на главную страницу

30 Июня 2001 года

Тема номера

Суббота

Нам сверху видно все

Россия приступает к созданию авиационного комплекса нового поколения

Анатолий ДОКУЧАЕВ, "Красная звезда". Фото Александра СЕВЕРИНЕНКО.



За "звездами" в любой сфере человеческой деятельности всегда тянется шлейф скандалов и различных историй. Не миновали этой участи и "звезды" 44-го парижского авиационного салона в Ле Бурже российские истребители Су-30МК и МиГ-АТ. Их полеты, высший пилотаж приводили парижскую публику в восхищение. И вдруг... Швейцарская фирма "Нога" и французские правоохранительные органы предпринимают попытку арестовать новейшие российские машины. Правда, у организаторов подобного "шоу" ничего не вышло. Как известно, в тот же день, когда была предпринята попытка захвата наших самолетов, российские представители получили от французских и европейских властей разрешение на взлет, перелет над территорией сопредельных стран, а потому обе машины резко взмыли, прощаясь с французской публикой, в парижское небо и покинули Ле Бурже.
Мы слышали не только острое и справедливое недовольство российской стороны, но и возмущение организаторов международной выставки и ее посетителей. А как еще? Летная программа значительно потеряла свою привлекательность, пришлось срочно перекраивать график демонстрационных полетов. Одновременно в знак солидарности с российской стороной представители Украины отказались поднять в воздух сверхтяжелый самолет Ан-225 - "Мрия".
Впрочем, речь не о самом скандале, который широко освещался мировыми СМИ, в том числе и российскими. Не о юридических тонкостях, ибо наши самолеты принадлежат акционерным компаниям и никаких неурегулированных отношений с "Ногой" не имели. Наши авиазвезды попали в историю по той причине, что они просто хороши, и прежде всего истребитель последнего поколения Су-30МК. В основе неправомерных действий швейцарской фирмы "Нога" - попытка конкурентов вытеснить Россию с авиационных рынков мира. Так публично прокомментировал генеральный директор Российской государственной компании "Рособоронэкспорт" Андрей Бельянинов возникший на салоне в Ле Бурже скандал вокруг лучшего современного российского истребителя.
"Су-30МК, несомненно, был звездой салона в Ле Бурже. Его демонстрационные полеты привлекали огромное внимание посетителей выставки, поэтому попытку задержки самолета за два дня до завершения работы авиасалона российская сторона рассматривает как стремление конкурентов помешать продвижению этой машины на мировой рынок", - подчеркнул руководитель "Рособоронэкспорта".
Многофункциональный истребитель Су-30МК по своим боевым возможностям превосходит все машины мира этого класса. Специалисты считают, что он будет оставаться вполне конкурентоспособным и после появления на рынке американских истребителей пятого поколения тяжелого F-22 "Рэптор" и легкого JSF (единый ударный истребитель). Российская машина имеет много конструкторских новинок, может дольше находиться в воздухе и не поражается ракетами ближней и средней дальности. Не случайно интерес к ней проявили многие страны мира. Разработаны модификации для поставок в Индию, Китай. Причем Индия не только закупает Су-30, но и будет производить их у себя по российской лицензии. Практический интерес к вопросу о приобретении Су-30МК, как показал международный авиасалон "Аэро Индия-2001" в Бангалоре, проявляет Малайзия. Эту машину хорошо знают и во Вьетнаме. Как считает генеральный директор Авиационного военно-промышленного комплекса "Сухой" Михаил Погосян, Су-30МК интересуются и страны Африки и Латинской Америки.
Ввиду того что Россия существенно изменила подходы к экспортируемой за рубеж военной технике, обеспечивая ее техническое сопровождение, экспортный потенциал российских боевых самолетов будет возрастать. Вот, оказывается, где зарыта собака. Виной всему рынок, конкуренция.
А теперь посмотрим, кто в конкурентах у России. Сегодня в числе "полноценных" производителей истребителей, способных создавать боевые авиационные комплексы с опорой лишь на собственные силы, только Россия, США и Франция. О Соединенных Штатах мы уже упомянули, они реализуют две программы. F-22 "Рептор" запущен в серию, но этот истребитель дорогой и не всем придется по карману, в том числе и американским ВВС. JSF пока нет, он создается. Последнее творение французской авиакосмической промышленности - многоцелевой истребитель Дассо "Рафаль", который уже начал строиться, позволяет Франции сохраниться в строю авиационных "сверхдержав" по меньшей мере до середины 2010-х годов. Однако следует сказать, что активные поставки "гармоничного" во всех отношениях многоцелевого истребителя в ВВС Франции начнутся не ранее 2003 года, и только потом он будет предложен на продажу. К тому же "Рафаль", как и создаваемый европейским консорциумом "Панавиа" (Англия, Германия, Италия и Испания) Еврофайтер EF2000 "Тайфун", так и не войдет в когорту машин, которые носят или будут носить титул истребителей пятого поколения. В ходе работ над ними планку пришлось снизить.
Машины пятого поколения несут в себе новые черты, связанные с радикальной ломкой процесса проектирования. Конструкторы и инженеры закладывают в новые комплексы сверхзвуковые крейсерские режимы и сверхманевренность, малозаметность и улучшенные взлетно-посадочные характеристики, надежность и эксплуатационно-ремонтную технологичность, значительно усовершенствованное бортовое оборудование (РЛС с электронным сканированием, оптико-электронные обзорно-прицельные системы, снижающие заметность самолетов, системы искусственного интеллекта, повышающие осведомленность летчика об окружающей обстановке и помогающие ему в процессе принятия решений). Все это должно, по замыслу создателей техники нового поколения, позволить более эффективно применять имеющееся и вновь создаваемое "умное" вооружение. Пока же, работая над машинами пятого поколения и создавая научно-технический задел для комплексов последующих поколений, крупнейшие авиационные фирмы России, США и Европы доводят существующие образцы авиационной техники четвертого поколения до уровня "4+". Таковым и является Су-30МК, за которым так неуклюже охотились в Ле Бурже, причем серийным истребителем, который готов потеснить американские и западноевропейские машины на оружейном рынке. Как сегодня, так и завтра. А послезавтра?..
В мае Россия подняла перчатку, брошенную фирмами США, работающими над программой JSF, и объявила о начале создания перспективного отечественного истребителя. Руководители предприятий, входящих в основную кооперацию разработчиков новой авиационной техники, а также руководители ведущих научно-исследовательских институтов авиапромышленности подписали программу создания перспективного авиационного комплекса. Разработчики согласовали основные принципы взаимодействия, распределения обязанностей и ответственности в крупнейшей корпоративной программе общенационального значения. К концу нынешнего года из нескольких аванпроектов будет "синтезирован" один. Здесь следует сказать, что Военно-Воздушными Силами выдано тактико-техническое задание на разработку фронтового самолета, и сегодня над аванпроектами работают опытные конструкторские бюро П.О. Сухого, А.И. Микояна и А.С. Яковлева. Конечный результат предполагается получить в 2010 году - именно тогда планируется развернуть серийное производство нового самолета. В 2011-2012 годах он начнет поступать на вооружение российских ВВС на замену мировым лидерам четвертого поколения истребителей - Су-27, МиГ-29 и их модификациям, выйдет на мировой авиационный рынок. Отметим, одновременно с появлением там американского JSF.
Несмотря на то что сегодня приоритет за американскими компаниями (первый полет экспериментального образца Х-32А в рамках программы JSF корпорации "Боинг" состоялся 18 сентября 2000 года, его конкурент фирмы "Локхид-Мартин" поднялся в воздух несколько недель спустя), за океаном обеспокоены возможностями российского научного и технико-промышленного потенциала, который уже имеет добротный задел по созданию перспективного самолета. Так, АВПК "Сухой" завершает третий этап испытаний экспериментального самолета с обратной стреловидностью крыла С-37 "Беркут" (первый взлет 25 сентября 1997 г.). "Беркут" уже отработал две летные программы - на дозвуковых и сверхзвуковых режимах полета. Реализация третьей предусматривает расширение технических возможностей. С-37 предназначен для экспериментальной проверки новых возможностей в области аэродинамики, систем управления полетом и динамики движения маневренных самолетов, наработки необходимого задела по конструктивным решениям, освоения современных материалов и методов производства, внедрения принципиально новых самолетных систем. По предварительным оценкам, полученные в ходе испытания результаты могут быть использованы в будущем российском истребителе пятого поколения. РСК "МиГ" подняло в воздух 29 февраля прошлого года экспериментальный истребитель МиГ 1.44. И ту и другую машину руководство российских ВВС рассматривает как базу для создания истребителя пятого поколения. Акционерные общества "А.Люлька-Сатурн" и "Рыбинские моторы" вовсю работают над двигателем АЛ-41Ф, который и станет, как предполагается, силовой установкой для перспективного истребителя. Под него создаются новые ракеты класса "воздух - воздух" и "воздух - земля", которые войдут в комплект его вооружения, общесамолетные системы и целевое оборудование.
Эксперты говорят, что это будет сверхманевренный сверхзвуковой малозаметный (в радиолокационном и инфракрасном диапазонах) многофункциональный истребитель со взлетной массой около 20 тонн (промежуточного класса между МиГ-29 и Су-27), способный на больших дальностях обнаруживать воздушные цели, автоматически захватывать и сопровождать десятки из них, прекрасно работать на большой дальности по наземным целям. Этот истребитель и должен составить во всех отношениях конкуренцию американскому JSF, за которым уже сегодня западными СМИ в сознании общественности усердно закрепляется титул самого покупаемого самолета первой половины XXI века.
Но это все будет завтра. А сегодня? Сегодня авиационные "звезды" другие, но именно они завоевывают плацдарм для продвижения российских машин на рынок. Су-30МК - это один из лучших боевых самолетов, МиГ-АТ - лучший в мире учебно-тренировочный самолет. И скандальная история лишь подтверждает, что в дальнейшем на авиарынке будет еще сложнее, борьба обострится. И важно не опоздать. Глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев публично назвал точную дату начала серийного производства - 2010 год, однако отметил, что это "при условии, если удастся сбалансировать планы имеющимися ресурсами". Безусловно, Россия должна найти возможность создать новый самолет. Альтернатива - отставание в этой области навсегда. Классический образец - Япония. В годы второй мировой она имела плеяду блистательных боевых самолетов, в том числе фантастический палубный истребитель "Мицубиси F6М" - знаменитый "Зеро", который долгое время доминировал в боях над Тихим океаном. С уничтожением после второй мировой авиапромышленности этот нынешний технический гигант так и не может попасть в клуб солидных авиационных держав.
АНАЛИЗ военных конфликтов последних десятилетий ХХ века показывает, что сегодня именно авиация определяет успех. Она сыграла главную роль в войне в Персидском заливе в 1991-м, где многонациональные силы (под флагом ООН) мощнейшими воздушными ударами заставили Ирак вывести свои войска из оккупированного Кувейта. Две операции - "Буря в пустыне" и "Лиса в пустыне" - и сегодня в поле внимания военных экспертов. Авиация сыграла главную скрипку в ходе проведения операции "Решительная сила" - в воздушной агрессии против Югославии в марте - июне 1999-го. Почти через 80 лет после опубликования известного труда итальянца Джулио Дуэ о ведущей роли авиации в войнах американское военное руководство подтвердило верность его выводов, выдвинув свою аксиому: "Нам сегодня нет нужды оккупировать неприятельскую страну для достижения стратегической победы. Мы можем снизить боевые возможности противника и во многих случаях разгромить его вооруженные силы с воздуха".
В современных войнах и конфликтах с применением обычных средств поражения на долю авиации приходится более 60 процентов боевых задач. Она является наиболее маневренным видом вооруженных сил, способна поражать малоразмерные цели на значительном удалении от линии фронта, успешно действовать над сушей и над водной поверхностью, вести детальную разведку в обороне и наступлении, обеспечивать прикрытие войск и объектов тыла от ударов воздушного противника, оперативно перебрасывать войска, материальные средства, гуманитарную помощь на большие расстояния. В мирное время авиация эффективно осуществляет превентивные действия.
Словом, повторюсь, здесь важно не отстать, особенно в создании ударных комплексов, иначе их силу можно познать на себе.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker