на главную страницу

12 Июля 2001 года

Армия и общество

Четверг

Аудит для "оборонки"

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Очевидно, что в нынешних экономических реалиях институт аудита для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России не только необходим, без него просто невозможно формирование объективной информационной базы для принятия управленческих решений по состоянию и развитию экономических субъектов отрасли. Его работа во взаимодействии с государственными институтами может и должна быть направлена на стабилизацию финансового положения экономических субъектов "оборонки". На вопросы "Красной звезды" отвечает генеральный директор закрытого акционерного общества "Военаудит", генерал-полковник запаса Виктор Баженов.

- Виктор Иванович, как вы оцените общее состояние института аудита оборонно-промышленного комплекса России?
- Отечественный аудит как вид независимой аудиторской деятельности появился в нашей стране в период 80-90-х годов. К настоящему времени в России уже сформировался рынок аудиторских фирм. По данным Министерства финансов Российской Федерации на 1 января 2001 года, число действующих лицензий, выданных аудиторским организациям и индивидуальным предпринимателям, составило почти 7,5 тысячи. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 года
№ 81 Министерством имущественных отношений совместно с Министерством финансов РФ в апреле - мае 2001 года проведен конкурс аудиторских организаций по отбору уполномоченных аудиторских организаций для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности федеральных государственных унитарных предприятий за 2000 год. По его результатам в перечень уполномоченных включены 393 аудиторские организации, в том числе 168, имеющие лицензию Федеральной службы безопасности РФ.
Таким образом, практически все предприятия оборонного комплекса независимо от формы собственности с 1999 года охвачены аудитом независимыми аудиторскими компаниями. Другими словами, правительство начиная с 1999 года приняло решение производить независимую оценку всей государственной собственности, переданной в соответствии с законодательством промышленности, включая промышленность ОПК, и использования федерального бюджета по назначению.
Оборонно-промышленный комплекс включает в себя около 500 государственных унитарных предприятий и около 1.500 предприятий смешанной и частной форм собственности. Массовое его акционирование началось в первой половине 90-х годов. За это время институт аудита в "оборонке", к сожалению, не стал потребностью большинства предприятий независимо от вида их деятельности: научной, научно-производственной или производственной.
- Почему так получилось?
- Дело в том, что многие предприятия ОПК на протяжении последних 5-7 лет в основном занимаются не развитием своей научной или производственной деятельности, а ведут борьбу за выживание. Становление ОПК России после распада СССР сопровождалось тяжелыми для экономики страны процессами: развалом единого военно-промышленного комплекса Советского Союза, глубокой конверсией военного производства, резким сокращением расходов на оборону, проведением в России приватизации, существенной потерей научно-технического и технологического потенциалов.
Эти процессы поставили перед многими предприятиями "оборонки" вопрос: что делать? Как выйти из этого сложного положения? Ответов на эти вопросы значительное число предприятий комплекса найти не может.
Поэтому они не видят перспективы своего устойчивого развития и, как следствие, не проявляют интереса к аудиту. Отдельные предприятия отрасли даже стараются использовать эту ситуацию, как бы встраиваясь в нее, показывая, что в современных условиях выгоднее выглядеть убыточным предприятием, чем преуспевающим.
Еще одна причина заключается в том, что институт аудита часто сталкивается с невысоким уровнем бухгалтерских и экономических служб предприятий, знания и опыт которых не всегда соответствуют, а порой и не соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню развития бухгалтерского учета. Поэтому руководители отдельных предприятий не заинтересованы в распространении информации о невысоком уровне или несоответствии бухгалтерского учета на их предприятиях нормативным актам.
Между тем положение предприятий по уровню соответствия бухгалтерских и экономических служб законодательным (нормативным) актам в 2001 году становится еще более сложным, учитывая внедрение с 1 января 2001 года пакета нормативных актов по новому плану счетов и второй части Налогового кодекса Российской Федерации.
Не способствует развитию аудита в "оборонке" и слабая заинтересованность собственников, акционеров, инвесторов, кредиторов и потребителей товара в информации об экономическом субъекте для использования ее для принятия решений. Класс реальных собственников еще не сформировался, акционеров интересуют, к сожалению, пока только конкретные дивиденды; инвесторов в оборонную промышленность за 5 - 7 лет удалось привлечь очень немного; кредиторская система поддержки предприятий ОПК зависит от устойчивости банковской системы государства, которую постоянно лихорадит.
Конечно, наибольший интерес к информации об экономических субъектах на данном этапе развития российской промышленности, и прежде всего оборонного комплекса, должен проявляться государственными институтами - Министерством имущественных отношений, Министерством финансов, Министерством экономического развития и торговли, Российскими оборонными агентствами, генеральными заказчиками.
Аккумулирование и системный анализ этой информации могут дать довольно точный ответ о финансово-экономическом состоянии оборонно-промышленного комплекса страны, возможностях его развития и целевом использовании бюджетных средств, поступающих в ОПК на создание и производство вооружения и военной техники.
- Что делается для укрепления и регулирования аудиторского рынка России?
- Серьезный шаг в этом направлении сделан Министерством финансов РФ совместно с Государственной Думой. Завершена работа экспертного совета по финансовому контролю, аудиторской деятельности, бухгалтерскому учету и взаимодействию со Счетной палатой при комитете ГД по бюджету и налогам над поправками к законопроекту "Об аудиторской деятельности", внесенными в процессе его подготовки ко второму чтению.
Будем надеяться на оперативность работы Государственной Думы по завершению работы над законом, так необходимым аудиторскому рынку. Его принятие позволит сформировать рынок аудиторских услуг, отвечающих требованиям прежде всего государства, заказчиков вооружения и военной техники, определить механизмы контроля качества аудиторских услуг и ответственности за их проведение, обеспечить сотрудничество профессиональных аудиторов и аудиторских компаний с органами государственной власти.
- Виктор Иванович, что должно подтолкнуть руководителей оборонных агентств, НИИ, КБ, заводов к должному использованию аудиторских услуг в своей деятельности?
- Работа на рынке аудиторских и консалтинговых услуг показывает, что становление рыночной экономики в России, особенно в последние годы, сопровождается массовыми изменениями в бухгалтерском и налоговом законодательстве, в нормативных актах федеральных и местных органов исполнительной власти. Эти новшества вносят в работу экономических, плановых и бухгалтерских служб предприятий ОПК новое содержание, направленное на повышение качества финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций), требований по целевому использованию средств государственного бюджета, ускорению процесса перехода промышленности на рыночные отношения и международные стандарты.
Все это убедительно демонстрирует повышение роли аудита и консалтинговых услуг на рынке ОПК. Непростые условия хозяйствования, огромный объем постоянно изменяющихся нормативных актов, усложнение правового лабиринта из-за возникающих противоречий между нормативными актами органов исполнительной власти, с одной стороны, и действующим законодательством, с другой стороны, порождают большое количество неточностей и ошибок в правовой и финансовой деятельности предприятий.
Из этого формируется незащищенное поле противоречий и ошибок, составляющее около 7 - 10 процентов общего поля нормативных актов, которые служат базовой основой для принятия неправомерных решений. Многие предприятия, не владея системным подходом определения этих противоречий и ошибок, методами их устранения, попадают в кризис финансовых и налоговых отношений, из которого самостоятельно выбраться уже не могут.
Помочь преодолеть эту сложную ситуацию могут специализированные организации, компании по оказанию аудиторских и консалтинговых услуг, сосредоточившие в себе мощный интеллектуальный потенциал специалистов-профессионалов - юристов, экономистов, финансистов, бухгалтеров, аудиторов, системных аналитиков, всю необходимую законодательную, нормативную, методическую, программно-ситуационную базу вариантов разрешения практически любых конфликтных с законом ситуаций.
- Могут ли предприятия ОПК самостоятельно освоить новое законодательство, связанные с ним нормативные акты на всех уровнях исполнения и внедрить их в свою практическую деятельность?
-Конечно, могут. Но при этом возникает один вопрос - сколько это будет стоить? Предварительный анализ и опыт проведения аудита в 1999 и 2000 годах показывает, что без привлечения профессиональных аудиторов расходы предприятий на освоение всего комплекса внедряемой базы законодательных актов, финансовые потери за счет переплаты предприятиями значительных сумм налогов по неправомерным решениям, вызванным внедрением большого объема законодательных и нормативных актов, неправильный или ошибочный выбор основных направлений правовой и финансовой деятельности, недостаточный уровень внутреннего правового, финансового и системного контроля могут увеличиться в несколько раз.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker