на главную страницу

29 Июня 2001 года

Экономика

Пятница

Найдем ли ключ к эффективной экономике.

Наиль ГАФУТУЛИН,"Красная звезда".



Пятый Петербургский экономический форум завершил свою работу в северной столице. От предыдущих четырех он отличался в первую очередь тем, что проходил в условиях, когда отдельные государства стремятся определить свое место в новом мировом порядке, все более углубляющемся процессе глобализации экономики.

В век высоких технологий
Петербургский форум - явление международное. Об этом свидетельствовал состав его участников. Таврический дворец вместил в себя свыше двух тысяч человек, среди которых руководители, представители правительств и бизнеса почти пятидесяти стран мира. Открывая заседание, председатель Совета Федерации Егор Строев обратился к истории петербургских экономических форумов. Глава верхней палаты российского парламента отметил: все эти годы участники форумов были на острие дискуссий во власти и обществе о модели развития России, в самоопределении страны и Содружества в глобализационном мире. И всегда, опережая события, давали верный ответ на вызов времени.
Так, в 1997-м на форуме говорили о роли государства в рыночной экономике, его регулирующей роли и о механизмах привлечения инвестиций. В 1998-м, фактически предугадав близкую финансовую катастрофу, обсуждали предложения по выходу из системного кризиса и перехода к устойчивому развитию. В 1999 году во главу угла была поставлена проблема достойного вхождения России и стран СНГ в мировую экономику. В 2000-м форум прошел под девизом "Россия и СНГ в мире XXI века: созидание и безопасность".
Темой пятого форума стало "Инновационное развитие на благо человека". По мнению участников форума, инновации - это не только и не столько техническое новшество, но и интеллектуальные прорывы в создании необходимых институтов, в социальном и технологическом конструировании. При этом инновационные усилия не должны размазываться по бескрайнему полю накопившихся проблем. Важно сосредоточиться на нескольких направлениях, определяющих будущее страны. На это Егор Строев обратил особое внимание:
- Завтрашний день мирового рынка определяют сегодня 50-55 макротехнологий. За семью наиболее развитыми государствами 46 из них, и держат они под контролем 80 процентов рынка планеты.
По оценкам специалистов, Россия вполне могла бы побороться за выход на международный рынок с более чем 10 новыми технологиями. Авиация и космонавтика, новые "мыслящие" материалы, способные реагировать на окружающую среду, плазменные технологии и биотехнологии, топливные элементы и атомная энергетика, информационные технологии и многое другое.
Но реальность сегодня такова, что, по оценкам конкурентоспособности 59 стран, Россия занимает 55-е место, и это лишь благодаря фактору качества труда, по которому страна находится на 25-м месте. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции, а его объем достигает 2 триллиона 300 миллиардов долларов, всего лишь 0,3 процента. На долю США приходится 39 процентов, Японии - 30 процентов, Германии - 16.
В общем, есть за что бороться.
Российские дивиденды в области ВТС
В этой связи одним из самых актуальных "круглых столов" был, наверное, на тему "Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами на современном этапе: проблемы и перспективы", который состоялся в центральном научно-исследовательском институте конструкционных материалов "Прометей". Грех не использовать тот огромный потенциал военно-промышленного комплекса, в создание и развитие которого в свое время были вложены огромные материальные и интеллектуальные ресурсы. Именно в этой области российские производители наиболее конкурентоспособны на мировом рынке.
В докладе заместителя министра обороны РФ Михаила Дмитриева, выступлениях участников работы "круглого стола" подчеркивалось, что экспорт продукции военного назначения приносит более значительные экономические дивиденды, нежели поставка за рубеж невосполняемых сырьевых ресурсов, и позволяет получить средства на развитие регионов России, не прибегая к иностранным инвестициям.
Оценивая результаты работы оборонного комплекса в прошлом году, когда российский экспорт в этой области составил 3,7 миллиарда долларов, участники "круглого стола" отметили, что не все возможности в области военно-технического сотрудничества реализуются в полном объеме. Среди проблем - разрыв производственных и корпоративных связей с предприятиями стран СНГ, в первую очередь Украины и Белоруссии, что соответственно привело к удорожанию производства вооружения и военной техники. Генеральный директор ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" Сергей Бодрунов обратил внимание собравшихся на то, что у нас пока очень слабо развит сервис. По его мнению, если мы на этом направлении добьемся тех же результатов, что и западные компании, успех нашему оборудованию будет обеспечен.
Отмечалось, что сегодня интерес к российской военной технике и вооружению появился не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в Африке и Южной Америке. А среди наиболее перспективных направлений военно-технического сотрудничества в предстоящие десять лет назывались поставки средств ПВО и ПРО, комплексов высокоточного оружия авиационного, наземного и морского базирования, ракетно-космической техники и технологий, автоматизированных систем и средств разведки, управления и связи. Наряду с этим сохранится устойчивый спрос на боевые самолеты, ВВТ сухопутных войск, а также морскую технику и вооружение в связи с планируемой в вооруженных силах ряда стран заменой устаревших образцов, выслуживших установленные сроки эксплуатации.
Развитие российского экспорта продукции военного назначения напрямую зависит от степени военно-политического влияния ведущих мировых экспортеров оружия на страны-импортеры, от усилий и оперативности российской стороны. При существующих подходах Россия в ближайшие годы сохранит за собой завоеванный сегмент мирового рынка оружия. А совершенствование базовых условий осуществления ВТС - использование политического лоббизма перспективных проектов, государственная поддержка субъектов ВТС, а также предприятий - разработчиков и производителей вооружения и военной техники, ряд других мер - даст основания рассчитывать на дополнительное увеличение объемов российского экспорта в этой области до 4-4,5 миллиарда долларов.
Кстати, минувший 2000 год стал самым результативным с точки зрения совершенствования нормативной правовой базы в сфере военно-технического сотрудничества. Решениями главы государства создан Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами и образован один государственный посредник - "Рособоронэкспорт".
На основе выступлений участников "круглого стола" были подготовлены рекомендации органам государственной власти и организациям Российской Федерации. Среди рекомендаций федеральным органам исполнительной власти выделяется лоббирование приоритетных экспортных программ, а также формирование информационной политики и решение вопроса информационной безопасности в сфере ВТС, создание системы информационно-аналитического обеспечения ВТС в виде федеральной целевой программы. Законодателям предложено рассмотреть возможность внебюджетного финансирования экспортной части гособоронзаказа (для этого необходимо внести соответствующее дополнение в закон "О государственном оборонном заказе"), а также подготовить законопроект "Об офсетной деятельности". Самим же участникам ВТС рекомендовано повысить качество организации послепродажного обслуживания ВВТ, уровня подготовки специалистов и создание необходимой инфраструктуры в странах-импортерах российского вооружения и техники. Естественно, полный список рекомендаций значительно шире. И, что самое интересное, скорее всего они будут оформлены в виде постановления Совета Федерации. Подход к решению проблем ВТС более чем серьезный. Похоже, у России есть все шансы в скором времени упрочить свое место в пятерке крупнейших стран - экспортеров оружия.
О результатах лучше говорить через год
С просьбой прокомментировать итоги работы "круглого стола" на тему "Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами на современном этапе: проблемы и перспективы" "Красная звезда" обратилась к председателю Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны Виктору Озерову.
- На заседании "круглого стола", в докладе заместителя министра
обороны, выступлениях участников была высказана мысль, что сегодня военно-техническое сотрудничество для наших оборонных предприятий - один из главных, если не главный, источник средств к существованию. При современном уровне государственного оборонного заказа, своевременности его оплаты, многие оборонные предприятия до 80 и больше процентов средств на свое существование получают как раз от военно-технического сотрудничества.
ВТС для нас это перспективное направление, которое надо развивать. К сожалению, стратегия развития Вооруженных Сил до 2010 года в принципе не дает нам основания предполагать, что государственный оборонный заказ, а значит, и финансирование "оборонки" из федерального бюджета будут увеличены. Раз так, значит надо использовать те возможности, которые предоставляет нам мировой рынок вооружения и военной техники.
Участники круглого стола поддержали последние организационно-правовые решения, принятые главой государства. Прежде всего это создание Комитета по ВТС с иностранными государствами. Кроме того, у нас теперь единый посредник в импортно-экспортных операциях -"Рособоронэкспорт". Раньше было три.
Вместе с тем, участники круглого стола говорили о том, что разрешительная система, система лицензирования для субъектов внешнеэкономической деятельности, связанной с вооружением и военной техникой, отстает от реалий мирового рынка. Нам очень часто не хватает оперативности, чем не редко пользуются конкуренты. И в этой части надо идти по пути упрощения, сохраняя, естественно, полный контроль со стороны государства за рынком вооружения и военной техники. Но в рамках этого контроля должно быть как можно меньше заградительных барьеров, которые премятствуют нашей наступательной политике на мировом рынке.
Подчеркивалось, что необходимо совершенствовать маркетинговую политику. До сих пор многие так и не научились показывать товар лицом. В этой части тоже необходимо работать.
Все те предложения, которые высказали участники круглого стола, будут обсуждены на очередном заседании Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны, а затем в рамках постановления внесены на рассмотрение Совета Федерации.
- Что даст оформление рекомендаций в качестве постановления Совета Федерации?
- Давайте на этот вопрос ответим на следующем форуме. Посмотрим, какие из рекомендаций реализованы, а какие нет и почему.
- Можно ли говорить об увеличении объемов ВТС?
- На круглом столе прозвучали конкретные цифры. В прошлом году ВТС принесло 3,7 миллиарда долларов. После завершения "круглого стола" прозвучал тост за четыре миллиарда в нынешнем году. Я думаю, что в этой области такой прирост вполне возможен. Кстати, то, что глава государства собрал все в один кулак, позволяет нам эту задачу считать более реальной.
Знаю, насколько трудно бывает договориться со всеми посредниками в экспорте. К примеру, по судостроительным предприятиям, когда сам президент Малайзии приезжает и говорит, что готов нужное ему купить. А мы начинаем ходить по московским коридорам... Так до сих пор "Марену" мы ему так и не продали.
- А сколько в среднем уходит времени на получение разрешения?
- Цифра, озвученная на круглом столе, - до восьми месяцев. И это самое тяжелое во всей этой истории. Безусловно, государственный контроль должен быть, но осуществлять его надо более оперативно.
- Виктор Алексеевич, субъекты военно-технического сотрудничества очень часто апеллируют к законодательной власти. Что могут сделать для них законодатели?
- У нас есть закон о военно-техническом сотрудничестве. На мой взгляд, надо в его рамках прописать все нормы и правила, по которым должны действовать субъекты внешнеэкономической деятельности. Потому что когда мы отдаем это на откуп исполнительной власти, в ведомственных инструкциях, постановлениях, указах субъект ВТС может и заблудиться.
Кроме того, необходим контроль со стороны парламента за тем, как исполняются законодательные акты в области внешнеэкономической деятельности, связанной с рынком вооружения и военной техники. И, наконец, с политической точки зрения, очень важно активнее продвигать на мировом рынке продукцию отечественных производителей. На круглом столе приводился пример по Австрии. Представитель компании "МиГ" рассказал о том, как им помогла позиция Президента России Владимира Путина... Точно так же и члены Совета Федерации, парламент в целом, участвуя в различных международных мероприятиях, конференциях, должны заботиться о продвижении новых идей в области вооружения и военной техники, укреплении позиций наших производителей на мировом рынке.
Редакция благодарит пресс-службу Совета Федерации и руководство аппарата Комитета СФ по вопросам безопасности и обороны за помощь в организации публикации.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker