на главную страницу

26 Июня 2001 года

Жильё моё

Вторник

Их тоже испортил квартирный вопрос...

Полковник Александр БУГАЙ. Майор юстиции Павел КОЧЕТОВ.



В ближайшее время в рамках реформирования Вооруженных Сил в Приволжском военном округе будут уволены в запас немало офицеров и прапорщиков. Многие из них - бесквартирные. Они надеются обзавестись собственным жильем с помощью государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Но в текущем году согласно бюджету Правительство РФ сможет выпустить менее 50 процентов ГЖС от плановой цифры государственной программы. Достанутся они не всем желающим. Именно поэтому военная прокуратура ПриВО особое внимание уделяет работе по надзору за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами, которые занимаются оформлением, выдачей и реализацией сертификатов.
- Мы намерены акцентировать свою деятельность на выявлении незаконно удерживаемого жилья и его возврате в фонд Министерства обороны РФ, а также пресечении практики незаконной выдачи ГЖС, - пояснил первый заместитель военного прокурора ПриВО полковник юстиции Владимир Мельников. - За последние годы наибольшее распространение получили нарушения, связанные с удержанием военнослужащими, уволенными в запас, квартир по прежнему месту службы после получения ими жилья в других регионах Российской Федерации на основании выданных ГЖС.
К примеру, офицеры запаса М. Бирюков и В. Руккаберт умудрились в течение двух лет удерживать в военном городке Энгельс, что в Саратовской области, служебные двухкомнатные квартиры, несмотря на то что имели в это время жилье в других регионах РФ, полученное по выданным им при увольнении с военной службы государственным жилищным сертификатам. Майор В. Кошкин по увольнении в запас улучшил свои жилищные условия за счет приобретения трехкомнатной квартиры в Перми на основании выданного ему сертификата. В ранее занимаемой его семьей двухкомнатной квартире в этом же городе он оставил проживать родственников жены, имеющих собственное жилье.
Настораживает то обстоятельство, что подобная практика незаконного удержания старых квартир после реализации ГЖС расширяется. Майор Н. Антонов, проходивший службу в одном из военных представительств Ижевска, при увольнении с военной службы по оргштатным мероприятиям написал рапорт на получение ГЖС. В то время его семья проживала в однокомнатной квартире балансовой стоимостью 20.787 рублей. После получения сертификата Антонов реализовал его, приобретя 3-комнатную квартиру. Но прежнее жилье не сдал, а передал в пользование другим лицам.
Должностные лица Сарапульской КЭЧ района должны были проконтролировать сдачу квартиры военнослужащим в жилищные органы. Но они этого не сделали. Лишь в ходе проведения прокурорской проверки ущерб, причиненный Антоновым государству, был возмещен.
Такую же проблему пришлось решать сотрудникам военной прокуратуры Оренбургского гарнизона. Командир воинской части подполковник И. Саляхов после приобретения жилья по государственному жилищному сертификату продал занимаемую им ранее двухкомнатную квартиру. Эти незаконные действия были выявлены работниками гарнизонной прокуратуры. В настоящее время судебными органами рассматривается иск о взыскании с Саляхова 150.000 рублей.
Анализ, проведенный военной прокуратурой ПриВО, свидетельствует, что совсем не случайно большинство нарушений жилищного законодательства связано с удержанием военнослужащими, уволенными в запас, квартир по прежнему месту службы после получения ими жилья на основании ГЖС. В результате проведенных надзорных мероприятий в округе выявлено 42 факта злоупотреблений, связанных с реализацией ГЖС, в Тоцком, Вольском, Саратовском, Оренбургском, Сызранском гарнизонах. Аналогичные нарушения имелись в Ижевском, Казанском, Ульяновском, Самарском, Пермском гарнизонах. Подобной негативной практике способствуют пробелы в действующем законодательстве, которые не предусматривают необходимость информирования жилищных органов Минобороны РФ местными органами власти о предоставлении жилья лицам, уволенным с военной службы.
В реформируемых воинских частях Сызранского гарнизона на основании рапортов об увольнении в запас по оргштатным мероприятиям подполковник А. Данилов, майоры А. Поступальский, И. Микитенко, В. Андреев, Ф. Биктимиров, Ю. Туйзюков, капитаны А. Гежа, А. Чернюк и С. Конфалия, а также старший прапорщик С. Мещанов получили ГЖС. Но после реализации сертификатов и получения квартир все они продолжили службу в Вооруженных Силах.
В последнее время наметилась тенденция получения отдельными военнослужащими жилищных сертификатов по подложным документам. Так, капитан А. Арзямов, проходящий службу в одной из воинских частей Тоцкого гарнизона, на основании подложных документов получил государственный жилищный сертификат на сумму 117.600 рублей, который реализовал, приобретя жилье у своего отца, проживающего в селе Шевыревка Саратовского района. По данному факту военной прокуратурой Тоцкого гарнизона в отношении капитана Арзямова было возбуждено уголовное дело. Причиненный государству материальный ущерб был возмещен в полном объеме. Более того, решением Оренбургского гарнизонного военного суда Арзямов был оштрафован на 10.018 рублей.
В этой же части подполковник С. Дорошев, используя подложные документы, получил жилищный сертификат, на основании которого ему была предоставлена квартира стоимостью 195 тысяч рублей в Вольске. В ходе прокурорской проверки офицера убедили, что он не прав, и ему пришлось сдать незаконно полученную квартиру Вольской КЭЧ района.
Сегодня закон четко не регламентирует порядок отселения граждан из закрытых и обособленных военных городков. Вследствие этого происходят многочисленные нарушения при выдаче ГЖС военнослужащим, проживающим в таких городках. Зачастую они включаются должностными лицами жилищных комиссий в списки на получение ГЖС от Министерства обороны РФ без представления необходимых документов.
С целью предупреждения подобных нарушений жилищного законодательства военной прокуратурой ПриВО перед проведением оргштатных мероприятий в воинских частях Эмбинского гарнизона была проведена проверка законности включения в списки на получение государственных жилищных сертификатов лиц, подлежащих отселению. В результате трое граждан Республики Казахстан, претендовавших на получение жилья на территории РФ, были исключены из очередности. Такая же участь постигла шестерых военнослужащих, не имеющих права на получение жилплощади в России, так как они уже были обеспечены жильем. В этой афере были задействованы и родственники командира одной из воинских частей. Благодаря тому, что из списков на получение жилищных сертификатов были исключены эти претенденты, удалось предотвратить причинение государству ущерба на сумму 1 млн. 80 тыс. рублей.
И последнее. В 2000 году жилищным отделом КЭУ ПриВО выдано 150 ГЖС. Их владельцами, в том числе и прибывшими из других округов, получено 25 квартир. В указанный период отказались от реализации ГЖС 9 человек. Военную прокуратуру округа заинтересовала проблема столь низкого показателя реализации этих ценных бумаг. Выяснилось, что основная причина нереализации сертификатов заключается в несоответствии их расчетной стоимости на приобретение жилья (с учетом положенных норм по жилищному законодательству РФ) и его реальной рыночной стоимости, которая в той же Самарской области значительно выше. Здесь уже есть над чем задуматься на государственном уровне...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker