на главную страницу

5 Июля 2001 года

Армия и общество

Четверг

Валерий ГАНИЧЕВ:
Возвышать Отечество духовно

Беседу вел Игорь ЯДЫКИН, "Красная звезда".



В здании Союза писателей России на Комсомольском проспекте Москвы в эти дни царит воодушевление. Его коридоры и комнаты сотрудников обрастают горами книг русской классики и ведущих российских писателей. Кипами оформляются телеграммы, не дают поговорить спокойно телефонные звонки. Одним словом, идет подготовка к одной из самых значительных за последние годы акций союза, посвященной 100-летию Транссибирской железнодорожной магистрали, которая проводится им совместно с рядом других творческих организаций, деятелей культуры и профсоюзом железнодорожников. 9 июля из Москвы до Владивостока отправляется историко-культурный и духовно-просветительский поезд с крупнейшими российскими писателями, артистами, представителями духовенства и ветеранами-железнодорожниками, который сделает творческие остановки на крупнейших, веховых узлах Транссиба. В Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске, Владивостоке именитые пассажиры поезда встретятся с жителями городов, путейцами, воинами Железнодорожных войск и армейских гарнизонов. С вопроса о значении этой акции и началась наша беседа с председателем Союза писателей России, доктором исторических наук, профессором Валерием ГАНИЧЕВЫМ.

- Наша поездка и готовящийся пленум "на колесах" правления СП России "Державный путь. 100 лет Транссибу" выходят за рамки чисто юбилейных мероприятий, потому что мы рассматриваем строительство Транссиба как проявление величайшего созидательного русского начала во всех сферах продвижения России на Восток, как важнейший этап укрепления ее единства и целостности, акт государственной мудрости и как высочайшее интеллектуальное, инженерное, технологическое, экономическое достижение.
На особом совете при императоре рассматривалось много предложений, но всякий раз, замечу, принимались оптимальные решения. Свои услуги навязывали американские и английские компании, но наше военное и морское ведомства, купцы и предприниматели всей России и Сибири сказали: нет, мы построим дорогу на свой собственный капитал. Поэтому для нас Транссиб - это некий исторический урок, и экономический, и нравственный, и идейный.
Мы поедем через всю Россию, чтобы напомнить о великом трудовом подвиге народа, создавшего этот державный путь. По пути к нашей работе присоединятся местные писатели. Будут встречи, выступления, публикации, выпуски специальных номеров "Российского писателя" и "Роман-журнала XXI век".
- Очевидно, проведение столь масштабной акции стало возможным благодаря процессу духовного самоощущения общества, который, как вы недавно сказали, идет
сегодня в России на рубеже веков и тысячелетий. Какова роль российских писателей в этом процессе?
- Думаю, российские, русские писатели, собственно говоря, и являются побудителями процесса возрождения национального самосознания, причем не только исторического, но и на координатах времени, координатах тех утрат и поражений, тех проблем, которые сегодня у нас есть. Что же касается исторического самосознания, то его роль чрезвычайно велика, как и ответственность писателя. Потому что Россия вечна и неизменна и, несмотря на всякие смутные времена, будет возрождаться.
- Но, кроме чувства уверенности, все-таки необходима идея, мировоззрение, которые смогли бы объединить общество в единый народ...
- При всем осторожном отношении к евразийству, оно, как мне кажется, является единственной спасительной идеей, вокруг которой может выстроиться наша держава. Ведь Россия самой историей поставлена в центр пересечения мировых цивилизаций...
Заканчивая тему оптимизма, замечу, что и у нашего народа, и у нашей литературы есть много оснований для печали. И, может быть, предназначение писателя состоит в том, чтобы представить нашему обществу реальный путь духовного развития и стояния.
- Кстати, Валерий Николаевич, не стихают речи как раз о "печальном состоянии" отечественной литературы.
На последнем писательском съезде было заявлено, что, несмотря на причитания газет, на снисходительно-презрительные речи, звучащие с экранов телевизоров, наша отечественная литература не только не погибла, но и достигла той высоты, которая вновь и вновь позволяет обращаться к ней нашим соотечественникам, позволяет современникам ощутить себя не одичавшим ковбоем или плейбоем, помогает не рухнуть в море безверия, пошлости, маразма, быть частью духовного мира России.
Об этом свидетельствуют десятки молодых имен, приходящих сегодня в литературу на смену признанным мастерам. В апреле и мае у нас прошли по крайней мере в десятке городов России совещания и встречи с молодыми писателями. Например, по итогам совещания в Белгороде нам предложили принять в Союз писателей сразу 20 человек. В Архангельске собрался весь молодой Север. В Екатеринбурге - Урал. Северо-Запад Иван Сабило собрал в Санкт-Петербурге. Молодых алтайских писателей принял Барнаул. На всех совещаниях побывали наши секретари. Денег нет. Возможностей тоже. Но как-то находим, чтобы проводить эти семинары, встречаться с молодой литературной сменой.
Это одно направление работы Союза писателей. Второе. Раскрывать и поддерживать творческий писательский потенциал мы стараемся на базе наших литературных премий. Это большая, серьезная находка нынешнего состава правления. Хотя государство не оказывает нам никакой помощи, мы учредили вместе с местной властью, с губернаторами и администрациями городов и регионов ряд премий как общероссийских, так и для местных писателей.
Конечно, нам тяжело. Телевидение, если честно, не предоставляет эфир патриотическим, державным писателям. Поэтому приходится обходиться своими способами.
Буквально на днях прошло вручение "Большой литературной премии России". Мы учредили ее вместе с, я бы сказал, державной, государственной компанией "Алроса" ("Алмазы России"). Произошло соединение усилий тех, кто строит и созидает экономику России, и тех, кто возрождает ее духовно. "Большая литературная премия России" вручена в этом году выдающемуся отечественному ученому и писателю, члену-корреспонденту АН РФ, директору "Пушкинского дома" Николаю Николаевичу Скатову за книгу "Пушкин. Русский гений". Второй наш лауреат первой премии - поэт Станислав Куняев за книгу "Поэзия. Судьба. Россия" - настоящую панораму литературно-художественной, национальной, политической жизни России второй половины XX века.
Вторая премия, региональная по положению, присуждена якутинцу Николаю Лугинову за роман "По повелению Чингисхана" - большое философское произведение, повествующее о том, как вырастают правители мира и как растут на огромных равнинных просторах государства.
И третья премия присуждена Александру Сегеню - давно известному, авторитетному писателю. Помните "Заблудившийся БТР", а затем целый ряд исторических романов? Премия дана ему за романы "Державный" и "Русский ураган".
А всего на соискание "Большой литературной премии России" рассматривалось 36 произведений. Среди них - "Мой Сталинград" Михаила Алексеева, "Бермудский треугольник" Юрия Бондарева, поэтический срез Юрия Кузнецова, романы "Идущие в ночи" и "Чеченский блюз" Александра Проханова, критика Михаила Петровича Лобанова, проза Исхака Масбаша из Адыгеи и произведения многих других писателей. Выбирать было очень сложно.
Это наше литературное поле. И на этом поле мы провели недавно конференцию, или "круглый стол", если хотите "Итоги литературного года". Высказывались различные точки зрения на литературный процесс, говорилось о новых именах, достижениях. Провели опрос. У нас всегда спрашивают: "Ну а кто же самый- самый?" Писатели и критики на первое место поставили Валентина Распутина. По своему литературному авторитету, по служению Отечеству. Мы надеемся на транссибирском пленуме провести презентацию двухтомника писателя, фактически собрания сочинений.
Сейчас популярен жанр "фэнтези", если можно так мягко выразиться, "что хочу, то и ворочу". Вообще-то это очень хорошо рассчитанный прием увода нашей литературы и наших писателей от тех реальных, глубинных, истинных проблем, которые сейчас наш народ волнуют. Писатель становится как бы эстетически оторванным от общества. Раньше прятались в "башни из слоновой кости". Сейчас какая там слоновая кость? Башня строится из зеленых бумажек.
Хотя общество просыпается. Все больше и больше людей, которые интересуются подлинной литературой.
- Кстати, есть такое понятие: духовное здоровье нации. Одним из его критериев, на мой взгляд, можно взять ваше выражение: "Русский человек не может без Бога и книги". Наступил ли сейчас у нас в этом отношении перелом?
- Я бы очень хотел сказать, что да, общество поворачивается к книге. Может быть, стратегически так оно и есть. А вот тактически, с точки зрения сегодняшнего момента, здесь всем еще надо работать и работать.
Прямо скажем, СМИ и телевидение в своем абсолютном большинстве являют собой образцы пропаганды порока и мирового зла. Я вчера, так пришлось, смотрел почти весь день телевизор, переключаясь с канала на канал. И что же? Сотни убийств на любой вкус, и сегодняшних, и прошлых годов и веков, земных и космических... Думаю, мы должны вздрогнуть от этого. Вздрогнуть должны руководители страны. Вздрогнуть должна наша церковь. Должны вздрогнуть наши писатели и положить все силы - душевные, духовные, физические для того, чтобы оградить народ наш от тлетворного состояния тления, разложения и грязи.
- Подсчитано, что в России один писатель (член творческого союза) приходится на 30 тысяч человек. Это много или мало?
- В принципе я думаю, что мало. Потому что в Древней Греции этот процент был значительно больше. Многие писали стихи, философствовали и т. д. И Древняя Греция осталась в истории человечества непревзойденным образцом литературы и искусства.
А с другой стороны, членство в союзе еще не означает, что человек - по-настоящему писатель. Есть ведь блестящие пишущие люди - не члены СП. Критики говорят, что в России опять началось поэтическое половодье. Вроде бы время сейчас не для стихов. Нет. Невиданное количество поэтов. Значит, люди еще не отвыкли выражать свое отношение к жизни и миру поэтически. А ведь это высшее проявление чувств. Я думаю, что писателей у нас больше, и пусть их будет больше. Это не значит, что все они обязательно должны быть профессионалами.
Валентин Михайлович Сидоров, председатель Союза художников, замечательный художник, академик. И вдруг выходит его книга размышлений о мире. Боже мой! Да он настоящий писатель, он настоящий философ, мудрец, тонкий человек.
А сколько талантливых писателей среди военных. Мы собирали семинар молодых литераторов, пишущих на военно-патриотическую тему. Прошло два года, и многие из его участников приняты в члены СП России. Создана, как вы знаете, студия военных писателей. Это серьезное подспорье в военно-патриотическом воспитании.
Я уже не говорю о старых испытанных бойцах - Михаиле Алексееве, Юрии Бондареве, Михаиле Годенко, Владимире Кочеткове, Семене Борзунове.
- Насколько используется писательский потенциал государством?
- Потенциал этот почти не используется. Но значение писательского слова понимается, осознается. Когда на встрече с патриархом я рассказал Владимиру Владимировичу Путину о нашей поездке по Чечне, встречах с воинами, встречах с чеченской интеллигенцией (мы привезли 200 томов Пушкина и 200 томов учебников русского языка, разделив их поровну между нашими воинами и школьниками) в Гудермесе, Шали, Ачхой-Мартане, о создании союза писателей Чечни, он сказал: мы вас очень благодарим. Крайне важно для нашего общества, что писатели пришли в армию.
"Лос-Анджелес-таймс" спросила нас: а зачем вы поехали туда, вы же гуманисты? Да, мы гуманисты, мы поехали защитить нашу армию, нашего солдата, который несет в Чечне подлинную гуманистическую миссию. Другое дело практика войны.
Так что писатели готовы к державным государственным делам. Не к экономическому и нравственному грабежу, а к духовному возвышению Отечества.
- Валерий Николаевич, последний вопрос - о вашем собственном творчестве. Ваша последняя работа посвящена фигуре Екатерины Великой, сумевшей положить конец расколу российского общества, существовавшему в те времена. Хотя, как вы пишете, этот раскол был не менее болезненный, чем раскол на "белых" и "красных"...
- Я вообще очень уважительно отношусь к фигуре нашей императрицы. По многим причинам. Во-первых, она действительно была державницей. Стараниями польских историков, которые ее ненавидели по многим причинам и в основном из-за раздела Польши, и французских дипломатов она превратилась в фривольную финтифлюшку, которая меняла каждый день своих фаворитов и больше ни о чем не думала.
А на деле? Возьмите ее устремление на юг, строительство южного окна в Европу через Черное море и проливы - это было ножом к горлу западноевропейским странам, особенно Англии и Франции да и Османской империи. Ее политики, ее полководцы... Она обладала таким прекрасным качеством, как умение подбирать кадры. Она не брала в свое окружение тех, кто слабее умственно, или лизоблюдов, которые бы только восхваляли ее, хотя и это там присутствовало. Главное, она приближала к себе людей талантливых.
Кроме того (я сейчас пишу об этом), Екатерина как никто другой заботилась о культуре. Конечно, можно возразить, - о дворянской культуре. Но она открывала и народные школы. И заботилась о русском языке. У нее, наверное, был свой комплекс. Ведь она была немкой. Но она стала русской императрицей.
Наконец, заслуга Екатерины в том, что она фактически преодолела раскол в Русской Православной церкви, а значит, и в обществе между старообрядцами и сторонниками нового обряда. Она прекратила отлучение первых от общества.
Мне хотелось бы закончить нашу беседу вот чем. У меня вышло три книги, в центре которых так или иначе находится фигура Федора Федоровича Ушакова. Великий адмирал, флотоводец, сорок побед - ни одного поражения. Он один из создателей Черноморского флота, строитель Севастополя. В 1798-1799 году Федор Федорович освободил от французов греческие острова в Ионическом море и создал Республику Семи островов. Это первая греческая православная республика после трехсот лет османского ига. После службы он приехал в Санаксарский монастырь, построил себе дом и все дни проводил в молитве. Кроме того, адмирал раздал все свои богатства морякам и солдатам 1812 года, себе почти ничего не оставив. И когда он умер в 1817 году, то газеты писали: "Вы его знаете, как великого флотоводца, а мы его знаем, как великого милосердца".
В 1995 году я написал письмо Святейшему патриарху, показал ему этого человека во всем его объеме и сказал, что своими деяниями он явно заслуживает провозглашения святым Русской Православной церкви. Святейший отнесся к этому очень положительно. Каноническая комиссия заседала несколько раз, и в прошлом году состоялось его причисление к лику местночтимых святых Саранской Епархии. И 4 августа - это будет великое событие для нашего флота, для всех наших воинов - состоится прославление Федора Федоровича Ушакова в Санаксарском монастыре. И я испытываю глубочайшую радость от участия, пусть в малой степени, в этом деянии Русской Православной церкви.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker