на главную страницу

28 Июня 2001 года

Геополитика

Четверг

Мир по-прежнему жесток

Виталий ТРЕТЬЯКОВ:

Беседовал Игорь ЯДЫКИН, "Красная звезда"



Мы продолжаем цикл бесед с ведущими российскими политологами, философами и мыслителями, посвященных роли и месту России в мировой цивилизации XXI века. Сегодня наш гость - Виталий Третьяков. Интервью было взято, кстати, еще до внезапной отставки Виталия Товиевича с поста главного редактора "Независимой газеты". Думаем, от этого его ценность и актуальность нисколько не изменились.

- Виталий Товиевич, несмотря на заметные, но не очевидные для некоторых аналитиков успехи последних месяцев в экономическом, внутри- и внешнеполитическом планах, Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие, мягко говоря, не такой, какой бы мы ее, очевидно, все хотели видеть. Насколько велика вероятность глобального цивилизационного отставания России от передовых в технологическом плане государств?
- Я не считаю, что успехи страны не очевидны. По некоторым направлениям по сравнению с периодом ельцинского правления успехи, безусловно, и очевидны, и довольно значительны. Другое дело, что проблем, слабостей и ошибок, мягко говоря, в тот период было сделано столько, что даже одно только их исправление займет очень много времени.
Теперь к главному вопросу. Конечно же, сейчас в том смысле, о котором вы говорите, Россия находится в очень серьезном кризисе. Для государства с такой большой, местами редко населенной и такой привлекательной с точки зрения природных богатств территорией отстать навсегда - значит просто перестать существовать. Мир продолжает оставаться жестко конкурентным. Геополитические, экономические и военные угрозы ничуть не ослабли. И пока мы не видим существенных аргументов, которые могли бы доказать, что XIX и XX века были веками больших региональных войн и конфликтов (ведь по сути мировые войны XX столетия были тоже войнами региональными), а с приходом XXI века в мире воцарятся спокойствие и сотрудничество всех со всеми.
Мир по-прежнему жесток. С чем это связано - с Высшей волей или естественными законами природы, - вопрос отдельный. Но нужно как минимум предусматривать этот вариант развития. А опыт показывает, что он, наверное, основной - жесткая, конкурентная по крайней мере борьба. И наш провал конца 80-х (считай, всех 80-х - финальный этап застоя) плюс провал перестройки по многим позициям и ельцинских реформ отбросили Россию в этой конкурентной борьбе очень далеко назад.
По совокупности показателей мы сейчас находимся далеко от лидирующих в цивилизационной гонке, по чьим правилам устроены эти соревнования. Казалось бы, ничего необычного. Действительно, Россия уже не раз оказывалась в таком положении и была близка к распаду. Можно вспомнить 1612 год, 1812 год, когда брали Москву. И первую мировую войну с крушением империи, и вторую мировую войну...
- Но Россия выживала.
- Да, выживала. Мы выходили с жертвами, с мобилизационной экономикой, другими методами, пусть и не такими демократическими. И в этом смысле существует надежда на повторение этого алгоритма, но в иных условиях и более гуманными методами. Но здесь есть два момента, которые делают положение страны более опасным, чем это было раньше.
Первое. Ни в ХVII, ни в ХVIII, ни даже в ХIХ веке технологическое лидерство не сказывалось таким прямым образом на собственно лидерстве того или иного государства. Передовые технологии часто имелись в одних странах, а процветали, были сильными и крепкими и доминировали даже в военном плане совершенно другие государства. Можно было задавить численностью армии или населения, чем угодно. Сейчас технологический разрыв, который невозможно измерить только мозгами (идей в России много, много умных людей, но если их не кормить и не платить достойную зарплату...), будет только увеличиваться. Поскольку технологии сегодня значат крайне много и стали просто одним из определяющих факторов развития цивилизации, тот финансово-экономический провал, о котором мы говорили, и все, что с ним связано, действительно крайне опасен. Догнать, достать, отставая, сегодня значительно труднее, чем было раньше.
Раньше можно было, заимствовав пару технологий в Англии, привезти их в Россию, обучить им десять человек, которые обучат еще сто, и все - разрыв восстановили...
- И Российский флот построен?!
- Сейчас уже такого не получится. Это первое.
Второе. Все-таки прежде, в том же XIX веке, таких понятий, как массовая эмиграция, не было. Были конфликты в обществе, вследствие которых перемещались группы людей. Но никогда ранее не было случая, когда вся элита целиком могла махнуть рукой на свою страну и переместиться в другую. Люди, хорошо знающие историю, найдут и такие примеры, но они, безусловно, не были массовыми, как легко это осуществляется сегодня.
Сегодня действительно можно поехать куда угодно. Мир во многом открыт. Сейчас (и это претензии к нашей элите, в чем-то даже не к ней конкретно, а к диктующей свои правила объективной ситуации) элита рассуждает так: ну не получается здесь, ну и ладно. Есть мозги, есть энергия, есть деньги - переедем на Запад и будем там жить. Кто нам запретит? Действительно, кто? Какой "железный занавес" можно восстановить?
В прошлом элита была абсолютно привязанной к своей нации. Она не мыслила себя без жизни на этой территории с этим народом, как бы тяжело ни было. Как бы ей этот народ не нравился. Вспомним, как на Руси всегда ругали народ: и ленив он, и пьет много, и т.д. Сейчас же эту проблему можно решить для себя лично очень быстро. И это могут сделать не десять человек, как в XIX веке, когда известные люди тоже уезжали из России, а десять или сто тысяч, причем почти одномоментно.
Проблема усугубляется тем, что мы живем в открытом информационном пространстве. Молокане и духоборы, вытесняемые официальной церковью и властью, тоже перемещались в Америку, Канаду, некоторые выезжали из Центральной России на Кавказ. Но это происходило по-другому. По слухам, по рассказам одиночек, побывавших на новом месте, узкая притесняемая группа людей, тесно сплетенная своим укладом и религиозными взглядами, принимала решение ехать туда, потому что там лучше. Но в большинстве своем население не знало, где лучше. И, несмотря на всю тяжелую жизнь и страдания, все равно оставалось здесь, привязанное ввиду объективной закрытости мира к этой территории.
А сейчас с телевидением и радио, другими СМИ ежедневно да еще при активной специальной пропаганде по созданию "райских мест" на Земле, решения, о которых можно впоследствии пожалеть, принимаются мгновенно на основании огромного потока информации, который очень легко к этому подталкивает.
Маленький пример. Человек из тех же молокан, который уезжал в Америку или Канаду в конце XIX века, знал, что, скорее всего, он больше никогда Россию не увидит. Просто не существовало таких средств коммуникаций. Он любил Россию, но вынужден был уехать. И считал, что покинул Родину навсегда. А сейчас проблемы транспортного сообщения не существует. Ты можешь в течение максимум двух суток переместиться в самую дальнюю точку планеты.
- Как вы вообще относитесь к понятию цивилизации? У нас принято делить мир на Западную и Восточную, материальную и духовную цивилизации и т.д.
- Делений может быть сколько угодно. Сейчас многие увлекаются "цивилизационными конфликтами", "цивилизационными войнами", "цивилизационными разломами, границами" и т.д.
Безусловно, в рамках всепланетарной цивилизации существуют несколько отдельных цивилизаций, сожительствующих и конфликтующих между собой. Лидерство в мире - военное, технологическое, культурное (во многом через язык), языковое, поскольку сейчас английский, точнее, американский язык владычествует в мире, - занимает Евроатлантическая цивилизация, то есть Европа и отпочковавшиеся от нее географически, но не цивилизационно Соединенные Штаты Америки. Здесь уместно вспомнить, что Англия свои права на язык отдала Америке. Роскошный подарок, кстати, колоссальную ценность которого можно оценить только с высоты сегодняшнего дня. Ее колониальная система распалась, но языковые плацдармы во всех своих бывших колониях она передала США. Свою цивилизацию создал Китай. Существует исламская или исламистская цивилизация. В значительной степени и Индию некоторые считают отдельной цивилизационной единицей. Чаще всего границами цивилизации служат границы конфессиональные. Ислам и христианство - не одно и то же, и границы цивилизаций фактически проходят по границам исповедующих их стран.
В этой связи Россия является субцивилизацией. Некоторые считают ее отдельной цивилизацией. Но на отдельную она просто не тянет по своей массовидности. Ей не хватает неких объемов, за исключением географических. Ей не хватает...
- Людских ресурсов?
- В том числе и людских. Русская нация, собственно русские не столь многочисленны, как, скажем, китайцы, индусы, арабы. Но по культурным параметрам, по специфике культуры, по ее развитию, по специфике истории Россия по крайней мере субцивилизация, которая, безусловно, входит значительной частью, можно даже сказать - в целом, отбросив некоторую специфику, в европейскую, Евроатлантическую цивилизации. Но поскольку православие и католичество - разные ветви, разные направления христианства, отличающиеся не только канонически и доктринально, но и разными моральными приоритетами, разным отношением к труду, разным отношением к смерти и жизни, то конфессиональная граница, проходящая, кстати, и раскалывающая славянство (поэтому единой славянской цивилизации не существует), отделяет ее от европейской и делает субцивилизацией. И пограничной субцивилизацией, сочетающей в себе через православие и во многом общую историю христианские, технологические, геополитические, экономические традиции, сильнейшую византийскую, в частности политическую линию - цезаризм, вождизм... со многими элементами (многие называют его евразийским) азиатского начала. Связанного с тем, что Маркс назвал "азиатским способом производства".
Иными словами, Россия существует как некая субцивилизация, самодостаточная отчасти, самостоятельная, но, в отличие от китайской и мусульманской, открытая. Открытая в силу того, что многое в последние столетия в себя вбирала с Запада.
- Но в сталинское время при "железном занавесе" страна была изолирована от Запада...
- Закрытость СССР при Сталине во многом есть миф. Поскольку сталинский Советский Союз контролировал половину мира, уже в силу этого он не мог быть закрытым. Он огораживал максимально жителей метрополии от чужеродных влияний и контактов, но контролировать весь мир нельзя, если у тебя люди не находятся там, где контролируются. В той же самой Африке, в Азии, в самой Европе. "Железный занавес" вроде был, но на самом деле для реализации идеи того же самого "железного занавеса" нужно было иметь десятки тысяч, а иногда и сотни тысяч своих представителей за пределами этого занавеса. И они волей-неволей контактировали с остальными цивилизациями, с представителями иных образов жизни, иных идеологий. Вот эта промежуточность является уязвимым местом этой субцивилизации.
Россия в силу своей открытости становится потенциальным полем битвы или по крайней мере потенциально оспариваемой территорией. Кто может провести четкую границу: здесь кончается Россия, а тут она началась? Например, на Дальнем Востоке, в том районе, где проживают китайцы или корейцы? Причем последние живут еще с царских времен. Никакого "железного занавеса" здесь не получается. Никаких "берлинских стен", сколько бы об этом ни говорили. Вбирая в себя все новые и новые пространства, Россия фактически размывала цивилизационные границы. В частности, в XIX веке, когда шла активная экспансия на юг - в Азию, что примыкает здесь к Европе. И раньше, когда шла в Сибирь, в большей степени по-миссионерски, неся туда европейскую цивилизацию.
В итоге Россия стала, как иногда говорят, "буферной территорией между Европой и Азией", Европой христианской и исламской. Но что значит "буферная" территория? Буфер такого громадного размера может колебаться и сдвигаться в ту или иную сторону. И вот этот гигантизм России, очень естественный для ее исторического развития, становится уязвимым местом, когда окружающие ее цивилизации входят в конфликт друг с другом. Что мы сейчас и наблюдаем.
Ныне громадной цивилизационной проблемой, как бы ни относиться к теории столкновения цивилизаций, будет в первую очередь столкновение (или какая-то временная коллизия в масштабе истории) между исламским миром и христианским - Евроатлантической цивилизацией, представленной ведущими странами Запада. Не конфликт мусульман с Россией, не России с Западной Европой или США.
Дай Бог, чтобы здесь был достигнут компромисс, но пока мы наблюдаем только обострение схватки. Когда схватка обостряется и вырисовываются перспективы победы одной из сторон, то поражение пытаются минимизировать или, что всегда использовалось, добиться того самого компромисса, но за счет других. И Россия, находящаяся в "буферной" зоне, как раз и является идеальным по своим богатствам, пространству, редкой населенности и по включению с разных сторон неправославного, неславянского элемента (не только исламского) полем для того, чтобы конфликт между двумя цивилизациями был на какое-то время решен мирным путем за счет России. Вот это - реальная опасность. И России здесь отведена пассивная роль.
Пример. Ялтинская система - это компромисс между западной идеологией и коммунистической, в том числе и за счет территорий других стран. Не Сталин поделил мир, а Сталин, Рузвельт и Черчилль. Так если это зло для мира - Ялтинская система, из которой пытаются сейчас выпрыгнуть, то почему из этой системы надо исключать именно Россию как единственное "злое государство"?
Россия сейчас ослаблена. Появились шансы поделить мир заново, только без участия России, и уже Россию превратить в послевоенную Европу. Когда одна часть достается Западу, а другая - исламу. Реальная, абсолютно реальная опасность. Не в том смысле, что она непременно реализуется, а в том, что это геополитическая реальность, которая может быть реализована, если Россия будет по-прежнему ослабленной.
(Продолжение в следующем номере).


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker