на главную страницу

10 Июля 2001 года

Тема номера

Вторник

Наша служба - в горах, а сердце - в России

Александр БОГАТЫРЕВ, "Красная звезда".



Говорят, в уставе каждое слово написано кровью. В воинских формированиях, имеющих свое Боевое Знамя, есть еще одна книга, написанная столь же необычными "чернилами", - исторический формуляр. По-военному скупые строки о походах, боях, операциях, выдающихся событиях мирного времени таят в себе людские жизни и судьбы, мужество и героизм, пот и кровь... В полной мере это относится и к боевой летописи 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии.
Она берет начало в горячем 1943-м. Тогда для освобождения блокадного Ленинграда формировались соединения, способные воевать в лесисто-болотистой местности, захватывать плацдармы, обеспечивать уверенное продвижение войск Ленинградского фронта. В первых боях с 201-й стрелковой дивизией на Гатчинской земле враг потерял более 6.000 солдат и офицеров, 30 единиц бронетехники и полевых орудий, 3 самолета. Потом были победы соединения в сражениях за города Луга, Нарва, Рига, Валга, Кандава.
В 1980 году гатчинцы в составе Ограниченного контингента советских войск вошли в Афганистан. 4 мая 1985-го "за большие заслуги в вооруженной защите социалистической Родины, успехи в боевой и политической подготовке" мсд была награждена орденом Красного Знамени.
1993 год открывает новую главу в истории дивизии. Она выполняет задачи по обеспечению общественного порядка, охраны важнейших военных и государственных объектов в Республике Таджикистан, защищает южные рубежи СНГ на таджикско-афганской границе. мсд выставляет сторожевые заставы и засады, секреты и посты наблюдения. С 10 по 12 января 1993-го гатчинцы проводят операцию по освобождению из блокады 7.500 человек русскоязычного населения города Рогун, захваченного вооруженной оппозицией. Потом вызволяют сотню сотрудников геологической экспедиции в Комсомолабаде. Привычным делом становятся бои на границе...
Сегодня, спустя более 50 лет после рождения 201-й, служба в ней, как и прежде, связана с риском для жизни. Как и прежде, будни ее и задачи остаются боевыми...

"Подарки" от талибов

Врытые в раскаленный песок ротные тактические группы (РТГ) - передний край дивизии. На таджикско-афганской границе их семь. В Нижнепянджской РТГ 191-го мотострелкового полка броня летом нагревается не хуже электроплиты. Мясо, например, в такой жаре портится моментально. Поэтому основная пища - консервы и тушенка. Воду, хоть и очищает ее фильтровальная станция инженерно-саперной роты полка, пить можно далеко не всегда. А влаги в таком пекле каждому нужно по нескольку литров в день. Люди здесь научились выпаривать колючку, которой в этой местности предостаточно. Получается напиток не хуже компота из сухофруктов.
Но нельзя забывать, что инфекции в этих местах предостаточно. Самые распространенные болезни - гепатит, малярия, брюшной тиф. В подразделении достаточно заболеть троим - и ситуацию можно уже не удержать. Офицеры постоянно напоминают подчиненным о необходимости скрупулезного выполнения санитарно-гигиенических норм. А военные медики прививки делают всем каждые 3-4 месяца. И все же прибывающих в дивизию солдат-контрактников и молодых офицеров первые недели на границу не направляют: напряженное боевое дежурство в "курортных" местах "зеленым" гатчинцам может оказаться не по зубам.
В начале 90-х, когда в республике только закончилась гражданская война, нижнепянджская ротная тактическая группа обеспечивала эвакуацию боевиков-оппозиционеров из афганского порта Шерхан в Таджикистан. Сегодня в своей зоне ответственности РТГ выполняет задачу по эшелонированной поддержке Пянджского пограничного отряда. Главное -не допустить вооруженного прорыва границы, захвата пограничных застав.
С 1995-го активные боевые действия на этом участке границы не ведутся. Но покой российским военным только снится. От того места, где мы беседовали с солдатами РТГ, до талибов - полтора километра. И все понимают: на том берегу Пянджа нынешним летом будет жарко. Дело не только в особенностях климата. Бои между воинами Талибана и силами антиталибской коалиции идут уже у самой таджикско-афганской границы. Активно работает артиллерия, в том числе и реактивные системы залпового огня. До РТГ снаряды не долетают. Зато в полосе ответственности пограничников такие "подарки" периодически разрываются. И не всегда подобные "перелеты" случайны.
Сейчас, по мнению офицеров дивизии, говорить о серьезной угрозе со стороны талибов не приходится. Они решают свои внутренние задачи. Но относительным спокойствием на южных рубежах Таджикистан, несомненно, во многом обязан присутствию здесь российских РТГ. Что-что, а мотострелковые роты, усиленные танкистами и минометчиками, кого угодно заставят призадуматься. Да и система боевой подготовки здесь сильна, как ни в каком другом соединении Сухопутных войск. ГСМ и боеприпасов у гатчинцев не густо. Но на боевой учебе командиры все же стараются не экономить. А две трети личного состава мсд, несущего боевое дежурство в РТГ, участвовали в широкомасштабных учениях с применением авиации, артиллерии, воевали в других "горячих точках".
Полигонную базу дивизии тоже идеальной не назовешь. Но на общем фоне она достаточно сильна. Для полковых тактических учений здесь, пожалуй, тесновато. Зато ротные и батальонные с боевой стрельбой проходят регулярно. Словом, что-что, а воевать гатчинцы всегда умели, и им есть где этому учиться. В том числе, кстати, столь необходимому сегодня саперному делу.

"Собачья" служба

Работа сапера не была легкой нигде и никогда. Здесь, в Таджикистане, тем паче. Когда в республике закончилась гражданская война, задач у людей в погонах немного поубавилось. Но не у саперной роты инженерно-саперного батальона дивизии.
Среди прибывающих в роту солдат-контрактников, увы, маловато таких, которые бы раньше служили в инженерных войсках. Но с подготовкой, которую они получают здесь, многие потом успешно выполняют задачи в подобных подразделениях даже МВД, ФСБ и т.д.
- Помимо занятий интенсивной боевой учебой, - рассказывает командир роты капитан Сергей Блажко, - мы постоянно оказываем помощь республике: не проходит недели, чтобы не выезжали на разминирование или подрыв.
Перед встречами глав России и Таджикистана, саммитами, большими праздниками и прочими официальными и массовыми мероприятиями российские саперы обязательно проверяют помещения, парки и площади. В таджикской армии есть и собственные саперные подразделения, но в профессионализме им до наших пока далеко.
Самый боевой в саперной роте - взвод разведки и уничтожения боеприпасов. Сорок процентов от его численности - собаки. Без них не обходится практически ни один выезд.
- Мы берем их туда, где человек бессилен, - говорит заместитель командира взвода старший сержант Алексей Буцай. - Типичный случай - взрывное устройство в куче бытового мусора. Миноискатель "пищит" на каждую железяку. А четвероногий друг ищет по запаху...
В дивизии на боевую подготовку животных уходит не менее 4 часов в день. На дивизионном полигоне "Ляур", например, четвероногие саперы учатся работать в боевой обстановке, не отвлекаясь на взрывы и выстрелы. На счету у каждой собаки по нескольку тысяч обезвреженных взрывных устройств. А легендарная Альма, например, обнаружившая в свое время более 20 тысяч "подарков" войны, сегодня охраняет Посольство России в Таджикистане.

Стражи таджикского неба

...К ордену командира зенитного дивизиона - начальника ПВО мотострелкового полка подполковника Валерия Мащенко представляли девять раз. Да так и не наградили. От подобных испытаний любой мог опустить руки. Но только не Валерий Васильевич. Сейчас он - командир дивизиона, занимающего 1-е место среди частей мсд уже 8 лет подряд. Задачи подразделения весьма конкретны. Зенитчики прикрывают авиационную группу от воздушных и наземных ударов противника. А при обострении обстановки в республике - аэропорт Душанбе Южный.
Воевал дивизион дважды и оба раза в 1996 году, когда наша военная авиация оказывала помощь правительственным войскам республики в борьбе с бандой известного боевика оппозиции Ризвона. Нападения были успешно отражены дивизионом Мащенко. Причем в первый раз, когда бандиты выпустили по зенитчикам 5 ракет "Алазань", они открыли ответный огонь уже через три секунды. Военному человеку эта цифра скажет о многом.
Сейчас обстановка в воздушном пространстве Таджикистана сравнительно спокойна. Но расслабляться нельзя. Авиация предполагаемого противника базируется на территории Афганистана на трех направлениях: узбекско-туркменском, киргизском и таджикском (аэродромы Файзабад, Мазари-Шариф и Кундуз). Имеются и взлетные площадки для вертолетов. В общей сложности талибы располагают 365 летательными аппаратами. В основном это Ми-8, Ми-24, Ил-76, Су-22, МиГ-23.
Дивизион Мащенко "Шилками" и другой боевой техникой укомплектован неплохо. Но половина машин уже списана. Есть и такие, которые воевали еще в Афганистане. А надежд на поставку сюда новых офицеры подразделения не питают. Запчасти тоже почти не поставляются. Приходится поддерживать в боеготовом состоянии те, что есть. Но сила дивизиона прежде всего в людях. Личным составом он обеспечен на 100 процентов. Во многом это обусловлено тем, что контрактники сами стремятся сюда попасть. Многие остаются на второй и даже третий срок. Зачастую с женами.
Так, в 1-м зенитно-самоходном артиллерийском взводе "Шилок" почти в каждом экипаже по две офицерские жены: старший оператор и оператор. По целям бьют по-женски аккуратно и точно. Ниже, чем на отлично, обычно не стреляют.
- Командиры, конечно, делают для нас какую-то скидку, - говорит младший сержант Елена Баранова. - По возможности отпускают нас со службы пораньше и в наряды привлекают не часто. Но выходные выпадают все же не больше двух раз в месяц. А у мужа, старшего помощника начальника штаба полка майора Сергея Баранова, и того реже. Служба...
Противовоздушная оборона Таджикистана только становится на ноги. Не хватает техники, аппаратуры, обученных кадров. Поэтому фактически зенитчики 201-й обеспечивают в республике воздушную оборону страны. И, покуда таджикское небо будет в руках таких профессионалов, никакой недруг по воздуху здесь не пройдет.

Должна стать гвардейской!

Во время томительного ожидания посадки на самолет в накопителе аэродрома Чкаловский мне довелось услышать разговор молодых офицеров дивизии. Возвращаясь кто из отпуска, кто из командировок, старлеи и капитаны спорили о том, может ли родная дивизия получить наименование гвардейской. В том, что соединение заслуживает этой чести, не сомневался никто. А вот станет ли руководство страны и Вооруженных Сил заниматься таким вопросом, трое из четверых уверены не были.
В этом году наша армия будет праздновать 60-ю годовщину Смоленского сражения, в ходе которого и родилась советская гвардия. Всего за Великую Отечественную войну это наименование было присвоено четырем с половиной тысячам частей, кораблей, соединений и объединений. Гвардейские воинские формирования действовали на решающих направлениях: в наступлении - для прорыва обороны противника на направлении главного удара, в обороне - для решительных контрударов.
В ту войну 201-я не удостоилась этой чести. Но она и по сей день, в отличие от многих других гвардейских соединений, выполняет самые что ни на есть боевые задачи. И по сей день действует на решающем направлении, ибо южные рубежи - один из самых стратегически важных участков границы СНГ, а значит, и России. Потому, на наш взгляд, Гатчинская дважды Краснознаменная мотострелковая дивизия вполне заслужила честь стать первым российским гвардейским соединением.
Фото Ярослава РОЩУПКИНА, пресс-служба Министерства обороны РФ.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker