на главную страницу

5 Июля 2001 года

Тема номера

Четверг

Сафин из спецназа

Вадим КОВАЛЬ, "Красная звезда". Фото Игоря УМНОВА.



Весна, обычно такая долгожданная и приветливая, в Чечне, как правило, рождает новые тревоги. Она грозит тщательно замаскированными в зелени растяжками, целит из придорожных кустов автоматными стволами боевиков. Впрочем, чувство опасности не оставляет людей и по возвращении с задания.
Герой России майор Дмитрий Сафин вспоминает, как еще в первую чеченскую кампанию вертолет, на котором совершала облет местности возглавляемая им группа спецназа, прошила пулеметная очередь. Было ощущение, что по салону забарабанили камни. Он тут же наполнился запахом керосина. Глядя на бьющую из топливного бака прямо под ноги струйку авиационного топлива, все тогда могли надеяться только на удачу. Да еще на мастерство находящихся в пилотской кабине боевых товарищей. Снизившись до предела, "вертушка" продолжила тогда свой полет и сумела-таки дотянуть до Ханкалы.
Наверное, без удачи в службе, и тем более, на войне никак не обойтись. Но, кроме банального везения, есть у командира что-то еще, данное ему свыше. Так было и тогда, когда майор Дмитрий Сафин во главе группы бойцов спецназа, уже на выезде из чеченского селения, решительно приказал водителю машины остановиться. Смутное ощущение затаившейся где-то вблизи опасности сработало, что называется, на опережение: в нескольких метрах перед машиной саперы обнаружили фугас. Так было и прошлогодней весной, когда внезапная встреча с боевиками стала для отряда спецназа под командованием майора Дмитрия Сафина очередным серьезным испытанием на профессионализм.
Уже третьи сутки подчиненные Сафина, то спускаясь по склонам вниз, то круто взбираясь вверх, вели разведку в назначенной им полосе ответственности. Осторожно ступая по укрывшимся в распустившейся зелени тропам, они, казалось, оставались незамеченными даже для расположившихся на ветвях птиц. Сафин не раз ловил себя на мысли, что в Чечне он не слыхал привычной для сибирских краев кукушки. Не то, чтобы ему хотелось по-детски погадать, хотелось просто вспомнить родное.
Выходец из шахтерской семьи, Дмитрий Сафин собирался продолжить семейную династию. Но классе в 7-м решил: буду военным. А после восьмого класса отправился за тысячи километров поступать в Уссурийское суворовское военное училище. Окончив его, выбрал специальность разведчика.
...Уводящая спецназовцев вниз тропинка открыла их взорам поляну, пересекаемую небольшой речкой. Чтобы и дальше не обнаруживать себя, решили, быстро миновав открытое пространство, углубиться в примыкавшую к поляне "зеленку". Командир, шагавший вслед за высланным на расстояние зрительной связи головным дозором, потребовал особой осмотрительности, осторожности. Но, еще не преодолев поляну, они оказались под огнем боевиков, затаившихся в зарослях. Впрочем, эта встреча оказалась еще более неожиданной для самих боевиков. Значит, у спецназовцев было несколько секунд на то, чтобы, рассредоточившись за различными укрытиями, занять круговую оборону.
Самым сложным в тот момент для Сафина было то, что он не знал, сколько же боевиков перед его небольшим отрядом. У бандитов было и еще одно весомое преимущество: доскональное знание местности. В отряде появились раненые...
ДлЯ Сафина это был всего лишь очередной бой в ходе его четвертой командировки на войну. А для многих из его подчиненных завязавшаяся огневая дуэль стала боевым крещением. Тем не менее благодаря проведенной перед отправкой на Северный Кавказ подготовке Сафин был уверен в каждом из спецназовцев, понимал их с полуслова, полужеста.
- Уверенность на войне рождается в период мирной боевой учебы, - говорит Дмитрий, вспоминая те события. - Да и учителя у меня, когда я попал в спецназ, были подлинными профессионалами. Подполковники Андрей Панферов, Сергей Гончаренко, Сергей Демченко...
Что правда, то правда. Судьба каждого из этих офицеров заслуживает отдельного разговора. Об одном из них - кавалере пяти боевых орденов, теперь уже офицере запаса Андрее Панферове "Красная звезда" рассказывала на своих страницах два года назад.
...Укрываясь за складками местности, Сафин передвигался от одного подчиненного к другому, давая необходимые указания. Сообщив старшему начальнику о завязавшейся перестрелке и указав свои координаты, спецназовцы ни на секунду не сомневались в том, что поддержку получат. Так оно и вышло: минут через 15 по "зеленке" заработала наша артиллерия. Огонь боевиков становился все менее интенсивным.
- В первую чеченскую кампанию боевики вели себя более нагло и самоуверенно, сейчас же, встретив организованное сопротивление, они стараются побыстрее уйти, - делится наблюдениями Дмитрий Сафин. - Если сравнивать две войны, то в прошлую некоторые начальники были готовы использовать спецназ как обычную пехоту или штурмовой отряд. Теперь ситуация изменилась.
Еще минут через 40 в небе над ними появилась пара Ми-24. Обозначив себя, спецназовцы дали летчикам целеуказание. Вертолеты стали последним аргументом, заставившим "духов" обратиться в бегство.
Позже при осмотре "зеленки" обнаружили несколько тел боевиков, в том числе одного из полевых командиров. Бандиты так и не успели забрать их при отходе. В тщательно замаскированной глубокой землянке спецназовцы обнаружили целый арсенал оружия, боеприпасы, продовольствие и вещевое имущество, медикаменты, документы. В тот день перестала существовать еще одна база боевиков, сеющих смерть и разруху на чеченской земле.
О том, что за эту боевую операцию Сафина представили к званию Героя, он узнал несколько дней спустя. С тех пор прошло более года. Дмитрий со своим отрядом успел еще раз побывать в длительной командировке на войне. А в родной Сибири продолжал учить подчиненных всем премудростям службы в спецназе, растить из них профессионалов военного дела.
И вот наступило 8 мая 2001 года. Этот день стал особенным в жизни офицера. Президент России Владимир Путин вручил ему Золотую Звезду Героя России. К прежним наградам майора Дмитрия Сафина - ордену Мужества, медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени с изображением мечей и медали "За отвагу" добавилась еще одна, самая почетная.
- Это награда всему спецназу, - считает Сафин. Мне довелось встретиться с ним после возвращения в родную часть. Командир бригады полковник Юрий Мокров сказал о подчиненном офицере так:
- Если иные из командиров не могут общаться с людьми без начальственных ноток в голосе, то Сафин воздействует только личным примером.
нынешний год принес майору Дмитрию Сафину и его семье еще одну радость. Офицер наконец-то получил собственное жилье. О жизненных планах говорит лаконично: "Без армии судьбы своей не вижу..." И армия, уверен, не видит себя без таких людей как Сафин.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker