на главную страницу

4 Июля 2001 года

Россия - в строке и кадре

Среда

Богатством Россия прирастет на Севере

Беседу вел Наиль ГАФУТУЛИН, "Красная звезда".



Российский Север имеет важное геостратегическое значение. Северный морской путь, колоссальные сырьевые ресурсы... А если еще учесть прогнозы о значительном потеплении там климата, то становится очевидной особая роль Севера в обеспечении национальной безопасности и экономического процветания России в XXI веке. К сожалению, долгосрочных комплексных программ развития российских северных территорий и коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока до сих пор нет. Оптимизм вселяет лишь вступивший в действие Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (подписан Президентом РФ 7 мая 2001 года).О проблемах Севера наш корреспондент беседует с членом Комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока Валерием Марковым.

Визитная карточка: Марков Валерий Петрович. Родился 11 июля 1947 года. Окончил Ленинградский госуниверситет и аспирантуру при ЛГУ. В Сыктывкарском государственном университете прошел путь от лаборанта до заведующего кафедрой экспериментальной физики. В 1995 и 1999 годах избирался в Государственный совет Республики Коми. Член депутатского объединения "Народный депутат". Представитель Государственной Думы РФ в Постоянной комиссии парламентариев арктических стран.
- Валерий Петрович, существует два подхода к российскому Северу. Сторонники первого говорят о необходимости развивать северные территории, в том числе и с использованием средств федерального бюджета. Вторые говорят о необходимости сворачивать экономическую активность в труднодоступных районах и поэтапно переселять северян на "материк", уменьшая тем самым расходы на льготные выплаты. Какой из них правильный?
- С советских времен сложилось ошибочное мнение, что если Север, то обязательно льготы. А на деле в нашем законодательстве говорится о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним. Речь не о льготах. В связи с тем, что государству необходима хозяйственная деятельность в этих районах, оно создавало и создает для людей привлекательные условия труда на Севере.
Напомню, что серьезное освоение Севера началось в 30-х годах. Способ освоения был наш, советский. Если в других странах на Север зазывали, обещая хорошую прибыль, то у нас было по-другому. Сначала это печально известная система ГУЛАГ, с 50-х годов - так называемые оргнаборы. В результате на Севере у нас оказалось очень много обитателей, возникли большие города: Мурманск, Воркута, Норильск... Если же мы посмотрим на остальные две трети земного шара, то на этих широтах 10-тысячных поселков не найдем. А у нас двухсоттысячные города с серьезной инфраструктурой, социальной сферой, предприятиями обслуживания...
Именно это позволяет отдельным рыночникам утверждать, что Север неэффективен. Но давайте посмотрим, что составляет основу экономики России, откуда деньги. Никто не скрывает, что основные доходы поступают в казну за счет разработки природных ресурсов. А они у нас в основном сосредоточены в северных регионах. В принципе страна во многом живет за счет Севера. И отказаться от него мы не сможем. Во-первых, это наша финансово-экономическая база, во-вторых, у нас нет финансовых возможностей переселить людей оттуда. Для этого необходимы колоссальные средства.
На самом деле противоречий между сторонниками названных вами двух подходов к российскому Северу нет. Нужна разумная политика, которая, с одной стороны, обеспечивала бы эффективную экономику на Севере, а с другой - минимальную нагрузку с точки зрения социальной сферы, инфраструктуры. Необходимо найти эту грань. Да, на Севере есть "лишние" люди. Лишние с точки зрения эффективного существования производства. Поэтому нужна последовательная, грамотная политика государства по переселению людей с Севера. И необходима понимаемая всеми политика государства по отношению к тем, кто постоянно живет на Севере.
- Если говорить о законодательной политике государства относительно коренного населения на Севере, то определенный прорыв есть. Принят Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Что обусловило необходимость его появления?
- В Думе постоянно появляются документы принципиального значения для нашего государства. Трудовой кодекс, законопроекты, касающиеся пенсионной реформы, Земельный кодекс... Однако при разработке большинства из них северный аспект не учитывался. Только в последних проектах законов, касающихся пенсионной реформы, появились статьи, которые оговаривают позицию государства по отношению к людям на Севере. Наш комитет подготовил главу о трудовых взаимоотношениях на Севере, которой не было ни в одном из семи проектов, представленных ранее. Я надеюсь, что согласительная комиссия, которая сейчас работает над Трудовым кодексом, включит ее в документ и мы увидим северный аспект и в этом разделе нашего законодательства.
Закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" касается 20 народов, или около 200 тысяч человек. Жизненное устройство у них отличается от других регионов России. На Севере лишь немногие представители этих народов живут оседло. Основная форма хозяйствования - это северное оленеводство. А значит, кочевой образ жизни. Возникло это не вдруг, не случайно. Северная природа ранима, она очень медленно восстанавливается. И интенсивно эксплуатировать ее нельзя, нужен очень тонкий специфический подход. Именно поэтому на Севере всегда была сильная миграция, большие ареалы проживания. Правовой же базы такого существования у нас не было. Кстати, в Коми у оленеводов обычное явление, когда в графе "место рождения" указывается "Большеземельская тундра". Она охватывает территорию севера Коми и Ненецкого автономного округа. Это примерно 50 тысяч квадратных километров...
Впервые о законах, касающихся коренных народов Севера, заговорили в 1989 году на первом съезде народных депутатов СССР. Тогда шла речь о законе об общинах коренных малочисленных народов. Но, для того чтобы община существовала, имела достойные способы саморазвития, нужно идти дальше. Им нужна земля, гарантии традиционного природопользования. Именно новый закон решает эту проблему. Кстати, вначале в нем речь шла только о земле. Но у ряда коренных малочисленных народов, к примеру, Камчатки, Чукотки, ареал проживания, традиционного природопользования - это не только суша, но и вода. Именно поэтому пришли к термину "территория".
Этот закон я не считаю идеальным, хотя он разрабатывался почти десять лет. Но необходимо учитывать, что в российской законодательной практике подобных законодательных актов до этого не было. Кстати, такого рода законы есть на Аляске, в Канаде, Норвегии, а также в Бразилии о землях индейцев.
- Как государство выполняет "северные" законы? Ежегодно ведь возникает проблема северного завоза...
- Законодательных актов по Северу немало. И касаются они не только коренных и малочисленных народов, а практически любой деятельности на Севере. Связано это со спецификой деятельности в труднодоступных регионах, в том числе и с тем, что для обеспечения жизнедеятельности населения приходится "работать" сезонами. Причем
не только летом, когда открываются водные пути, но и зимой. В отдельные регионы доставка грузов возможна только по устоявшимся "зимним" дорогам. Такая сезонность требует максимальной концентрации финансовых ресурсов и большой ответственности грузоперевозчиков, органов власти на местах и в центре. К сожалению, похвастаться здесь нечем. Хотя положительные тенденции есть. В последние годы правительство в установленные сроки стало выполнять свои обязательства по финансированию северного завоза.
Организация северного завоза как со стороны федеральной власти, так и со стороны региональных не везде одинакова. В отдельных субъектах Федерации в последнее время возникли просто кричащие проблемы. В первую очередь речь о Дальнем Востоке и Камчатке, конечно. В других регионах все более или менее нормально. Среди относительно благополучных Коми, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий округа, Мурманская область...
- Это заслуга местных властей?
- Это результат целенаправленной и дружной работы всех ветвей власти.
- Какова роль крупных компаний, разрабатывающих природные ресурсы Севера? Есть ли примеры государственного подхода с их стороны к решению социальных проблем, экологии, сохранения самобытной национальной культуры?
- Компании - это продукт последних 10 лет нашей жизни. Вы хорошо помните начало девяностых. Стоит ли говорить о том, что у них "с пеленок" сформировался государственный подход? Это приходило к ним со временем, с опытом. Исходя из того с чем они сталкивались на местах... Сегодня в бизнес-планах, которые компании подают на участие в конкурсах на разработку того или иного месторождения, заранее предусмотрены разделы, касающиеся работы с коренным населением. Это достижение последних лет - обязательный пункт, показывающий, сколько они готовы вкладывать в сферу образования, здравоохранения, культуры, экономической деятельности местного населения.
- А какова доля такого рода вложений? Десять, двадцать процентов...
- Если бы. Таких цифр нет. Обычно это очень небольшая доля от общей суммы. Я знаком с несколькими бизнес-планами по нефтяным месторождениям на севере Коми. Если общий бюджет проекта тянет на миллионы долларов, то вложения в эту сферу обычно ограничиваются 50 тысячами. То есть речь идет об одном-двух процентах. Очень сложно назвать среднюю цифру, так как очень многое зависит от требований местных властей, величины компаний, участвующих в конкурсе, размеров месторождений и т.д.
Но важно то, чтобы компании понимали: это только начальный взнос. А потом необходима постоянная работа. Речь идет не о том, чтобы прийти и разовым минимальным взносом откупиться от местного населения. А о нормальном планомерном взаимовыгодном сотрудничестве. Ведь местное население тоже заинтересовано в появлении новых рабочих мест. В том, чтобы компания привнесла в местную жизнь черты современного мира, определенные блага цивилизации...
- Насколько серьезна для Севера проблема военных городков частей, попавших под сокращение? Возможность трудоустройства военнослужащих, увольняемых в запас...
- Я не ожидал, что у военнослужащих будут такие же проблемы, что и у гражданских лиц. В эпоху всеобщей приватизации многие предприятия на Севере поменяли форму собственности. Нельзя сказать, что все они при этом попали в цивилизованные руки. В результате у нас сегодня немало проблемных поселков: производство свернуто, предприятие - банкрот, у людей, в свое время привлеченных на Север, работы и заработка нет... Это очень серьезная проблема. По данным субъектов РФ, до 2005 года предстоит закрыть 382 населенных пункта с общей численностью около 200 тысяч человек и обеспечить выезжающих граждан жильем.
Но армии перемены в формах собственности не касались. Тем не менее у нее те же проблемы. Когда сокращение идет в центральной полосе, у уволенного в запас всегда есть шанс найти работу. У военнослужащих из гарнизонов, расположенных в труднодоступных местах, такой возможности нет. Когда до ближайшей возможной "работы" 60 или 100 километров... Несколько лет назад на территории Республики Коми расформировали ряд воинских частей. Сразу же возникли проблемы с трудоустройством, переселением бывших офицеров и прапорщиков. Когда в Печоре расформировали авиационную часть, военнослужащих устраивали в Сыктывкаре, других городах. Но Печора - это все-таки рядом. Значительно сложнее было, когда аналогичное решение приняли по пограничникам под Воркутой. Но опять же в Коми такого рода проблемы решаются проще, чем в других северных краях. Это не Таймыр, не Хатанга, не Дудинка... Государство же несет ответственность за каждого из тех, кого оно когда-то позвало или направило на Север.
Справка: Север - это 64 процента площади страны. Здесь проживают около 12 миллионов человек, то есть всего 8 процентов населения России (в этом отношении Север является глобальным экологическим и стратегическим резервом не только России, но и всей планеты). Сегодня на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях расположены 28 республик, краев, областей и автономных округов. Это треть субъектов Российской Федерации. Сейчас эксплуатация добываемых на Севере полезных ископаемых и возобновляемых ресурсов дает около 20 процентов промышленного производства страны. Здесь собирают 1/4 часть налоговых и около 60 процентов валютных поступлений в бюджет Российского государства.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker