на главную страницу

28 Июня 2001 года

Тема номера

Четверг

Экспедиция особого назначения

Начался подготовительный этап операции
по подъему "Курска"

Капитан-лейтенант Роман ФОМИШЕНКО, "Красная звезда".



До подъема атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) "Курск" осталось не так уж много времени. Пройдет всего около трех месяцев - и затонувший корабль прервет роковое погружение. Уже начался подготовительный этап операции.

Сейчас идут ее планирование и отработка некоторых элементов. К примеру, сотрудники Санкт-Петербургского НИИ им. Крылова в специальном бассейне моделируют подъемные работы. Там же, в северной столице, на базе 40-го Научно-исследовательского института ВМФ формируется новая команда российских водолазов-глубоководников. Полным ходом идут приготовления и на Северном флоте. Именно на его "плечи" всей тяжестью ляжет общее обеспечение операции. Понимая сложность и масштабность предстоящего судоподъема, еще в мае флотское командование приступило к формированию экспедиции особого назначения (ЭОН).
В настоящее время положение об ЭОН рассматривается в Главном штабе ВМФ. Но уже сейчас конкретно можно сказать, какие силы будут задействованы в подъеме "Курска" и какие роли отведены участникам операции в Баренцевом море.
По словам начальника пресс-службы Северного флота капитана 1 ранга Владимира Навроцкого, с российской стороны в ЭОН войдут экипажи ТАРКР "Петр Великий", БПК "Адмирал Харламов" и "Североморск", РКР "Маршал Устинов", спасательных судов "Рудницкий", "Алтай", "Памир", СБС-406, 4 спускаемых аппаратов, гидрографических судов "Муклевич" и ГС-87, госпитального судна "Свирь", пожарного судна, танкеров "Терек", "Пруд" и "Гасанов", двух плавкранов и еще восьми вспомогательных судов различных классов. Кроме того, будут работать пять вертолетов и два транспортных самолета.
Основная нагрузка ляжет на "спасатели", танкеры и большие противолодочные корабли. На одном из них будут размещаться командный пункт командира ЭОН и походный штаб общей численностью до 50 человек. В их число войдут специалисты всех флотских структур. Большая часть специалистов от промышленности, рабочие группы Правительственной комиссии разместятся в каютах на "Свири". Непосредственные участники работ на корпусе "Курска" - водолазы-глубоководники - будут находиться на голландском водолазном судне "МАYО". Судно оборудовано специальным комплексом, обеспечивающим длительную (6-8 часов) работу на глубине. Голландское оборудование однотипно с тем, что установлено на норвежской "Регалии", и наши глубоководники смогут работать по уже знакомой технологической схеме. Будут задействованы также водолазы из Норвегии и Голландии. Это позволит обеспечить работу в три смены и ротацию специалистов. Водолазы с наших спасательных судов будут привлекаться для обеспечения внутренних нужд экспедиции. В частности, их задействуют в организации мониторинга в районе операции.
Здесь же, на "MAYО", во главе групп по взаимодействию и техническому обеспечению будет работать заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Михаил Барсков.
Как рассказал начальник управления аварийно-спасательных работ СФ капитан 1 ранга Александр Тесленко, часть кораблей ЭОН сейчас ремонтируется на нескольких заводах Заполярья. Для выполнения отдельных работ привлечено также несколько акционерных организаций. Намеченный план строго выдерживается, и никаких нареканий со стороны флота к подрядчикам не возникает. Большая часть судов УПАСР уже сегодня готова работать в море. Это как раз те корабли, которые удалось поставить в доки на текущий ремонт за счет средств, выделенных Правительством РФ с момента катастрофы "Курска".
- Средства, перечисленные нашему управлению в течение года, значительные. И все-таки даже этих ассигнований пока недостаточно для организации системы поисково-спасательного обеспечения того уровня, который требуется, - говорит Александр Тесленко. - Как ни печально констатировать, но на наших спасателях, переделанных в свое время из обычных лесовозов, нет даже декомпрессионных комплексов, с помощью которых и можно спасти человека с гиперболической травмой. Вот и приходится обращаться за помощью к зарубежным коллегам....
...По словам Александра Прокопьевича, до прихода в точку гибели "Курска" кораблей компании Mammoet Transport BV североморцы установят в районе операции рейдовое оборудование, проведут мониторинг, о чем представят соответствующий документ голландской стороне. Исследование радиационной обстановки в акватории будут проводить и сами голландцы.
После того как подготовительные работы завершатся, водолазы установят специальное режущее устройство на первом отсеке лодки. Стоит заметить, что гигантская пила разработана недавно и прошла испытания только в лабораторных условиях.
Когда начнется сама резка корпуса, все водолазы будут находиться на борту "MAYО". Отделив носовую часть от корпуса лодки, глубоководники вырежут в прочном корпусе 20 технологических окон, куда из клюзов баржи заведут тросы с "кошками". Каждый из тросов будет крепиться на отдельном автономном грузоподъемнике (домкрате). Специальный судовой компьютер позволит при отрыве и подъеме лодки учитывать каждый градус наклона "Курска".
Момент отрыва субмарины от грунта, пожалуй, самый кульминационный и ответственный. Корпус лодки будет испытывать значительные динамические нагрузки. Однако план подъема, предложенный Mammoet, наиболее приемлемый и безопасный. На это, в частности, указывал при подписании проекта председатель Правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы АПРК "Курск" Илья Клебанов.
Достаточно сложны в техническом исполнении и работы по состыковке "Курска" с баржей, а той в свою очередь - с понтонами. Последние обеспечат осадку, требуемую для постановки атомохода в док. Однако, несмотря на незначительный опыт проведения работ такой сложности и масштаба, специалисты из Нидерландов уверяют, что все будет выполнено с филигранной точностью.
С момента, когда в Кольском заливе к барже прикрепят последний понтон, управление операцией окончательно перейдет к российской стороне. В СРЗ поселка Росляково под наблюдением наших водолазов "Курск" опустят на специальные клети плавдока ПД-50, который и поднимет на поверхность подводный крейсер.
Военные экологи России разделяют опасения российских ученых о возможном ухудшении радиационной обстановки в Баренцевом море при проведении операции по подъему АПЛ "Курск" и принимают необходимые меры по обеспечению экологической и радиационной безопасности. Об этом заявил корреспондентам ИТАР-ТАСС начальник экологической безопасности Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Борис Алексеев.
Он подчеркнул, что "обеспечение всех мер экологической и радиационной безопасности является основным критерием при принятии технического проекта по подъему АПЛ "Курск". По данным начальника экологической безопасности Вооруженных Сил РФ, "при проведении операции будут привлечены все военные экологические службы - Вооруженных Сил, ВМФ и Северного флота - как для контроля, так и для предотвращения возможных нештатных ситуаций".
Касаясь моделирования гипотетичес
ки возможной разгерметизации ядерных реакторов подлодки, генерал-лейтенант Алексеев отметил, что сильное подводное течение в точке гибели "Курска" способно удалить радиационное загрязнение из района аварии и "быстро разбавить" его до неопасного уровня.
В настоящее время, по данным Бориса Алексеева, радиационная обстановка в районе затонувшей АПЛ "Курск" остается в пределах нормы. По его словам, в акватории Баренцева моря проводится постоянный мониторинг радиационной обстановки. Кроме того, суда гидрографической службы Северного флота четыре раза в сутки проводят обследования в районе катастрофы. "Уровень радиации не превышает естественный фон, и такие показатели фиксируются постоянно", - заметил начальник экологической безопасности Вооруженных Сил РФ.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker