на главную страницу

30 Июня 2001 года

Армия сегодня

Суббота

БДК "Азов": послесловие к походу

Капитан-лейтенант Николай ВОСКРЕСЕНСКИЙ. Фото Владимира ПАСЯКИНА.



Десантные корабли Черноморского флота завершили очередной этап перевозки российской военной техники с территории Грузии. Первым из них в родную базу вернулся большой десантный корабль (БДК) "Азов", которым командует один из опытнейших командиров капитан 2 ранга Владимир Рынкевич.

Больше года этот корабль не привлекался к мероприятиям по планам командования флота. Точнее, выходы планировались, вот только по различным причинам они переносились, а потом и вовсе отменялись. Поэтому участие в нынешнем походе для "азовцев" стало немного неожиданным. На подготовку экипажу дали всего несколько дней. В их плотную обойму вбили доукомплектование экипажа, пополнение запасов воды, топлива и продовольствия...
На пути к грузинским берегам отряд кораблей под командованием командира бригады капитана 1 ранга Валерия Куликова принял участие в зачетных командно-штабных учениях соединения надводных кораблей. Во флотском полигоне БДК после длительного перерыва выполняли артиллерийские стрельбы по морской и воздушной целям, НУРСами - по береговой.
Всего за время похода комендоры "Азова" произвели более двадцати различных стрельб. Такого объема боевых упражнений у них не было давно. Так что программа похода получилась весьма насыщенной.
Но вот и рейд Батуми. Город остается левее якорной стоянки. Однако к близкому грузинскому берегу, усыпанному крупной галькой, десантные корабли несколько суток подойти не могли. Сильный накат - явление довольно частое в этом районе - срывал все планы. На берегу ждали техника, люди. Но максимум, что могли себе позволить черноморцы, - высадить манипуляторную партию гидрографов, дабы те занялись установкой створных знаков для подхода кораблей. И с этой непростой задачей те справились отлично.
Когда погода установилась, БДК подошли к хорошо знакомому берегу. Работа, которая по погодным условиям была отложена, буквально закипела. Сновали по берегу бензовозы, БМП, танковые тягачи. Ведь только "Азов" перевез за тот поход около 1.000 тонн различных грузов и более 600 тонн топлива. А в твиндеках корабля на российское побережье переправлено более 30 единиц техники...
Ответственность миссии, которую выполняли наши десантные корабли, подчеркивает и тот факт, что в районе погрузки часто находился командующий ГРВЗ генерал-майор Николай Золотов. Активно взаимодействовали с десантными силами командиры соединений. Любые, даже самые сложные вопросы, учитывая дефицит времени, решались в считанные часы.
Иной раз, подойдя к берегу, корабли должны были чуть ли не сразу уходить из-за ухудшения погоды. Драгоценное время тратилось попусту. И тогда десантники применили новую тактику. Едва усиливался ветер, БДК принимал в твиндеки несколько машин, подразделение военнослужащих ГРВЗ и уходил в рейд. Здесь даже в шторм солдаты вместе с моряками загружали машины доставленным из Севастополя имуществом и продовольствием для нужд войск. И те после очередного подхода БДК к берегу сразу же доставляли груз по назначению.
А в свободное время на корабле проходили совместные мероприятия. Например, на "Азове" состоялся своеобразный тематический утренник, на котором моряки и сухопутчики ближе познакомились друг с другом, рассказывали о своей службе. Никакого официоза не было, и это нравилось всем. Солдат из ГРВЗ посвятили даже... в моряки-десантники и вручили им символические удостоверения.
Развал Советского Союза искромсал политическую карту новыми лоскутками-государствами. И каждое из них, естественно, в первую очередь позаботилось о своей экономической безопасности. Таможни не избежали и российские боевые корабли. Заместитель командира "Азова" по воспитательной работе капитан 2 ранга Андрей Попов, который, собственно, и отвечал за эту процедуру, говорил потом, что кораблю легче десять раз отстрелять, чем проходить через таможенные формальности. Но таков порядок. Десяток раз на "Азове" открывали и закрывали границу. К чести российских моряков, они находили общий язык и с грузинскими властями, и с российскими пограничниками и таможенниками. Время того требует.
Запомнился нынешний поход и тем, что на переходе морем, следуя традиции, в специально означенных на морской карте местах все отдавали воинские почести погибшим морякам. Венки, свитые руками моряков из веток эвкалипта, легли на воду у мыска Фиолент, на траверзе мыса Дооб, на месте гибели эсминца "Безупречный", лидера "Харьков", эскадренных миноносцев "Беспощадный" и "Способный", подводных лодок С-32 и Щ-214. Эти символические акты говорили об одном: память о героических предках жива.
Завершая рассказ о плавании, хотелось бы назвать фамилии людей, которых командование корабля отмечает в лучшую сторону. В море уверенно действовали командир БЧ-2 капитан-лейтенант Дмитрий Худоба, командир части связи капитан-лейтенант Владимир Сичевский, командир БЧ-5 капитан 2 ранга Антон Колосов, штурман старший лейтенант Сергей Ларчук. Самых добрых слов заслуживают старшины команд старшие мичманы Андрей Мудряков, Александр Антонюк...
И еще один факт. Восемь моряков из числа тех, кто до выхода уже выслужил установленные сроки, обратились к командиру с рапортами, в которых просили разрешить им участвовать в походе. Формулировка практически у всех общая: "Хочу быть полезным товарищам в море и помогать молодежи в освоении специальности".
Для экипажа, в составе которого в море вышел 21 новобранец, это было чрезвычайно важно. И морякам, конечно же, пошли навстречу. Они отработали на совесть, как, впрочем, и весь экипаж большого десантного корабля "Азов".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker