транспортным средством.
В настоящее время дирижабли грузоподъемностью 2-3 тонны летают во многих странах на всех континентах. В 80-х годах на Ухтомском вертолетном заводе (г. Люберцы) велось проектирование транспортных дирижаблей грузоподъемностью от 15 до 85 тонн. Только недостаточное финансирование заставило "заморозить" эти проекты. Сейчас в ПК "Воздух" проектируют транспортный дирижабль грузоподъемностью 150 тонн, а специалисты немецкого консорциума Cargolifter приступают к строительству дирижабля объемом 500.000 м3, способного перенести груз массой 160 тонн на расстояние 10.000 километров.
Грузовые дирижабли проектируют в США, Англии, Голландии, Японии. Кроме того, созданы и испытаны беспилотные дирижабли, которые могут осуществлять разведывательные полеты на высотах 18-22 км в течение нескольких недель и месяцев.
Следует сказать, что дирижабли могут быть оснащены и наступательным вооружением (ракетами "воздух - воздух" или "воздух - поверхность"), дополняя боевые самолеты и вертолеты, когда те не смогут подняться в воздух из-за плохих метеоусловий на аэродромах базирования. Они в состоянии барражировать в течение недели и более. Так, американские патрульные дирижабли в свое время находились над Северной Атлантикой по 10 и более суток без дозаправки топливом. Поэтому дирижабль, выполненный в виде командного пункта и способный находиться в воздухе несколько дней на высотах, недосягаемых для поражения мобильными ЗРК типа "Стингер" или "Игла", будет эффективен при координации совместных боевых действий различных родов войск.
Дирижабли окажутся полезными и при разминировании. Английские специалисты оснастили дистанционно управляемый дирижабль гиперспектральными датчиками запахов, инфракрасными датчиками, реагирующими на разность температур между миной и окружающим пространством, электромагнитными датчиками и видеокамерами визуального поиска. Известно, что поиск мин с помощью собак малоэффективен, так как каждую собаку тренируют на определенный вид взрывчатого вещества со своим запахом. Вследствие этого приходится задействовать несколько собак, обученных на обнаружение "своего" вида мин. Кроме того, собака быстро устает, через каждые 20 минут работы ей требуется отдых.
Осенью 2000 года дирижабль А-60, названный Mineseeker, в течение шести недель успешно обнаруживал мины в Косово. Причем не только в металлических, но и в пластмассовых корпусах. В будущем предполагают оборудовать для этой цели более крупный дирижабль А-150. Кроме средств обнаружения мин, на дирижабле установят и устройства их уничтожения - бортовые лазеры, буксируемые траки, колесные или в виде цепей. Применение дирижаблей обеспечит эффективную работу саперов, столь опасную в настоящее время, а российские специалисты - как конструкторы воздухоплавательных аппаратов, так и по саперному делу - в состоянии создать такие дирижабли-миноискатели.
Словом, применение аэростатов и дирижаблей в дополнение к существующим видам вооружений может ускорить завершение специальных операций и проводить их с меньшими потерями.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker