на главную страницу

30 Июня 2001 года

Россия и мир

Суббота

Новый виток кризиса на Балканах

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



28 июня в обстановке глубокой секретности властями Республики Сербия была проведена операция по передаче бывшего президента Союзной Республики Югославия Слободана Милошевича представителям Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге. Как передает ИТАР-ТАСС, премьер-министр Сербии Зоран Джинджич заявил журналистам, что за это решение проголосовали 21 из 23 членов его кабинета. Кроме того, свое письменное согласие с ним прислали восемь министров, представляющих Демократическую оппозицию Сербии (ДОС) в правительстве СРЮ.
Джинджич аргументировал свое решение тем, что 29 июня в Брюсселе открывается международная донорская конференция для Югославии и если бы Слободан Милошевич не был препровожден в Гаагу, то страна бы не получила обещанные кредиты и помощь, не были бы списаны внешние долги, возникла бы опасность нового витка ее международной изоляции.
Как известно, президент Югославии Воислав Коштуница занимает другую позицию в данном вопросе, полагая, что судебное преследование гражданина Югославии должно осуществляться в рамках национальной юрисдикции, как этого требует конституция государства. Именно на этом основании еще 27 июня Воислав Коштуница заявил, что окончательный вердикт по поводу законности декрета правительства СРЮ о сотрудничестве с Гаагским трибуналом должен вынести Конституционный суд Югославии. Соответствующий запрос был направлен в Конституционный суд СРЮ адвокатами Слободана Милошевича. Суд на своем заседании 28 июня временно приостановил действие декрета о сотрудничестве с Гаагским трибуналом, предусматривающего выдачу Слободана Милошевича. Суд предостерег власти от реализации декрета до проверки его соответствия конституции страны, которая уже начата, и предложил правительству СРЮ в 15-дневный срок обосновать его позицию по поводу соответствия указанного декрета конституции. Кабинет министров должен был дать ответ на этот запрос до 12 июля, после чего должно было начаться обсуждение проблемы с участием экспертов.
Однако правительство Сербии срочно собралось на экстренное заседание, на котором и было принято решение о немедленной передаче Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу. Как сообщается, Милошевич был тайно вывезен в автомобиле из окружной тюрьмы, где находился под стражей, на аэродром в Батайнице, откуда был переброшен на базу ВВС США в Тузлу. А затем на самолете он был в ночь на пятницу перевезен на военный аэродром в Фалкенбурге близ Гааги (Голландия) и уже на военном вертолете препровожден в следственный изолятор МТБЮ в гаагском районе Схевенингене.
Известие о выдаче Слободана Милошевича в Гаагу вызвало в Белграде эффект разорвавшейся бомбы. Массовые акции протеста начались вечером в четверг, как только стало известно о выдаче Слободана Милошевича. К митинговавшим на площади Республики социалистам присоединились члены Сербской радикальной партии (СРП). Речи ораторов прерывались скандированием возгласов: "Предательство!", "К восстанию!", "К оружию!". Особое возмущение протестовавших вызвало то, что выдача состоялась именно 28 июня, то есть в Видов дан, который является священным для сербов и черногорцев Днем Косовской битвы 1389 года. "Это - самый позорный за всю историю сербского народа день, начиная с Видов дана 1389 года", - заявил заместитель председателя Соцпартии Сербии Ивица Дачич.
В ночь на 29 июня было распространено заявление президента Югославии Воислава Коштуницы. "В дополнение к бедам, которые оставили в наследство как прежний режим, так и те, кто держал нас вместе с этим режимом в изоляции долгие годы, а затем и под бомбами, мы имеем сейчас дело с проблемой, которую создали своими непродуманными действиями", - заявил югославский президент. "Не могу рассматривать выдачу бывшего президента СРЮ Гаагскому трибуналу законной и конституционной", - подчеркнул он, указывая также, что ни один представитель международного сообщества не требовал подобных "унизительных и поспешных шагов". Коштуница признал необходимость сотрудничества с Гаагским трибуналом, но оно не может, по его словам, сводиться только к выдаче обвиняемых, без защиты граждан, а в конечном итоге работать против интересов государства.
Ситуация в Югославии и на Балканах в связи с выдачей Слободана Милошевича в Гаагу резко обострилась. Сам бывший югославский президент, вероятно, тяжело переживает сегодняшние роковые последствия своего решения прекратить сопротивление агрессии НАТО в июне 1999 года. Тогда вооруженные силы Югославии сохраняли боеспособность, а НАТО все далее загоняла себя в тупик массированными бомбардировками, демонстрировавшими с каждым днем ее неспособность и откровенную боязнь проводить наземную операцию. В тот раз Белград поверил миролюбивым заявлениям и пошел на уступки. Однако сегодня очевидно, что каждая новая уступка лишь ведет Балканы все глубже в трясину конфликта, единственным рецептом от которого НАТО все время объявляет введение контингентов вооруженных сил альянса.
Экстремисты в Косово и Македонии, как и политические силы Черногории, стремящиеся к отрыву республики от Югославии, сегодня воодушевлены, ибо как никогда остро встала угроза распада СРЮ. Да и в самой Сербии ситуация чревата серьезным социально-политическим конфликтом. Во всяком случае, амбициозным сербским политикам весьма на руку изоляция такого авторитетного лидера, как Воислав Коштуница, и превращение его в "югославского Горбачева". Наконец, не будет преувеличением предположить, что албанские террористы в Косово и Македонии восприняли выдачу Милошевича как свою очередную победу и как сигнал к новым боевым действиям.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker