на главную страницу

7 Июля 2001 года

История Отечества

Суббота

Куда приведут рельсы БАМа?

Юрий СПИРИДОНОВ.



Очередная, 27-я годовщина начала строительства БАМа, которая отмечается 8 июля, у кого-то вызовет ностальгию, а для кого-то станет поводом для оптимизма. Так уж сложилось, что угасший было интерес к одной из крупнейших магистралей страны, все больше возрождается, набирает силу. Просто это была стройка на века.

"Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче БАМ..." - эти слова из песни хорошо знакомы поколению 70-80-х годов. Они стали своеобразным гимном строителей магистрали, среди которых было немало людей в погонах: строителей, дорожников, автомобилистов, саперов, связистов... Ведущая роль, безусловно, отводилась Железнодорожным войскам, которым поручили строительство Восточного участка БАМа от станции Тында до Комсомольска-на-Амуре.
В истории строительства Байкало-Амурской магистрали у военных железнодорожников есть свои памятные даты... 5 февраля 1975 года рядовой Леонид Смирнов забил первый костыль в рельсовое звено бамовского пути. 30 июня 1979 года по 500 - километровому пути, построенному военными железнодорожниками, отправился первый поезд из Ургала в Комсомольск-на-Амуре. 28 апреля 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза В.П. Мирошниченко было уложено "золотое" звено, состоялась стыковка Восточного участка. В 1984 году за успешное выполнение задач железнодорожная бригада из Февральска была награждена вымпелом министра обороны СССР, а командиру бригады, ныне командующему Железнодорожными войсками России генерал-полковнику Григорию Когатько, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Не одно поколение военных железнодорожников прошло через БАМ. Среди тех, кто строил магистраль века, - нынешний начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Виталий Азаров, заместители командующего Железнодорожными войсками генерал-лейтенанты Виктор Якименко и Евгений Корнишин, начальник управления ФС ЖДВ генерал-майор Александр Рыбаков и многие другие.
Бесценен и опыт, приобретенный на БАМе. К примеру, передислоцированная в Ставропольский край бригада впоследствии успешно участвовала в контртеррористической операции в Чечне, строительстве линии Кизляр - Карлан-Юрт в Дагестане. Да и сегодня ее бойцы в Чечне разминируют и восстанавливают железнодорожные пути и мосты, сопровождают эшелоны.
Курс правительства на решительное преодоление кризиса, наращивание темпов производства вселяет надежду на скорое возвращение к освоению региона БАМа с его нетронутыми запасами угля, золота, полиметаллических руд, редкоземельных металлов, древесины. К примеру, известно, что в Хабаровском крае страшный дефицит угля. До 6 млн. тонн завозят его из других регионов. Между тем рядом, в районе станций Хурмули и Тунгала, есть колоссальные залежи "черного золота", которые можно разрабатывать открытым способом. Амурская область может получать свой уголь с Гаджинского месторождения. Достаточно только провести 100-километровый путь до Февральска. На Удоканском и Чинейском месторождениях - медь в россыпях. Да и район озера Байкал чрезвычайно богат своими природными ресурсами. В конце июня МПС начало строительство 320-километровой линии от разъезда Улак на Байкало-Амурской магистрали до Эльгинского месторождения коксующихся углей на юге Якутии. С его помощью можно будет наконец решить проблему энергетического кризиса на Дальнем Востоке. Запасы угля на Эльге специалисты оценивают в 2,5 миллиарда тонн. В Читинской области прокладывается железнодорожный путь к Чине, где уникальное месторождение железо-титано-ванадиевых руд. Ради таких вот проектов и строилась Байкало-Амурская магистраль. Именно отсюда будет черпать Россия силы для своего возрождения в нынешнем веке.
На снимке: укладку пути ведут военные железнодорожники.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker