на главную страницу

11 Июля 2001 года

Россия и мир

Среда

Все тот же силовой подход

Что показали вооруженные конфликты и войны конца прошлого века

Академик Академии военных наук, доктор философских наук
генерал-майор Валерий ЧЕБАН.



В последние годы вооруженные конфликты в абсолютном большинстве своем происходят не между государствами, а внутри государств. Например, в 1995 году произошло около 30 вооруженных конфликтов в 25 регионах планеты, которые носили внутренний характер. Однако это вовсе не означает, что если вооруженные конфликты происходят в какой-то отдельно взятой стране, то они не влияют на содержание политических процессов в регионе и мире в целом. Так, например, югославский конфликт, переросший в гражданскую войну, повлиял на политику многих стран, поставил массу принципиально новых проблем перед мировым сообществом, в том числе и перед его реальными миротворческими способностями.
Говоря о воздействии вооруженных конфликтов на общество в целом, можно отметить, что в ходе их происходит отвлечение населения от решения созидательных проблем. Гибель людей, уничтожение материальных ценностей и огромные затраты на последующее восстановление тяжким бременем ложатся на экономику.
Силовой компонент начинает доминировать и в системе общественных отношений. Дело не только в том, что появляется привычка к решению спорных проблем при помощи насилия и за пределами вооруженных конфликтов, но и в том, что власти вынуждены вводить ограничения, которые существенно затрудняют общение, процедуру реализации провозглашенных прав человека. Под покровом "суровой необходимости" легко скрывается административный произвол и прочие бюрократические злоупотребления. Одновременно милитаризуется общественное сознание и общественные отношения. Люди начинают привыкать к смерти сограждан.
Наконец, появляются слои населения, которые приобретают навыки вооруженной борьбы и превращают их в своего рода промысел. Дети и подростки с оружием в руках, позирующие перед телекамерами, - это суровая реальность и показатель появления нового поколения, которое готово с оружием в руках отстаивать пока что неясные ему интересы.
Проблема эта не такая уж безобидная. Опубликованный в мае 1996 года в Женеве доклад Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) свидетельствует: подростки от 13 до 18 лет составляют до 45 процентов в воюющих группировках в Афганистане, до 40 процентов в повстанческих отрядах в Бирме. В Либерии среди взявших в руки оружие почти треть - дети. В Сальвадоре - каждый пятый. Это ли не резерв и не социальная база для терроризма, в том числе и международного?
В то же время вооруженные конфликты позволяют не только проверить крепость государства на военный "зуб", но и создать условия плавной подготовки других государств для использования военной силы в целях обеспечения своих "национальных интересов". Для вооруженной агрессии очень удобна территория государства, задыхающегося от экономических и социальных проблем, связанного по рукам и ногам вооруженными конфликтами. В этой связи горький опыт Югославии как никогда поучителен.
Кроме того, частое употребление военной силы для решения спорных проблем приводит к эрозии всего арсенала управления государством, делает его грубо примитивным. Смещение же функционирования вооруженных сил в область внутренней жизни государства может существенно повлиять на их способность квалифицированно подготовиться к отражению широкомасштабной агрессии извне.
В международном отношении вооруженные конфликты, с одной стороны, затрудняют вхождение государства в новую систему региональных и геополитических координат, так как зона риска, к которой относятся районы боевых действий, нарушает систему экономического, политического и культурного взаимодействия между народами.
С другой стороны, вооруженные конфликты позволяют произвести своеобразную "проверку боем" качества обороны государства и создать условия для плавной подготовки военной агрессии. Именно об этом красноречиво свидетельствует история современных вооруженных конфликтов. Они, как бывало не раз, способны, по логике развития пожара, из небольших костров превратиться в большую настоящую войну со всеми вытекающими последствиями.
Если попытаться выделить наиболее общие моменты в содержании, динамике и формах ведения войн и вооруженных конфликтов 80 - 90-х годов прошлого столетия (более подробно об этом можно прочитать в книге автора статьи "Геополитическое положение и военная политика России"), то отчетливо просматривается следующее.
ПЕРВОЕ. Известная формула Клаузевица о войне как "продолжении политики иными средствами" не подвергалась ревизии. Особенность заключалась в том, что политические и стратегические цели государств - участников военных конфликтов носили обычно ограниченный характер. Стороны, как правило, не стремились к полному разгрому и оккупации территории противника. Они пытались ограничиться нанесением ему определенного ущерба, достаточного для разрешения противоречий, приведших к конфликту.
ВТОРОЕ. В содержании практически всех военных конфликтов было стремление более сильных в военном отношении государств расширить или как минимум не допустить сужения сфер своего политического и экономического влияния.
ТРЕТЬЕ. Наметилась устойчивая тенденция в изменении подходов к вооруженным акциям. Их подготовка велась таким образом, что инициаторы нападения создавали такой значительный перевес сил и средств, что в сравнении с противником он выглядел чрезмерно завышенным. В результате исход был заранее предрешен количественным и качественным превосходством сил вторжения.
Кроме того, стремительное развертывание боевых действий и молниеносное завершение операций фактически работало на приращение политического капитала правительств и отдельных лидеров, организовавших акции. Так, М. Тэтчер приобрела авторитет сильного и решительного политика, особенно после конфликта на Фолклендах. Р. Рейган вырос в глазах американцев как "отец нации" после вторжения американских войск на Гренаду и в Панаму. Дж. Буш обрел авторитет политика мирового масштаба и смелого защитника "прав человека", способного не на словах, а на деле продемонстрировать решимость "наказать" агрессора Хусейна, после войны в Персидском заливе.
ЧЕТВЕРТОЕ. Основным способом развязывания войн и вооруженных конфликтов по-прежнему остается внезапное нападение одного государства на другое. Однако в 80-90-х годах способ развязывания войны внезапным нападением приобрел свою специфику. Так, объем мероприятий по стратегическому развертыванию в них был значительно меньшим, чем в преддверии "большой войны", что упрощало скрытие замысла действий. Наличие же новейших военно-технических средств и возросшая мобильность войск (сил) позволяли агрессору начинать войну практически без предварительной подготовки. Исключением стал военный конфликт в зоне Персидского залива.
Наряду с внезапным развязыванием военных действий имели место и факты их эскалации. В таких случаях войны обычно начинались по одному из следующих вариантов: столкновение враждующих политических группировок внутри одной страны (Ангола, Афганистан, Эфиопия, Йемен) с последующим прямым или косвенным участием других государств; территориальные споры или пограничные инциденты (Ирак и Иран, Эфиопия и Сомали); использование колониальных вооруженных сил (Франция в Новой Каледонии).
Особенностью проводимых военных операций стало стремление нападавшей стороны к быстрой локализации конфликта. Эта задача приобретала особое значение, поскольку эскалация конфликта в условиях наличия у многих стран значительных арсеналов современного вооружения ведет к резкому увеличению потерь. Ее решение достигалось массированным применением войск и сил флота в интересах достижения решительного успеха с началом военных действий.
Если же военная акция не имела успеха, и ее развитие представлялось проблематичным, то инициаторы быстро отрабатывали задний ход и делали все, чтобы мир забыл о ее проведении. Так, например, произошло после неудачной миротворческой акции США в Сомали. О ней сегодня не вспоминают. Особенно в Америке.
ПЯТОЕ. Практически любой вооруженной акции предшествуют основательная подготовка мирового общественного мнения, сколачивание союзников и нейтрализация противников. Создавалась соответствующая атмосфера вокруг мотивации применения военной силы. Дело обставлялось так, что инициатор нападения или вторжения представлялся на международном уровне и в глазах собственных граждан не как агрессор, а как "сильный и добрый миротворец", у которого тоже есть предел терпению. Американское правило "делать не только правильно, но делать так, чтобы тебя понимали правильно" легло в основу многих информационно-психологических операций по обработке общественного мнения. Так, накануне и в ходе военной агрессии против Югославии в 1999 году в США и странах альянса при помощи средств массовой информации и специальных политических акций была создана соответствующая поддержка для силового "наказания Милошевича".
Следует также выделить в этом плане войну в зоне Персидского залива. Ее важнейшим военно-политическим результатом является успешное использование США и их ближайшими союзниками многонациональной коалиции для защиты собственных интересов с привлечением (впервые после начала 50-х годов) к проводимой операции Организации Объединенных Наций. При этом им удалось добиться политического одобрения проводимой акции и от СССР, хотя активное участие стран НАТО в конфликте создало прецедент для расширения границ "зоны ответственности" Североатлантического союза.
ШЕСТОЕ. Для ведения войны государству-агрессору обычно хватало запасов вооружения, техники, материальных средств и личного состава по штатам мирного времени. Исключение составил региональный военный конфликт в зоне Персидского залива, где для создания необходимой группировки Многонациональных сил (МНС) потребовалось частично призвать личный состав из резерва, а также осуществить стратегический маневр силами и средствами.
В ходе войн и вооруженных конфликтов применялись как наступательные, так и оборонительные действия. Для наступления было характерно нанесение внезапных ударов (с суши, воздуха и моря), быстрое и надежное закрепление их результатов. Следует особо подчеркнуть, что встречные бои и сражения практически не велись. А в Югославии сухопутные операции в 1999 году силами альянса вообще не проводились.
При этом характер действий в обороне в основном зависел от степени превосходства в воздухе одной из сторон. При отсутствии у наступающих решающего преимущества в ВВС оборона, как правило, становилась достаточно упорной, активной и маневренной. И наоборот, она отличалась пассивностью в случаях господства авиации противника (например, оборона ВС Ирака в войне в зоне Персидского залива).
Стало устойчивой тенденцией, позволяющей говорить о некоторой закономерности хода операции, стремление блокировать войска противника, а не уничтожать их полностью. Это связано как с политической необходимостью подчеркнуть "ограниченность" конфликта, так и со стремлением избежать лишних потерь в основном со своей стороны.
Отчетливо просматривается тенденция широкого использования передовыми армиями мира в войсковых операциях элитных войск (воздушно-десантных, воздушно-штурмовых, морской пехоты, сил специальных операций, частей и подразделений специального назначения и т.п.). Это связано с их высоким уровнем боевой подготовки и, как правило, наличием определенного боевого опыта. Косвенно это также показывает, что другие войска уступают им по своим боевым качествам при действиях в специфических условиях.
Кроме того, большинство общевойсковых дивизий и отдельных бригад в силу своей громоздкости и ориентированности на широкий размах боевых действий недостаточно приспособлены к ведению боевых действий в вооруженных конфликтах и локальных войнах низкой интенсивности.
Наибольший интерес, с точки зрения практического использования уроков и выводов, имеет война в зоне Персидского залива.
Наибольший вклад в достижение победы в ней внесли автоматизированные средства и системы "информационных технологий", способные оперативно собирать, обрабатывать, корректировать, распределять и быстро передавать информацию, а также вырабатывать варианты решений по сложившейся обстановке. При этом приоритеты по роли оружия в достижении победы выстроились следующим образом: средства и системы "информационных технологий"; средства точного наведения; средства и системы, предназначенные для подавления ПВО; системы и средства разведки и управления войсками (силами) и оружием.
По мнению западных военных специалистов, в операциях войн любого масштаба и интенсивности целесообразно создавать единую боевую суперсистему, включающую подсистемы разведки, управления, поражения, радио-
электронного подавления, психологического, боевого, материального и технического обеспечения.
Среди комплекса уязвимых мест в организации взаимодействия можно выделить немало моментов, однако для иллюстрации сложности управления многонациональными силами следует привести такой факт. Так, необходимость доведения задач до каждого исполнителя многонациональных сил организации взаимодействия порождала обилие текстовых и графических документов. По меткому выражению одного из штабистов МНС, для следующей войны понадобится боеприпас с головкой самонаведения на бумаги.
В целом, война в Персидском заливе подтвердила решающую роль качества современного оружия, и то, что военно-техническое отставание невозможно компенсировать за счет количественного превосходства устаревших образцов вооружения даже при наличии боевого опыта у личного состава.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker