на главную страницу

6 Июля 2001 года

Россия и мир

Пятница

Не противостояние, а сотрудничество

Председатель Военного комитета НАТО адмирал
Гуидо Вентурони - об отношениях России и Североатлантического альянса



За последние десять лет было так много сказано о развитии взаимоотношений между Россией и НАТО, что довольно сложно отделить действительность от домыслов. В официальных высказываниях зачастую повторяется одно и то же, причем в довольно расплывчатой форме, хотя я твердо убежден, что содержательный диалог и конструктивная деятельность стали реальностью и что с момента подписания Основополагающего акта было сделано очень многое.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА: Гуидо Вентурони родился 10 апреля 1934 года в Терамо (Италия). В 1952 году поступил в Военно-морскую академию. Был летчиком морской авиации. Командовал фрегатами и крейсером, морскими соединениями. Возглавлял командование НАТО в Средиземноморье. В 1992 году назначен начальником штаба ВМС Италии. С 1994 по 1999 год - начальник генерального штаба вооруженных сил Италии. С 6 мая 1999 года - председатель Военного комитета НАТО.

Инициатором появления этой статьи выступила газета "Красная звезда", и я с удовольствием решил воспользоваться предоставленной возможностью, чтобы, как человек военный, откровенно высказать свою точку зрения на достижения в сотрудничестве между НАТО и Россией. Я уверен, что большинство военнослужащих независимо от их звания разделяют схожие взгляды и предъявляют одинаковые требования к военному и политическому руководству как в странах НАТО, так и в России. Будучи председателем Военного комитета НАТО и его официальным представителем, я вовлечен во все аспекты военного диалога с Россией, проводимого на высоком уровне. На меня также возложена обязанность председателя во время проведения заседаний в рамках Совместного постоянного совета (СПС) на уровне военных представителей. Я всегда придерживался мнения, что понимание значимости взаимных обсуждений, а также убежденность в правильности избранного направления важны не только для дипломатов и генералов, но и для каждого гражданина.
Задача по преодолению устоявшихся стереотипов времен "холодной войны" до конца еще не решена. Если мы хотим, чтобы наши усилия увенчались успехом, то необходимо добиться того, чтобы деятельность, которую мы проводим, была понятна всем и каждому. Нам необходимо приумножать достигнутое на сегодня и продолжать двигаться вперед к реализации более всеобъемлющих задач и укреплению партнерства в рамках Основополагающего акта НАТО - Россия. Цель этой статьи - дать ответ на ряд вопросов, являющихся, как я полагаю, общими для обеих сторон, а также вовлечь в их обсуждение более широкий и значительный круг читателей. К тому же это обсуждение должно вызвать особый интерес у тех военнослужащих из России и стран НАТО, которые плечом к плечу обеспечивают построение и сохранение мира на Балканах.
В прошлом могло казаться, что заседания представителей НАТО и России напоминают многословные комментарии и бесконечную риторику, похожую на качание вверх и вниз и из стороны в сторону: "Наполнен ли стакан наполовину или же он наполовину пуст?" Однако реальная картина гораздо сложнее, чем это изображение в двух плоскостях: высокий уровень взаимопонимания, достигнутый благодаря сотрудничеству между Россией и НАТО на Балканах и участию в совместных заседаниях, проводимых на регулярной основе, уже сам по себе свидетельствует об успехах. Таким образом, одной из точек соприкосновения в вопросах, вызывающих заинтересованность обеих сторон, является укрепление стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе, как это закреплено в Основополагающем акте. Помимо всего прочего, необходимо заметить, что мы смотрим на один и тот же стакан, и уже не столь важно, полон ли он наполовину или наполовину пуст.
Жители Запада столь же скептически относятся к руководству, будь то политическое или военное, сколь и жители любого другого уголка земного шара. Они задают такие же острые и порой провокационные вопросы о дальнейшей судьбе отношений между Востоком и Западом, что и жители России. Более того, они хотят видеть конкретные результаты. Ни одна из сторон не в состоянии совершить чудо и справиться в одночасье с проблемами сотрудничества. Как на официального представителя Военного комитета НАТО, на меня возложена обязанность изложить видение проблем Североатлантическим альянсом и наметить возможные пути их решения. Интерес со стороны Североатлантического альянса к вопросам, которые изложены ниже, усиливается. Ответы на них надлежит рассматривать как составные элементы, из которых строится сотрудничество между НАТО и Россией.
С какими общими проблемами безопасности приходится сталкиваться НАТО и России?
Сказать, что за последнее десятилетие мир претерпел коренные изменения - значит ничего не сказать. Действительно, еще лет десять назад этот вопрос просто бы не обсуждался, несмотря на то, что период "холодной войны" подходил к концу. Тот факт, что сегодня мы рассматриваем этот вопрос, свидетельствует, что отношения между Востоком и Западом изменились в основном в лучшую сторону. Угрозы периода "холодной войны" уже позади. Новые перспективы более обнадеживающие, хотя от нас требуется приложить особые усилия. В настоящий момент НАТО и России приходится сталкиваться с рядом общих угроз миру и стабильности в евроатлантическом регионе, среди них - проблемы, связанные с изменившейся демографической ситуацией, экстремизм на национальной почве, религиозный фундаментализм, организованная преступность и терроризм, и это далеко не полный перечень. В начале 90-х годов аналитики в НАТО, как и их российские коллеги, выявили ряд новых угроз и разработали концепцию конструктивных отношений сотрудничества со всеми странами Центральной и Восточной Европы, и в частности с Россией. НАТО поставила перед собой довольно четкую задачу: сменить страх на доверие, подозрительность на открытость, а противостояние на сотрудничество.
Почему НАТО не в состоянии понять, что ее дальнейшее расширение на Восток бросает вызов России и дестабилизирует ситуацию, беспокоит народы в составе Федерации? Не очевидно ли, что дальнейшее расширение НАТО может лишь пагубно отразиться на отношениях между Востоком и Западом?
Я могу отчасти понять беспокойство российской стороны. Но с моей точки зрения этот процесс необходимо расценивать как важный вклад в укрепление стабильности в Европе, а не как угрозу ей. Стоит отметить, что риски для обществ наших стран не рассматриваются больше с позиции "укрепленного района", превратившей Центральную Европу в поле вероятного сражения с возведенными с обеих сторон крепостями, где нападающий подставляет себя под удары обороняющегося. В наши дни, чтобы противостоять общим для нас опасностям и угрозам, страны должны тесно сотрудничать, укрепляя тем самым всеобщую стабильность. Политика открытых дверей, проводимая НАТО, является транспарентным процессом, в ходе которого государство-претендент должно убедить все государства - члены Североатлантического союза в целом в том, что оно готово к вступлению. Более того, каждое суверенное государство имеет право самостоятельно определять свою политику национальной безопасности, и ни одно государство - член НАТО не пытается заставить какую-либо страну вступить в
НАТО. Таким образом, страны, желающие, чтобы их политика безопасности и оборонная политика развивались по модели Североатлантического альянса, должны доказать свою приверженность этому путем успешного выполнения Плана действий по подготовке к членству в НАТО, делающего основной акцент именно на готовность этих стран к вступлению.
Как на практике осуществляется сотрудничество между НАТО и Россией?
Начиная с 1991 года Североатлантический альянс и Россия проводят совместную работу по ряду вопросов в области обороны и безопасности. В 1994 году Россия присоединилась к программе "Партнерство ради мира", способствующей установлению более широкого и взаимовыгодного диалога между НАТО и Россией. Участие России в выполнении мирного соглашения по Боснии и Герцеговине стало значительным шагом на пути к выработке новых отношений сотрудничества. Впервые российский воинский контингент и воинский контингент Североатлантического альянса работают бок о бок в рамках проведения многонациональной военной операции. Подписание Основополагающего акта в мае 1997 года дало импульс к осуществлению совместных усилий, направленных на выработку взаимопонимания в различных областях. Военная область - лишь одна из них, хотя и весьма важная. Ежемесячно проводятся заседания Совместного постоянного совета Россия - НАТО на уровне военных представителей. В настоящий момент российскую делегацию на этих заседаниях возглавляет генерал Виктор Михайлович Заварзин. Военные представители информируют участников политических консультаций в рамках СПС о ходе совместной работы, в том числе и о результатах заседаний на уровне руководителей военных ведомств и начальников генеральных штабов, проводимых один раз в полгода. Они также представляют рекомендации по военным вопросам и по расширению взаимных консультаций и сотрудничества между военными. Составной частью этого процесса стал приезд в Бельгию значительного числа офицеров российских Вооруженных Сил, что позволило осуществлять повседневное тесное сотрудничество с НАТО. Уже стало привычным отводить место для Российской Федерации в штаб-квартире НАТО и встречать российских представителей в коридорах НАТО.
Каких конкретных результатов удалось добиться благодаря военному сотрудничеству между Россией и НАТО?
В последнем плане работы России и НАТО в военной области было намечено осуществлять конкретное сотрудничество по следующим направлениям: миротворческие операции в Боснии и в Косово; визиты различного уровня для обмена информацией; посещения военно-морских баз; поиск и спасение на море; обмены между военными академиями России и стран НАТО; подготовка к осуществлению миротворческой деятельности; воздушные перевозки крупногабаритных грузов и дозаправка топливом в воздухе. Мне хотелось бы остановиться более подробно на двух из перечисленных направлений.
Во-первых, миротворческие операции на Балканах. Россия не только выделила 1.200 военнослужащих для Сил по выполнению соглашения в зоне Многонациональной дивизии (северной) в Боснии, но и направила контингент из 3.250 российских военнослужащих в Косово, где он стал частью Международных сил обеспечения безопасности в Косово (СДК), состоящих из 43.000 военнослужащих. Командующий силами в Косово неоднократно отмечал высокий уровень сотрудничества и военный профессионализм российского воинского контингента. Все отдают себе отчет в том, какие значительные усилия были приложены военнослужащими в составе СДК, в том числе и российскими частями и подразделениями, чтобы снизить уровень напряженности в долине Прешево. Одним из примеров сотрудничества такого рода служит проведенная в январе операция "Санта Роса", целью которой было нарушение тылового обеспечения экстремистов.
Еще одним конкретным результатом сотрудничества между НАТО и Россией стал высокий уровень совместных учений на ТВД. Например, осуществлению российско-американской многонациональной бригадой (восточной) совместных поисковых операций, проведению совместного патрулирования и функционированию совместных контрольно-пропускных пунктов способствовали совместные учебно-тренировочные программы, охватывающие такие аспекты, как правила применения силы, обращение с оружием, отработка действий в ситуации, когда ведется огонь прямой наводкой, эвакуация раненых и поведение при столкновении с вооруженными группами экстремистов. Разумеется, до сих пор существует разница в подходах, но то же самое происходит и в самой НАТО. И именно поэтому в Североатлантическом альянсе есть Военное агентство по стандартизации, ведущее столь активную деятельность. Многие насущные проблемы разрешаются непосредственно на ТВД, тогда как другие вопросы рассматриваются на оперативном уровне в штабе ВГК ОВС НАТО в Европе, где генерал Логинов и его помощники отстаивают российские интересы.
Теперь несколько слов о поиске и спасении. После прошлогодней трагедии с подводной лодкой "Курск" эксперты НАТО и России по морским вопросам разработали совместную рабочую программу по сотрудничеству в области поиска и спасения на море с использованием уже существующих на сегодня структур. Эта программа уже начала осуществляться и предполагает обмен информацией, а также проведение учений, таких, как "Феникс 2001", в ходе которого будут отрабатываться действия по эвакуации и спасению экипажа подводной лодки, терпящей бедствие; "Кооперэйтив Балтик Ай", в ходе которого будут отрабатываться технические приемы поиска и спасения на поверхности. Я с особым удовольствием хочу отметить, что осуществление программы набирает ход, и надеюсь, что это будет способствовать более активному участию Российской Федерации в деятельности в рамках ПРМ, что должно принести пользу всем.
Как осуществляется сотрудничество между НАТО и Россией по предотвращению распространения экстремизма этнических албанцев за пределы границ Косово?
Распространение экстремизма этнических албанцев в районы за пределами Косово вызывает серьезную обеспокоенность не только у соседних государств, но и у мирового сообщества в целом, и у НАТО в частности. Районы, вызвавшие наибольшую обеспокоенность в недавний период, - это, разумеется, северная часть Македонии и долина Прешево на юге Сербии.
Сначала я остановлюсь на ситуации в долине Прешево. В июне 1999 года в соответствии с Военно-техническим соглашением была создана пятикилометровая наземная зона безопасности внутри Сербии. Одним из непредвиденных последствий этого стало использование этническими албанскими экстремистами части этой зоны, прилегающей к долине Прешево, для проведения боевой подготовки. Находясь внутри этого района, они, таким образом, оказались защищенными от югославских сил безопасности. Наиболее непредсказуемым и взрывоопасным участком наземной зоны безопасности оказался участок, непосредственно прилегающий к району действий Многонациональной бригады (восточной), в который входит сектор вблизи Косовской Каменицы, закрепленный за российским контингентом. Я уже упомянул совместные российско-американские действия вдоль административной границы и внутри Косово. Нет сомнения в том, что эти успешные действия во многом способствовали прекращению беспорядков в долине Прешево и мирному возвращению югославских сил безопасности в этот участок наземной зоны безопасности.
Растет беспокойство в связи с ситуацией на севере Македонии. И хотя ни у СДК, ни у НАТО нет мандата на проведение военных действий на территории Македонии, они активно поддерживают усилия правительства Македонии по выработке мирного политического решения для выхода из создавшейся ситуации. СДК проводит координацию действий по охране границ в Косово и предоставляет разведывательные данные силам безопасности Македонии на северном участке. Для содействия обмену информацией и координации двусторонней помощи НАТО открыла в Скопье центр координации и информации. Речь не идет о том, что НАТО выходит за рамки своего мандата в Косово и вмешивается во внутренние дела Македонии в сфере безопасности, тем не менее НАТО и в первую очередь СДК делают все возможное для того, чтобы оказать поддержку демократически избранному правительству.
Россия - это одно государство, а НАТО - союз девятнадцати суверенных государств. Не создает ли это трудности для развития отношений между НАТО и Россией?
Основополагающий акт НАТО - Россия стал основой для стабильных и прочных отношений партнерства между НАТО и Россией. Российская сторона часто цитирует этот документ и, несмотря на то, что порой стороны истолковывают его по-разному, он содержит целый раздел, посвященный военным вопросам, которые должны способствовать установлению более тесных отношений. Сложности по достижению на практике согласия внутри самой НАТО тоже могут показаться обременительными. Однако государства - члены
НАТО выработали общие понимание и чувство солидарности, позволяющие Североатлантическому альянсу достичь консенсуса по ряду сложных и неоднозначных вопросов.
Таким образом, именно потому, что, несмотря на давление, Североатлантическому альянсу удалось сохранить сплоченность и оказать поддержку международному сообществу по основным вопросам обороны и безопасности, он смог добиться стольких успехов на протяжении последних пятидесяти лет. Самые важные решения всегда принимаются организацией как единым целым. Раздробленность организации и отсутствие консенсуса ослабили бы решимость отдельных государств пойти на военные действия, которые становятся более весомыми и убедительными при участии в них девятнадцати государств и позволяют демократическим государствам заявить в один голос о своей четкой и недвусмысленной позиции. Государствам, действующим на двусторонней основе, было бы сложнее наметить общие цели и реализовать решения путем конкретных действий. Однако стоит заметить, что НАТО не препятствует развитию двусторонних отношений между отдельными государствами-членами и Россией и что существует значительный ряд установленных на этой основе связей и соглашений.
Что можно выделить в качестве главной составляющей отношений между НАТО и Россией в будущем?
Я здесь высказываю видение, не являющееся исключительно моим личным, так как руководствуюсь основополагающим актом НАТО - Россия. Как бы то ни было, я считаю, что открытие на основе взаимности Военной миссии связи НАТО в Российской Федерации станет важнейшим шагом вперед. Основополагающим актом НАТО - Россия четко предусматривается создание такой миссии, и задача по расширению военного сотрудничества, стоящая перед нами, будет выполнена надлежащим образом только тогда, когда
НАТО сможет воспользоваться, как это уже сделала Россия в НАТО, возможностью для распространения информации и связи. В этом отношении мне хотелось бы отметить, что создание такой миссии положительно скажется на совместной работе, проводимой НАТО и Россией, так как миссия станет и каналом связи, и инструментом для осуществления деятельности военных представителей.
Я думаю, что в течение ближайших десяти лет отношения между НАТО и Россией в военной области будут расширяться и углубляться. При этом имею в виду, что Россия будет участвовать в большей мере в партнерстве с НАТО и что мы сумеем достичь большей степени доверия, открытости и сотрудничества со стороны каждого. Если же попытаться заглянуть в недалекое будущее, то можно различить еще две области, приобретающие все большее значение: более активное сотрудничество в области военной реформы, включая открытие центра переподготовки уволенных в запас военнослужащих, и дальнейшее развитие оперативной совместимости между НАТО и Россией, особенно при проведении операций по поддержанию мира, поиске и спасении, а также применительно к тыловому обеспечению и воздушным перевозкам.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker