на главную страницу

30 Июня 2001 года

Российское оружие

Суббота

"Мангуст" и "Скорпион" имеют перспективы

Александр МАНУШКИН, "Красная звезда".



Закладка корабля или спуск его на воду - это всегда событие, тем более после кризисных 90-х, когда отечественная "оборонка" оказалась на грани выживания. Вот еще почему закладка на стапелях рыбинского судостроительного общества "Вымпел" ракетно-артиллерийского катера "Скорпион", а также спуск на воду головного патрульного катера "Мангуст" стали знаковыми событиями в российском оборонно-промышленном комплексе.
На торжества по этому случаю в Рыбинск приехали генеральный директор "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов, генеральный директор Российского агентства по судостроению Владимир Поспелов, председатель совета директоров ОАО "Концерн среднетоннажного и малотоннажного кораблестроения" - председатель совета директоров АКБ "Межрегиональный инвестиционный банк" Игорь Кругляков, генеральный директор концерна Михаил Хейфиц и другие официальные лица.
Особое значение это событие приобретает еще и потому, что мы становимся свидетелями зарождения тенденции, когда отечественные банки начинают вкладывать средства в производство - сферу деятельности, которая дает не сиюминутную отдачу, в отличие, например, от торговли, но гарантированную прибыль. Примером тому может служить АКБ "МИБ", который финансирует практически все программы "Концерна среднетоннажного и малотоннажного судостроения". Кстати, это объединение создано в рамках реструктуризации отраслей оборонной промышленности, и в него вошли Средне-Невский (Санкт-Петербург), Хабаровский и Амурский (Комсомольск-на-Амуре) судостроительные заводы, Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининград), судостроительное общество "Вымпел" (Рыбинск) и головной проектант - ГУП "Центральное морское конструкторское бюро" (ЦМКБ) "Алмаз" (Санкт-Петербург). Каждое предприятие специализируется на выпуске своего класса кораблей, они не конкурируют внутри концерна. Заводы кооперации охватывают всю гамму малотоннажных судов и кораблей, предлагаемых на внутренний и внешний рынки. Если говорить о военном кораблестроении, то фирмы концерна поставляют отечественным и иностранным заказчикам подводные лодки, тральщики, ракетно-артиллерийские и патрульные катера. Для гражданских потребителей концерн производит буксиры, рыболовные сейнеры, противопожарные суда, пакетовозы, сухогрузы, балкеры.
Как отметил начальник - генеральный конструктор ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко, заказчиком головного патрульного катера проекта 12150 "Мангуст" стал Департамент морской охраны ФПС. Этот катер будет нести службу на Каспийском море - обеспечивать безопасность морских границ, сохранность морских биологических ресурсов, в его задачу войдет и борьба с контрабандистами и нелегальной транспортировкой наркотиков.
Аналогов "Мангусту" в мировом кораблестроении нет. Корпус катера выполнен из алюминиево-магниевого сплава. В состав энергетической установки входят так называемые приводы Арниссона, благодаря которым катер развивает скорость до 53 узлов. Кроме того, "Мангуст" оснащен комплексом бортовых интерцепторов, которые позволяют сохранять высокие ходовые качества при волнении моря до 4 баллов.
Водоизмещение катера - 26,4 т. Длина - 19,45 м, осадка - 1,13 м. Стрелковое вооружение "Мангуста" в пограничном варианте состоит из тумбовой пулеметной установки калибра 14,5 мм. В армейском варианте "Мангуст" может оснащаться ракетным комплексом "Вихрь", аналогичным тому, который устанавливается на боевом вертолете Ка-50 "Черная акула", прошедшем боевое крещение в небе Чечни.
На "Вымпеле" основательно подошли к строительству катеров подобного типа. На заводе создано два стапель-кондуктора, что позволяет производить их до пяти изделий в год. Проведены и другие работы по совершенствованию технологии производства, позволяющие увеличить при необходимости выпуск катеров.
Особо следует сказать о ракетно-артиллерийском катере проекта 12300 "Скорпион". Это боевой корабль нового поколения, в конструкции корпуса которого впервые применены технология "Стелс", новейшие отечественные разработки в области гидродинамики, энергетики и вооружения.
Главная энергетическая установка "Скорпиона" состоит из трех агрегатов: двух дизелей М-530, каждый из которых работает на гребной винт фиксированного шага, и газотурбинного агрегата ГТУ-12, работающего на вентирируемый водометный движитель. Благодаря мощной энергетической установке этот ракетно-артиллерийский катер водоизмещением 465 тонн способен развивать скорость хода до 40 узлов.
Для поражения воздушных и малоразмерных надводных целей на "Скорпионе" будет установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан-1". Кроме того, надводные, воздушные и береговые цели можно будет уничтожать и 100-мм автоматической артустановкой А-190. Основным же боевым средством "Скорпиона" станут противокорабельные крылатые ракеты. Строительство катеров предполагается в следующих модификациях. Проект 12300 с крылатыми ракетами "Яхонт" для экспорта. Проект 12301 с комплексом "Оникс" для российского Военно-Морского Флота. Проект 12302 с комплексом "Уран" для экспорта и его модификация - для ВМФ РФ. Проект 12301П - для ФПС РФ.
Важность строительства ракетно-артиллерийских катеров типа "Скорпион", по мнению специалистов, состоит в том, что во многих странах, не имеющих возможность содержать в составе своих флотов группировки крупных надводных кораблей, ракетные катера составляют основу ударных сил. И если их вооружить современными противокорабельными ракетами типа "Яхонт", они будут обладать ударной мощью, соответствующей кораблям классов "корвет" и даже "фрегат" при относительно умеренной - в 2-4 раза дешевле - стоимости строительства и эксплуатации. В связи с этим, по оценке экспертов, "Скорпион" имеет хорошие перспективы на внешнем рынке.
Как отметил глава "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов, строительство ракетно-артиллерийских катеров проекта 12300 "Скорпион" позволит организациям, участвующим в разработке новых образцов изделий, и поставщикам вооружения и оборудования получить дальнейшее развитие производственного потенциала, освоить современные технологии, элементную базу, использовать полученные наработки в других перспективных проектах.
По словам гендиректора ОАСО "Вымпел" Виктора Доскина, в производство инвестированы значительные средства для повышения технического уровня предприятия. На заводе компьютеризированы технологическая подготовка и рабочие места тепловой резки деталей корпуса, надстроек, изготовления трубопроводов. Предприятие владеет технологиями сборки и сварки конструкций из металла повышенной прочности, нержавеющих сталей, алюминиево-магниевых, титановых и медно-никелевых сплавов. Все это, а также высокая квалификация инженерно-технического состава "Вымпела" помогут уже в ближайшем будущем строить для Военно-Морского Флота и на экспорт лучшие в мире катера.
На снимках: церемония закладки нового ракетно-артиллерийского катера; закладная секция "Скорпиона" уже готова.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker