на главную страницу

26 Июня 2001 года

Жильё моё

Вторник

Бобровка как зеркало безысходности

Вадим КОЖУХОВСКИЙ.



После очередного сокращения Вооруженных Сил в 1998 году от закрытого военного гарнизона Бобровка в Самарской области остался лишь небольшой населенный пункт из нескольких жилых пятиэтажек да соседствующих с ними потемневших от времени деревянных строений и обветшавшей кирпичной архитектурой 50-х. Основная часть жителей Бобровки - семьи бывших военнослужащих (всего около 300) - положили некогда свои молодые годы на алтарь защиты родного Отечества.

Жизнь продолжается, но не жалует она бобровских аборигенов. Рабочие места здесь можно пересчитать по пальцам, автобус до ближайшей неблизкой цивилизации - захолустной железнодорожной станции - явление редкое и непостоянное. Пользоваться услугами частного извоза накладно. Рады бы бобровцы поменять свое прозябание и беспросветный быт на стабильную жизнь с достойными заработками, да не получается. Не торопятся соотечественники обменивать свое жилье на бобровское и тем паче приобретать здесь жилую недвижимость.
Мыкаются жители Бобровки со своим невеселым статусом, обращаются в разные инстанции, но мыслимо разве достучаться до чиновничьих душ? По капелькам копилось отчаяние, пока не выплеснулось наружу. С ним и обратились бобровцы к командующему войсками ПриВО генерал-полковнику Анатолию Сергееву за помощью. Просили об одном - посодействовать в отселении в такие места, где бы были востребованы их знания и труд, где бы могли получить достойное образование их дети. Генерал обращение не проигнорировал, потому что никогда не делил тех, у кого жизнь была связана с карьерой военного, на "своих" и "чужих". В Бобровку выехал начальник управления воспитательной работы ПриВО генерал-майор Евгений Веселов с группой офицеров КЭУ округа. В решении нескольких социально-бытовых проблем городку была обещана реальная помощь.
К слову, о помощи. Бобровский гарнизон в свою бытность, хотя и был расположен на территории Приволжского военного округа, никогда не был ему подведомствен, а части, размещенные вокруг него, входили в перечень так называемого центрального подчинения. После их сокращения городок должен был получить номенклатурный статус "высвобожденного" и его участь скорее всего была бы еще более удручающей, если бы решением командующего войсками ПриВО сюда не передислоцировали подразделение окружного подчинения. Силами и средствами этого подразделения в городке в стабильном режиме функционируют котельная, водозабор, система электроснабжения. Не в пример Приморью система отопления городка ни разу не была разморожена. Здесь не вводились, как в некоторых других городах Поволжья, графики дозированной подачи газа или электричества.
И все же главная проблема Бобровки остается нерешенной. Что делать семьям уволенных в запас военнослужащих, если другого жилья, кроме как в этом городке, у них нет? Возможно ли отселение? О нем мечтают сегодня свыше 170 семей. По сути решать эти вопросы с центральным руководством вида Вооруженных Сил, которому были подчинены сокращаемые части, жителям городка нужно было еще в период тех самых оргштатных мероприятий. Сегодня же по действующему законодательству квартиросъемщики, проживающие в Бобровке, считаются жильем обеспеченными и претендовать на улучшение своих жилищных условий не вправе. Ситуация была бы другой, если бы квартиры в этом городке получили статус служебных. В этом случае бобровцы обрели бы шанс сменить место проживания через участие в федеральной Программе ГЖС. В свою очередь ПриВО попросту не нуждается в таком количестве служебного жилья в данном городке.
Возьмись сегодня генерал Сергеев за проблему предоставления жилья в других населенных пунктах всем желающим жителям Бобровки, так его бы просто не поняли тысячи военнослужащих ПриВО, чьи семьи до сих пор не имеют собственной крыши над головой и вынуждены снимать жилье за немалые деньги. Кроме того, освобожденные, да еще и пустующие после отселения квартиры необходимо содержать, что требует, как известно из тоскливых песен работников коммунального хозяйства, немалых капиталовложений. Бесквартирным очередникам в погонах такой расклад будет точно не понять.
Ведь от чего бегут люди? От нестабильности, жизненной неустроенности, нищеты. К примеру, та же Бобровка окружена посевными полями, есть все возможности организовать здесь фермерские или животноводческие хозяйства с собственными перерабатывающими мини-комбинатами. Люди здесь живут трудоспособные, деятельные. Дать бы им достаточные ссуды, продумать систему льготного кредитования, помочь на первых порах в сбыте продукции - это ли не задача местных органов власти?
- В ситуации с Бобровкой как в зеркале отражается общая проблема сотен аналогичных закрытых военных городков, - делится мыслями заместитель командующего войсками ПриВО по строительству и расквартированию генерал-майор Михаил Бековицкий. - Я могу с ходу перечислить еще несколько военных городков на территории округа, в которых не менее остро звучит эта же тема. В таких малых населенных пунктах, как правило, по понятным причинам отсутствует какое-либо производство с рабочими местами, все больше приходят в упадок энергокоммуникации. Нельзя сказать, что процесс отселения семей уволенных военнослужащих из закрытых военных городков не идет в округе вообще. Начиная с 1998 года только из Тоцкого гарнизона с предоставлением жилья в другом населенном пункте или жилищных сертификатов отселены около 250 семей, из Рощинского - 100. Идет отселение из Кинель-Черкасского, Донгузского гарнизонов. Однако подобные мероприятия при тех средствах, которые округу выделяются, мы можем позволить себе проводить лишь в тех гарнизонах, где этого особенно явно требуют интересы жизнедеятельности войск. Да и то - в крайне ограниченных масштабах.
По мнению замкомандующего, отселение жителей из Бобровки и подобных населенных пунктов - вовсе не единственный выход. Или принимать участие в судьбах тысяч россиян, к тому же искренне желающих внести свой вклад в улучшение не только своего благосостояния, но и экономики регионов, - это уже не долг, не обязанность всенародно избранных руководителей?
А ПОКА...
В новом тысячелетии на проблему так называемых высвобожденных военных городков обратила наконец внимание Государственная Дума. Еще бы, вот уже четвертый год государство не может решить, как ему попредприимчивей поступить со своей периферийной недвижимостью. Попытки реализовать ее через Российский фонд федерального имущества окончились провалом. Не хотят приобретать непривлекательную инфраструктуру ни власти субъектов Федерации, ни бизнесмены. Таким образом, ответственность за беды оставшихся проживать в городках людей по-прежнему возложить не на кого. По мнению парламентариев, необходимо в срочном порядке решить вопрос о безвозмездной передаче городков местным органам власти. Те же в свою очередь должны в ближайшее время подготовить программы, способные внести живительную струю в жизнь этих населенных пунктов. Вариантов много: от фермерских хозяйств, о которых говорил генерал Бековицкий, до развертывания в брошенных городках таких социальных объектов, как интернаты, приюты, пансионаты, научные или образовательные комплексы или центры переподготовки. Что ж, предложение реальное и разумное.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker