на главную страницу

28 Июня 2001 года

Россия и мир

Четверг

Гуманитарный... налет

К итогам натовских учений "Кооперейтив партнерс-2001"

Александр ТИХОНОВ, "Красная звезда". Фото автора. Поти - Тбилиси.



Событие это явилось весьма значительным не только для грузинских вооруженных сил (которые почти год затратили на подготовку к ним) и войск других стран - участниц программы "Партнерство ради мира", но и для всего Кавказского региона. Однако об этом ниже. Сначала о том, что происходило на потийском субтропическом побережье и вблизи него в течение 12 то жарких, то дождливых июньских дней.

На берегу
На месте проведения первой фазы учений в районе населенного пункта Малтаква (южнее Поти) первым делом на берегу моря был разбит полевой лагерь. И сразу же участники приступили к отработке различных учебно-боевых задач, передавая друг другу навыки и умения. К примеру, американская морская пехота продемонстрировала коллегам тактику действий при высадке десанта. С десантного вертолетоносца корабля-дока "Ponce" бесшумно в сторону берега отправились пловцы с задачей провести разминирование побережья, снять часовых, то есть обеспечить высадку основных сил десанта, а затем на надувных моторных лодках "волнами" началось десантирование с последующим захватом на суше плацдарма-периметра.
Тактику десантирования с БДК "Константин Ольшанский" на бронетранспортерах показали и украинские морпехи. Проплыть в бэтээрах с берега на корабль и обратно получили возможность морские пехотинцы других стран-участниц.
Кроме того, в плане первой фазы учений украинцам предстояло устроить показательные занятия по рукопашному бою. Перед ними появилось свободное время, и, чтобы даром его не терять, решили померяться силами с грузинскими солдатами в спаррингах-схватках по греко-римской и классической борьбе. Тут же подошли и американцы. Украинских хлопцев никому не удалось одолеть: во всех шести схватках победил командир отделения матрос Сергей Назаров. Еще одна завершилась вничью, поскольку настало время приступить к занятиям. А вечером командир взвода украинской морской пехоты старший лейтенант Олег Ахмедов договорился о встрече в спарринге с неполным контактом с одним из "крутых" турецких ребят. Олег "сделал" соперника минуты за две. В общем, братья-славяне в грязь лицом не ударили!
В дни учений были и другие схватки, вне плана и без предварительной договоренности. Сначала повздорили сошедшие на берег испанские и английские матросы, как бы продолжив многовековой давности спор, чей флот лучше. А чуть позже нагловатых заморских гостей в ресторане пришлось успокаивать потийским ребятам. Им это удалось. Изрядно помятых дебоширов в погонах военный патруль доставил куда следует, затем их передали представителям командования.
А город Поти тем временем жил не столько учениями, сколько слухами вокруг них. Люди рассказывали друг другу о 12 долларах, которые якобы каждому потийцу должны выдать организаторы учений за нанесенный экологический ущерб и прочие неудобства. О сидевших в городском парке на скамейке дочке с матерью и о том, что к дочке приставал какой-то иностранный солдат, но она убежала, а мать пошла жаловаться штабному начальству. Об источниках радиации на кораблях. О дорогих кинжалах, подаренных высоким гостям, в то время как средств на выплату зарплаты за прошлый месяц, например, педагогам в Поти нет. Позже выяснилось, что многие из этих слухов не лишены оснований. Кроме, конечно, ожидания 12 долларов на жителя. О том, что таких денег не будет, "Красной звезде" однозначно заявил возглавлявший на учениях комитет по связям с общественностью и СМИ капитан Герд Филиппс. Впрочем, все это - детали, значение которых велико лишь с точки зрения формирования мнения об учениях. Вернемся к сути, то есть к тому, какие учебные вопросы отрабатывались.
Итак, кроме десантирования (в том числе с вертолетов), в ходе первой фазы учений американцы поделились опытом обращения с толпой, которая ведет себя агрессивно, и объяснили коллегам, как оценивать степень этой агрессивности. Турки продемонстрировали инструменты и спасательную амуницию для расчистки завалов и помощи потерпевшим бедствие при землетрясении. Военнослужащие США, Турции, Греции, Украины, Франции и Грузии потренировались в выполнении задач по прочесыванию местности и зданий, борьбе со снайперами и "бандформированиями", сопровождению колонн. Группа операционного разминирования иностранного легиона Франции проводила курсы с морской пехотой, на которых разъяснялся порядок инженерной разведки местности вообще и зданий в частности на наличие минно-взрывных заграждений. Легионерам было что рассказать - у них большой опыт работы по разминированию в Африке, Камбодже, Ираке, Кувейте, Боснии...
Всю первую фазу - с 12 по 16 июня - на полигоне минобороны Грузии в Кулеви (порядка 15 км от административной границы с Абхазией), расположенном прямо на берегу моря, не стихала стрельба. За эти дни на стрельбище по очереди занимались американцы, греки, турки, украинцы и грузины. Словом, все морские пехотинцы успели выполнить определенные упражнения из своего и из "партнерского" стрелкового оружия и минометов.
Одновременно в районе аэропорта был развернут французский полевой госпиталь. Если морская пехота училась захватывать плацдарм с высадкой на берег, бороться со снайперами и обходить мины, то вполне логично, что французские, а также грузинские военные медики тренировались организовывать оказание помощи раненым. Причем нескольким военнослужащим пришлось оказать реальную помощь. Один американский морпех-бедолага сломал ногу, неудачно десантировавшись по канату с вертолета, нескольких участников пришлось прооперировать.
Вторая фаза представляла собой совокупность отработанных ранее элементов. Причем они были, так сказать, соединены в цепь, что обеспечило единую динамику. За ней наблюдали VIP-персоны: командующий объединенными вооруженными силами НАТО в Южной Европе (он же командующий ВМС США в Европе) американский адмирал Джеймс О. Эллис (младший), командующий объединенными ВМС НАТО в Южной Европе вице-адмирал Луиджи Лилло, министр обороны Грузии генерал-лейтенант Давид Тевзадзе, секретарь совета безопасности Грузии Нугзар Саджая, а также военные атташе дипломатических представительств в Грузии.
Ветер с моря дул...
В учениях приняли участие 1 эсминец, 7 фрегатов, 2 корвета, 1 минный заградитель, 4 минных искателя, 3 минных тральщика, 5 десантных кораблей, 1 танкер и 9 различных катеров. При этом все они были разделены на три группы: тактическую боевую группу кораблей, группу кораблей обеспечения и десантную группу.
По два дня на базе и в море - так чередовалось время для экипажей кораблей на относительно спокойное и напряженное. Интенсивность боевой учебы на море в некоторой степени можно проиллюстрировать цифрами, которые предоставил "Красной звезде" сопредседатель морского командования учений начальник военно-морского факультета Объединенной военной академии минобороны Грузии капитан 1 ранга Геннадий Хайдаров. Морским комитетом учений вместе со службой порта Поти и лоцманской службой было осуществлено 40 заходов кораблей, 34 выхода и 4 перешвартовки внутри порта. Что же касается действий в море, то корабли выполняли задачи в соответствии со своим предназначением. Противоминные корабли занимались поиском и тралением мин, корветы и фрегаты "защищались" от ударов с воздуха (противника изображали 4 турецких самолета F-16), от торпедных атак. А грузинские катера в отдельных случаях обозначали атакующего противника.
Кроме этого, на море отрабатывалась передача грузов с корабля на корабль и с вертолета на корабль. С помощью специального самолета CN-235 и вертолета с корабля осуществлялась поисково-спасательная операция. Проводилась операция с остановкой корабля-нарушителя и спуском досмотровой группы на его борт, тактическое маневрирование, прием топлива от танкера, борьба за живучесть и оказание помощи кораблю, терпящему бедствие. Кстати, последний учебный вопрос морякам трех грузинских катеров удалось отработать в реальной обстановке, поскольку рано утром 15 июня неожиданно в районе учений сел на мель катер береговой охраны, принадлежащий департаменту по охране государственной границы Грузии, в списках кораблей - участников учений не значившийся.
Итоги
Усилия комитета по связям с общественностью и СМИ направлялись - это было важно - на то, чтобы сформировать у аккредитованных журналистов, а через них и у общественности, убежденность в том, что учения носят прежде всего гуманитарный характер, что все это - тренировка в проведении миротворческих операций, в ходе которых оказывается помощь мирному населению и ведется борьба с бандформированиями. Мне, конечно, очень хотелось поверить умело убеждавшему меня в этом капитану Филиппсу. Но я не смог. Хотя бы потому, что никак не удавалось представить бандформирование, имеющее на вооружении сверхзвуковые истребители и плавсредства для торпедных атак и минирования акватории. Ничего себе, бандгруппа с ВМС и ВВС в своем составе, если даже не каждое государство, выходящее к морю, может позволить себе содержание военно-морского флота!
Последним аккордом "Кооперейтив партнерс-2001" стал не VIP-день, а... акция протеста, устроенная координационным советом оппозиционных партий Грузии. Заблокировав выезд с территории штаба учений, несколько десятков человек держали в руках транспаранты с антинатовскими лозунгами.
Конечно, на то и оппозиция, чтобы критиковать. Конструктивность критики может быть разной, порой бывает и так, что сама критика не выдерживает никакой критики. Но в данном случае в позиции участников акции протеста, видимо, есть рациональное зерно. Дело в том, что для официального Тбилиси было очень важным то, что учения прошли именно в Грузии. Генерал Пирцхалаишвили, отвечая на вопрос "Красной звезды" о цели участия Грузии в данных учениях, недвусмысленно заявил, что руководство его страны давно хотело, чтобы эти учения прошли на грузинской территории. И самое главное, по мнению начальника грузинского генштаба, что Грузия в этот раз стала хозяином учений. Почему это столь важно для грузинского руководства, если, например, те же представители НАТО вовсе не старались акцентировать внимание общественности на географии проведения учений? Натовцы делали акцент на гуманитарных целях "Партнерства ради мира", на то, что подобные учения проходят в разных странах. Возможно, секрет значимости проведения учений в данном регионе для Тбилиси заключается в том, чтобы показать силу НАТО, с которой Грузия в партнерстве?
Что касается ВМС НАТО в Южной Европе, то для них учения, конечно, тоже не прошли зря. Во-первых, любые маневры повышают как индивидуальное мастерство военнослужащих, так и слаженность экипажей, команд, подразделений, частей.
Во-вторых, натовские "морские волки" и морпехи, разумеется, на все сто использовали возможность изучения акватории порта Поти и близлежащей местности. Если США объявили Закавказский регион зоной своих жизненных интересов, то отдельным представителям их вооруженных сил следовало познакомиться с регионом поближе. Что и было сделано. Правда, на итоговой пресс-конференции министр обороны Грузии Давид Тевзадзе еще раз обозначил стремление Грузии не иметь на своей территории никакого иностранного военного присутствия. Однако, отвечая на вопрос о том, вступит ли Грузия в НАТО, он заявил, что для этого должны быть политическая воля грузинского руководства и согласие стран - членов НАТО. Если Грузию присоединят к себе североатлантисты, тогда как минимум временного, но частого присутствия иностранных войск на грузинской территории не избежать. Это очевидно.
Ну и наконец, поскольку Североатлантический блок является военно-политической организацией, данное - кстати, очень дорогостоящее - мероприятие не могло быть политически бесцельным. Ибо заокеанские прагматики денег на ветер (в данном случае в море) не бросают. Необъявленная гуманитарно-закамуфлированная цель проста - показать, что в зоне своих интересов побывали силы, которыми эти интересы можно отстаивать.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker