|
|
Беседу вел Анатолий ПРОКОПЬЕВ.
|
- Александр Константинович, в настоящее время в соответствии с решением Совета безопасности от 29 ноября 2000 года "О мерах по защите национальных интересов РФ на Государственной границе" ведется разработка федеральной целевой программы обустройства Госграницы. В рамках ее подготовки Федеральной пограничной службой РФ совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами будет проведен анализ состояния имеющихся пунктов пропуска для определения перспектив их использования и развития. При этом непременно будут учитываться их обустройство, оснащенность техническими средствами пограничного контроля и технологическим оборудованием. Каков, на ваш взгляд, уровень оснащенности современной техникой пунктов пропуска на российской границе?
- Скажу откровенно, он оставляет желать лучшего. Большинство существующих пунктов пропуска построено и оборудовано в 70-80-е годы, и, прямо скажем, их техническая "начинка" не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Сейчас для международного сообщения в России открыто 440 пунктов пропуска. Из них 142 автомобильных, 85 воздушных, 102 морских и речных, 58 железнодорожных. Остальные - упрощенные. Так вот, только чуть более 100 из них оснащены специальными комплексами технических средств.
- Что в себя включают эти комплексы?
- Криминалистическую аппаратуру, средства обнаружения оружия и телевизионного наблюдения, персональные ЭВМ для автоматизации процесса выявления лиц, которым закрыт въезд в страну и выезд из нее, другие средства. На вооружении пограничников находится более 50 наименований различных технических средств пограничного контроля (ТСПК) в количестве свыше 14 тысяч единиц. Увы, около 20 процентов ТСПК выслужили установленные сроки и подлежат списанию, более трети выработали свой ресурс в объеме от 75 до 100 процентов, требуются дополнительные затраты для поддержания их в надлежащем состоянии.
- Стало быть, по оснащению спецтехникой в пунктах пропуска мы позади "Европы всей"?..
- Так однозначно утверждать я бы не стал. Россия отстает от развитых стран - США, Германии, Франции - во внедрении в практику работы КПП современных автоматизированных и информационных систем. В тех же Штатах уже давно и успешно используется компьютерная система Interagency Border Inspection System (IBIS), при помощи которой сотрудники службы эмиграции и натурализации проверяют въезжающих в США американцев и иностранных граждан по федеральным "черным" спискам. Она также обеспечивает доступ к национальной системе связи правоохранительных органов и к учетам Национального центра информации по уголовным преступлениям ФБР. Мне приходилось знакомиться с ней, хотелось бы нечто подобное иметь и в пунктах пропуска на границе России.
- Но в какую копеечку может вылиться ее внедрение?
- В немалую, естественно. Реалии таковы, что из-за отсутствия необходимых финансовых средств мы до минимума сократили приобретение и поставку в пункты пропуска серийных, в том числе и разработанных в последние годы технических средств. Даже предусмотренных нормами снабжения. Я не говорю уже о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию новых образцов технических средств и комплексов. Денег на это тоже нет.
В 1999-2000 годах приняты на снабжение органов пограничного контроля портативный прибор "Корунд" для проверки документов в нестационарных условиях и информационно-поисковая система "Яшма-ИПС". В основном их разработка велась за счет собственных средств предприятий. А вообще-то жалеть на это деньги - себе дороже. Значительная часть - более 65 процентов - нарушителей Госграницы, лиц с поддельными и неисправными документами в пунктах пропуска выявляется именно с применением технических средств пограничного контроля. Судите сами, какой это показатель в абсолютных цифрах, если всего в пунктах пропуска в прошлом году мы задержали более 4.700 нарушителей границы. Прибавьте сюда 2.766 граждан, пытавшихся проследовать через границу с чужими и поддельными документами, и более 72 тысяч человек с неисправными документами. Кроме того, контролеры выявили 359 лиц, которым закрыт въезд в страну или выезд из нее, обнаружили (чаще в тайниках) почти 50 единиц огнестрельного и холодного оружия и более 470 кг наркотиков.
- У пограничников, наверное, еще большую головную боль вызывают сами пункты пропуска, где они выполняют свои обязанности. Ведь на многие из них без слез не взглянешь...
- Конечно, это наша боль. Но, поверьте, не наша вина. За строительство и обустройство пунктов пропуска отвечают не пограничники, а Минтранс, МПС, Госслужба гражданской авиации, за автомобильные пункты пропуска - Государственный таможенный комитет. Мы лишь выполняем там свои обязанности. Да, порой ютимся в вагончиках. Что делать, если не поспевает инфраструктура за масштабами расширяющихся международных связей. Вот и получается, что более половины пунктов пропуска сегодня необустроены, прежде всего автомобильные. Мало денег выделяет на приведение своих пунктов пропуска в "божеский вид" и МПС.
- В чем причины такого положения дел?
- Прежде всего требуют реконструкции и дообустройства пункты пропуска, построенные на старых рубежах Союза в 70-80-е годы. В основном это морские на Севере, Дальнем Востоке и Черноморском побережье, а также автодорожные и железнодорожные пункты пропуска на российско-китайской и российско-монгольской границе. Работа по их обустройству идет, но медленными темпами.
Добавил нам хлопот и 1994 год. Тогда по решению Правительства РФ подразделения пограничного контроля должны были начать функционировать в 96 (!) необустроенных пунктах пропуска на новых российских рубежах: 65 - с Украиной, 5 - с Грузией, 6 - с Азербайджаном, 20 - со странами Балтии. Мы оказались там практически в чистом поле. За семь лет на границе с Украиной для наших нужд не было построено ни одного современного здания. Минимальные условия созданы лишь в 35 пунктах пропуска, в остальных же 30 пропуск лиц и транспортных средств не осуществляется из-за отсутствия даже минимальных условий для службы пограничных нарядов. В настоящее время в стадии строительства находится только один пункт пропуска - Нехотеевка.
Аналогичная ситуация складывается и на границе с Казахстаном. Здесь соглашением между правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан о пунктах пропуска от 23 декабря 1998 года предусмотрено установление и открытие 74 пунктов пропуска на основных транспортных магистралях. В 68 - подразделения пограничного контроля уже развернуты, однако средств на их обустройство также никто не выделяет.
- Александр Константинович, почему же пограничники не бьют по этому поводу тревогу?
- Как не бьем?! ФПС России в последн
ие годы неоднократно на всех уровнях ставила вопрос об обустройстве пунктов пропуска. По нашей инициативе Правительство РФ еще 4 года назад поручило Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти провести инвентаризацию всех пунктов пропуска для подготовки предложений по определению соответствия их количества экономическим возможностям страны, закрытию или приостановлению функционирования отдельных из них.
Мы взаимодействуем с администрациями приграничных регионов. Во многих из них разработаны проекты программ обустройства пунктов пропуска. Правда, к сожалению, в большинстве республик, краев и областей они так и не приняты. Причина тривиальна - отсутствие у субъектов Российской Федерации необходимых средств на эти цели. Впрочем, кое-где мы встречаем и откровенное непонимание. Настойчиво добиваясь проведения реконструкции в портах Сочи, Туапсе, Анапа, наталкиваемся на сопротивление администраций этих городов. Хотя есть и обратные примеры. За счет заинтересованных министерств, ведомств и организаций в прошлом году нами проведено комплексное оборудование 13 пунктов пропуска. Осуществлено монтажно-наладочных работ на сумму более 76 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства России от 19 января 1998 года "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" ФПС России активизировала работу по выставлению соответствующих требований к строящимся и реконструируемым пунктам пропуска, проводит экспертизу таких проектов. В целом отвечают нашим требованиям сданные в 2000 году в эксплуатацию автомобильные пункты пропуска "Брусничное", "Покровка", воздушные - "Туношна" и "Сургут", реконструированные в аэропортах "Шереметьево-1", "Уфа", морских портах - "Зарубино", "Совгавань".
- Вы говорите об инвентаризации пунктов пропуска, инспекции по определению целесообразности их использования, и тут же - ввод новых. Где логика?
- Да простят меня отдельные руководители, но некоторые пункты пропуска в последние годы (с 1995 по 2000 год их число увеличилось на 43) открывались у нас в угоду местническим интересам. Поток грузов и пассажиров через них минимален, а расходы на содержание... Ведь каждый требует еще и определенной штатной численности профессионалов. Против такого негосударственного подхода мы и выступаем.
При наличии пунктов пропуска "Новороссийск-морской порт" (грузовой и пассажирский), "Туапсе-морской порт", "Сочи-морской порт" зачем в 1997 году в 40 км от Новороссийска надо было открывать пункт пропуска "Геленджик-морской порт" со штатной численностью отделения пограничного контроля в 17 военнослужащих? Где целесообразность? Еще могу привести аналогичные примеры. При наличии в Москве шести авиационных пунктов пропуска в 1998-1999 годах были открыты пункты пропуска "Иваново-аэропорт", "Тверь-аэропорт" и "Грабцево-аэропорт" (г. Калуга). В Хабаровском крае и Приморье до сих пор существует несколько пунктов пропуска чисто районного масштаба. Конечно, это взгляд пограничного практика. Я понимаю, что наряду с экономическими условиями, определяющими целесообразность открытия пунктов пропуска через границу, идут и политические процессы, обеспечивающие развитие межгосударственного сотрудничества. Поэтому однозначно сказать о целесообразности или нецелесообразности функционирования того или иного пункта пропуска сразу нельзя. В этом и нужно разобраться всем заинтересованным ведомствам.
|