на главную страницу

3 Июля 2001 года

Круглый стол

Вторник

Боевая подготовка:
как работает "чеченский" опыт



Проблемы боевой подготовки Вооруженных Сил давно уже стали, можно сказать, притчей во языцех. Для полноценных занятий в армии и на флоте, как известно, вот уже много лет недостает топлива, боеприпасов, электроэнергии... Поэтому любое учение, стрельбы, выход в море становятся событием для личного состава. А если такие или подобные мероприятия проводятся в масштабах округа, да еще с анализом и обобщением передового опыта, опыта Чечни, критическими выкладками, то это, как правило, становится примером для изучения в масштабе Вооруженных Сил.
Недавно впервые за много лет в Московском военном округе проведена конференция на тему: "Особенности и проблемы боевой подготовки в современных условиях". Прозвучавшие на ней выступления - своего рода квинтэссенция всего ценного, что почерпнуто в боевой учебе в столичном военном округе, где не раз рождались передовые методические разработки, поучительный опыт. Поэтому "Красная звезда" решила продолжить дискуссию на своих страницах в рамках "круглого стола".


Если "хромает" методика

Начальник управления боевой подготовки Московского военного округа генерал-лейтенант Вячеслав Халилов.
Анализ результатов боевой подготовки говорит о том, что ее состояние из года в год, к сожалению, почти не улучшается. Что, кстати, подтвердили и итоги весенней контрольной проверки. Около 300 соединений, воинских частей и учреждений округа оценены на хорошо лишь 6,8 процента. Большинство же получили лишь "удовлетворительно". В чем тут причина? Их несколько. И одна из главных - в низком уровне методического мастерства самих офицеров.
Внешне у нас вроде бы все нормально. Командирские занятия проводятся, подготовка руководителей в соединениях и воинских частях идет. Однако на деле не все так гладко. Профессионализм офицеров и особенно звена, которое непосредственно обучает личный состав, на низком уровне. Среди причин - непродуманное планирование сборов и командирских занятий, постоянная накладка одних мероприятий на другие... Такое положение дел мы порой наблюдаем в некоторых мотострелковых частях. Как следствие - малый охват офицеров занятиями: не более 50-60 процентов.
К сожалению, в отделах и отделениях боевой подготовки учета и анализа участия руководящего состава в проведении занятий нет. Я уж не говорю о том, что лучшие методисты по предметам командирской подготовки ежемесячно в приказах не отмечаются и не поощряются. Как избежать этих ошибок?
Опыт лучших частей говорит о том, что начальникам служб надо планировать и лично проводить не менее 8 часов занятий в неделю с личным составом и в системе командирской подготовки. А сами занятия максимально приблизить к реалиям дня и боевым задачам соединений и частей, урокам чеченской войны. Так, как, например, поступают в танковом полку Висленской мотострелковой дивизии постоянной готовности.
Особый разговор о тактической и огневой подготовке. Программа тактической подготовки войск округа выполняется пока процентов на 80-85. Но зато с удовлетворением можно отметить, что, несмотря на проблемы, завершена в полном объеме подготовка отделений (экипажей), взводов, рот, батальонов, а также подготовлены и проведены полковые тактические учения с 100-м танковым полком. Во многом это, подчеркну, достигнуто за счет того, что приоритет отдается таким формам обучения, которые требуют минимальных материальных и финансовых затрат.
А вот с одиночной подготовкой проблем еще хватает. Что, кстати, очень сказывается на результатах тактических учений. Например, чтобы поправить положение во 2-й гвардейской мотострелковой дивизии, мы вынуждены были направить туда офицеров управления боевой подготовки округа. И не просто проверяющими. Суть опыта в том, что они работали там в качестве командиров батальонов.
Многое удалось сделать. Однако и офицеры УБП исправить положение до конца не смогли, постоянно сталкиваясь с непониманием со стороны отдельных молодых офицеров. Но сам по себе этот опыт заслуживает внимания. Он говорит о том, что в некоторых частях очень мало осталось офицеров, способных эталонно, в строгом соответствии с руководящими документами провести тактические занятия. Некоторые командиры уже затрудняются организовывать розыгрыш боевых действий, правильно вести рабочие карты, оценивать подразделения по результатам проведенных учений... Вот этому и надо учить на сборах в часы командирских занятий. А перед началом отработки новых тем в обязательном порядке проводить инструкторско-методические и показные занятия. В том числе методом "пеший по машинному".

Главный урок

Заместитель командира мотострелковой Висленской дивизии постоянной готовности полковник Александр КОННОВ.
В дивизии за последние годы сложилась обстановка, которая вынуждает думать о новых методах и способах организации занятий. Причины те же: недостаточное финансирование, неполное снабжение ГСМ... Ряд новых вопросов перед нами поставил опыт ведения боевых действий на Северном Кавказе.
Первый и главный из них - это умение командиров организовать бой и управлять подразделениями. Сегодня об этом уже говорилось в масштабе рота - полк - дивизия. Хочу коснуться подготовки командиров взводов.
Взять огневую подготовку. В условиях ограниченного снабжения ГСМ с личным составом у нас практикуется стрельба с места (с подключением внешних источников питания, вкладным стволом). А также с выполнением экипажами норматива по загрузке учебных выстрелов. Взводных учат, что обязательным на учебном месте должен быть норматив по загрузке 3 артвыстрелов и перевод вооружения из походного положения в боевое в составе взвода. Что это дает? Возможность командиру обучить личный состав слаженным действиям при проведении стрельб (штатным снарядом), РТУ и самому получить практику в подготовке машин взвода к бою.
Своя специфика при проведении боевых стрельб мотострелковых взводов, не полностью укомплектованных личным составом. Методом проб и ошибок мы пришли к выводу: стреляющие подразделения целесообразно доукомплектовывать до полного штата за счет других. Это позволяет тренироваться в управлении огнем с полным комплектом людей. В результате все командиры в звене отделение - взвод получают хорошую управленческую практику, а личный состав - полноценную подготовку.
Что касается боевых стрельб танковых подразделений, то при отсутствии ГСМ их, на наш взгляд, лучше проводить с использованием танковых огневых городков, выполняя стрельбу с места по уменьшенным мишеням на сокращенных расстояниях. Причем самую первую делать как показную, а две другие - как управление огнем.
А вот в организации РТУ надо создавать такую тактическую обстановку, с которой мы сталкиваемся в районах локальных военных конфликтов, в Чечне, тем самым учить офицеров правильно принимать решения и управлять подразделениями при ведении боевых действий с незаконными вооруженными формированиями.
И последнее. Результаты проведенного второго этапа окружного конкурса по полевой выучке офицеров показали: применяемые нами формы и методы обучения подчиненных дают результаты. Офицеры дивизии, принимавшие участие в конкурсе, проявили себя с самой лучшей стороны, а танкисты заняли первое место в МВО.

У таманцев - свои секреты

Заместитель командира гвардейской Таманской мотострелковой дивизии гвардии полковник Александр Романчук.
Кое-кто, возможно, считает, что таманцы занимаются боевой учебой в более благоприятных, может, даже "тепличных" условиях. Мол, дивизия рядом с Москвой, снабжение, комплектование - в первую очередь... Да, какие-то плюсы в этом есть. Но, поверьте, многое зависит совсем не от места дислокации, а от умения офицеров организовать учебный процесс.
Действительно, у нас, например, почти нет отрыва личного состава от учебы. Практически достигнуто 100-процентное обеспечение занятий топливом. Наконец, худо-бедно отлажено финансирование, позволяющее поддерживать материальную базу в исправном состоянии. Но, подчеркну, все это - результат труда конкретных должностных лиц на своих участках работы.
Есть и проблемы. Среди них те, о которых уже говорилось здесь. Коротко остановлюсь на некоторых наших ноу-хау.
Взять тактику. Чтобы повысить слаженность, скажем, отделений, мы занятия проводим не просто в масштабе роты, а обязательно с привлечением офицеров управления батальона, порою даже полка. Казалось бы, зачем отделение "стыковать" с полком? Не слишком ли большая роскошь? Уверяю вас, нет. Опыт Чечни, например, показал: тактический успех полка в целом решается зачастую именно на уровне отделения. Особенно во время боя в городе, населенном пункте. А главное - при этом вырабатывается механизм взаимодействия, шлифуется управленческий опыт.
В организации наступления мы, например, учим действовать боевыми тройками, двойками, работающими применительно к условиям местности и обстановки с обязательным взаимным прикрытием друг друга.
Естественно, вершина подготовки - тактические учения с боевой стрельбой. Но и тут, поверьте, форма не должна довлеть над содержанием. Надо помнить: учение даст только тогда результат, когда к нему будет привлечено не менее 70 процентов личного состава, штатного вооружения и техники.
Особый разговор - о частях и подразделениях постоянной готовности. Упор в обучении мы тут делаем, в частности, на огневые тренировки, которые проводим не менее пяти раз в месяц, днем и ночью. А вместо 1-го упражнения контрольных стрельб рекомендуем мотострелкам и разведчикам упражнение боевых стрельб из стрелкового оружия и гранатометов. Что это дает? Прежде всего универсализм и гораздо большую эффективность в использовании штатного вооружения роты. Причем занятия, как правило, проводим комплексно, с элементами тактики, чего требует опыт Чечни. А сами упражнения стрельб теперь выполняем только в бронежилетах или их заменителях. Вряд ли надо пояснять, чем последнее обусловлено. Кстати, солдат у нас начинает реально действовать уже за 20-30 метров до рубежа открытия огня. Это расстояние используется для обучения военнослужащих перебежкам, переползанию, преодолению различных инженерных заграждений.
И еще пару слов о технических новшествах. Значительное улучшение результатов стрельбы ночью нам дало применение штатного дневного оптического прицела с подсветкой шкалы 1П29 к автомату АКМ-74М. Хуже дела пока обстоят с подготовкой операторов ПТУР "Метис" из-за дороговизны выстрелов. Но и тут мы нашли выход с помощью тренажеров 9Ф640, которые стараемся установить в каждой роте.

Без творчества не обойтись

Заместитель начальника отдела боевой подготовки армии подполковник Айрат Назмиев.
Как известно, что-то новое рождается тогда, когда по-старому уже невозможно жить. Однако условия, в которые поставлены сегодня наши воинские части, - это сгусток типичных проблем. Например, некомплект офицерского состава. И прежде всего на таких должностях, как командир взвода, роты, заместитель командира батальона.
Другая проблема - большая насыщенность внеплановых мероприятий (показные занятия, обеспечение сборов студентов, отправки всевозможных команд). Таким образом, отрыв младших офицеров с учетом отпусков в летнем периоде составляет до 60 процентов учебного времени!
Все это создает значительные трудности как в выполнении программы боевой подготовки, так и в качественном проведении занятий. Мы используем известные, но не всеми освоенные малозатратные формы обучения. К организации полковых учений, например, считаем целесообразным привлекать не 1-2 батальона, как это делается сегодня, а и остальные, но в составе лишь их управлений. Это позволяет обучать сразу все руководство этих подразделений организации боя и управления.
Другой пример - проведение боевых стрельб взводов и РТУ с мотострелками. Нередко мы делаем это в пешем порядке на стационарных объектах учебно-материальной базы, что значительно экономит горючее. Можно вспомнить и о выполнении упражнений стрельб из боевых машин и танков с использованием внешних источников питания, огневых тренировках на мини-полигонах... Таких форм много. Они дают неплохие результаты даже при скудном финансировании. Кого-то, возможно, заинтересует этот опыт. Но я хотел бы поставить вопрос шире.
Дело в том, что существующая сегодня система планирования и организации боевой подготовки, а также повседневная деятельность войск несбалансированны. Ведь не секрет: многие из запланированных мероприятий проводятся непродуманно, с низким качеством, а иногда и отменяются или переносятся по причине большого их количества и нехватки времени. Опыт ведения боевых действий в Афганистане и Чечне, особенно в начальный период, показал: такая система подготовки войск, офицеров, личного состава не обеспечивает выполнения боевых задач. Так, в Афганистане в конце военной кампании, а также в Чечне офицеры с боевым опытом нередко передавали его вновь прибывшим, практически переучивая их. Это очень характерный пример.
Именно поэтому предлагаю систему боевой подготовки частей и подразделений упорядочить. Первые два месяца зимнего периода обучения отводить одиночной подготовке личного состава, в том числе офицеров. Подготовке слаживания отделений (расчетов, групп, экипажей) - 1,5 месяца, слаживанию взводов - еще 1,5. Один месяц - на прием молодого пополнения, постановку его в строй.
Что касается летней учебы, то два месяца пусть займет одиночная подготовка. Сколачивание рот в комплексе с РТУ и боевой стрельбой - 1 месяц. И еще по одному - на слаживание батальонов и полков в комплексе с тактическими учениями и боевой стрельбой...
Возможно, у предложенных мной методов и способов организации занятий появится много противников и скептиков. Поэтому считайте мое выступление предложением к разговору.

Необходимы коррективы

Заместитель начальника учебного центра округа полковник Владимир Марков.
В частях окружного учебного центра (ОУЦ) осуществлено комплексное планирование отработки многих тем, разработана единая учебная задача для курсантов-командиров. Что имеется в виду? Мы последовательно усложняем материал. Сначала идет, например, тема "Расположение на месте", потом - "Наступление с ходу", "Переход к обороне в непосредственном соприкосновении" и т.д.
Данная система позволяет отрабатывать задания на определенном тактическом фоне, который помогает курсантам постепенно усвоить весь ход боевых действий. Причем для "принятия решения", "постановки боевых задач", "практических действий" также разработаны учебно-тренировочные комплексы (УТК). Используя ту же схему, что и при изучении матчасти, только на макете местности, курсанты получают твердые навыки в командовании отделением. Результат? В настоящее время большое количество выпускников ОУЦ проходят службу в частях Северо-Кавказского военного округа, требующих соответствующей подготовки. И отзывы на них неплохие.
И все же мы предлагаем пересмотреть кое-что. Например, ввести в обучение курсантов-командиров, наводчиков и механиков-водителей новые темы, которые потребовал опыт Чечни. В частности, по два часа отвести на следующие тактико-строевые занятия:
- "Действия отделения (танка, экипажа) в составе патруля";
- "Действия взвода на наблюдательном посту";
- "Действия отделения (танка) на контрольно-пропускном пункте (блокпосту) в зоне особого режима";
- "Действия отделения (танка) при блокировании населенного пункта";
- "Действия отделения (танка) при сопровождении колонн с грузами".
Занятия эти предлагаю планировать в соответствии с методическими рекомендациями подготовки подразделений, входящих в состав мобильных сил, при ведении действий в ходе пресечения конфликта, разоружения и ликвидации незаконных вооруженных формирований.
И еще об учебно-материальной базе. У нас самые современные тренажеры. Это факт. Вместе с тем в последнее время практически приостановлены поставки учебных стендов, макетов и пособий, особенно на новые образцы военной техники и вооружения, из-за чего резко падает качество занятий.

Видеофильм для ротного

Командир танкового полка гвардии полковник Юрий Цуркан.
У нас эффективны проводимые в полку сборы и ежемесячные командирские занятия. Казалось бы, что тут придумаешь нового - все уже известно. Это так. Но, уверяю, далеко не в каждой части сейчас увидишь, чтобы офицер был и в роли обучаемого, и в роли обучающего. А наша методика основана на этом.
Или такой "ход", как съемка на видеопленку проведения занятия командиром роты на всех учебных местах. Ведь после этого каждый офицер может со стороны увидеть положительные и отрицательные стороны своей работы, проанализировать их.
В третьем танковом батальоне, которым командует гвардии майор Олег Белошицкий, для более качественного изучения техники и ее возможностей применяется стрельба в аварийных условиях без дальномера с вводом данных вручную наводчиком. Немало тут и других новшеств. Неудивительно, что этот батальон стал призером в дивизии среди танковых подразделений.
Или взять первый батальон. Там разработаны операционные карты для каждого члена экипажа, в которых по времени расписан порядок действий. В результате даже в отсутствие офицера, используя их, экипаж способен выполнить любые операции по обслуживанию техники и вооружения, приведения их к боевому применению.

Комментарий врид командующего войсками Московского военного округа генерал-полковника Николая Макарова:

Этот обмен опытом, несомненно, стал важным событием в жизни и боевой подготовке войск округа, дал немало пищи для раздумий и дальнейшего совершенствования профессионального мастерства командиров. При организации обсуждения мы стремились к тому, чтобы все ценное, что есть в организации боевой подготовки и деятельности командиров, специалистов, стало достоянием каждой части. И эта цель, хочется верить, достигнута.
Как известно, боевая подготовка - основа полевой выучки. И поднимая ее уровень, совершенствуя качество проведения занятий, учений, стрельб, мы тем самым повышаем общий уровень боевой готовности. Решающая роль в этом, конечно, принадлежит командирам. Практика показывает: передовые руководители, несмотря на то, что в процессе их повседневной деятельности возникает немало трудностей и проблем, успешно решают поставленные задачи, четко организуют учебный процесс и закономерно добиваются высоких результатов даже в наше трудное время. Об этом свидетельствуют и сегодняшние выступления.
Высказывалось предложение придерживаться четкой системы в организации учебного процесса. Я целиком поддерживаю его. Естественно, каждый командир вправе использовать свои методические приемы, наработанные схемы, творчески подходить к организации жизни и учебы подчиненных. Но главное, чтобы все это носило продуманный, повторю, системный характер. Только в этом случае новшества могут дать положительные результаты, а "чеченский опыт" будет работать.
Делясь им, офицеры в выступлениях приводили аргументы в пользу более активного использования такой формы обучения, как полевые выходы. Лишь в ходе их, как видим, комплексно, в напряженном ритме отрабатываются главные темы боевой подготовки. Эти предложения я тоже поддерживаю.
Заметна забота командиров и о совершенствовании методики обучения. Много поучительного в этом отношении есть в частях мотострелковой Висленской дивизии постоянной готовности, артиллерийской дивизии, учебном центре округа... Все интересные предложения, посвященные методическим вопросам, будут проанализированы, обобщены и доведены до частей и соединений.
Считаю, вполне закономерно звучала мысль о том, что добиться эффективности в боевой учебе можно лишь на основе неукоснительного соблюдения требований уставов, программы боевой подготовки, соответствующих руководств. В этой связи могу сослаться на личный опыт командования на различных уровнях управления, в том числе в должности начальника штаба округа. О чем он говорит? Когда в каком-либо подразделении или части видишь те или иные недостатки в состоянии дел, содержании военной техники и вооружения, в боевой подготовке и начинаешь разбираться в причинах, то выясняется главная - тот, кому это было положено, не выполнил свои уставные обязанности, нарушил предписанные требования в своей служебной деятельности. Так что отсутствие результатов в боевой учебе - порой результат элементарной недисциплинированности, а не отсутствия средств на боевую подготовку.
Прозвучала мысль и о необходимости высокой личной подготовки командиров. Давайте вспомним известное правило - "Делай, как я". Кое-кто о нем подзабыл. А ведь среди слагаемых командирского авторитета - не только умение управлять подчиненными, но и высокая личная подготовка, способность командира показать, как именно нужно действовать в наступлении или обороне, вести огонь из танка, БМП, стрелкового оружия...
Уверен: рекомендации и предложения, прозвучавшие на конференции и на "круглом столе" "Красной звезды", станут созидательным материалом в построении обновленной системы боевой подготовки в Московском военном округе. И, надеюсь, не только в нем.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker