на главную страницу

17 Июля 2001 года

Армия сегодня

Вторник

Крылья над морем

На вопросы "Красной звезды" отвечает командующий морской авиацией ВМФ генерал-лейтенант Иван Федин

Владимир ГУНДАРОВ.



85 лет назад, 17 июля 1916 года, четыре гидросамолета М-9 авианосного судна "Орлица" Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами. Он закончился победой российских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два - обратились в бегство. Первая победа морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем стала точкой отсчета в истории морской авиации Российского Военно-Морского Флота и теперь празднуется как день ее рождения.


Визитная карточка

Генерал-лейтенант Федин Иван Дмитриевич родился 2 февраля 1947 года в деревне Вава Ельнинского района Смоленской области. В Вооруженных Силах с 1964 года. Окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-морскую академию и Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Командовал частями и соединениями морской ракетоносной и штурмовой авиации, возглавлял ВВС Черноморского флота. В 1995 г. назначен начальником штаба авиации ВМФ РФ, с 2000 г. - командующий морской авиацией Военно-Морского Флота РФ. Военный летчик-снайпер.
- Иван Дмитриевич, известно, что у авиации флотские корни. А у морской - и подавно... Поэтому давайте начнем с истории...
- А она, кстати, свидетельствует, что именно моряки первыми увидели в появлении летательных аппаратов средство для расширения возможностей флота. Не случайно в России процесс движения летательных аппаратов называется воздухоплаванием, авиация - воздушным флотом, небо - пятым океаном, а тяжелые самолеты - кораблями.
Гидроавиация в России стала развиваться с 1911 года. Сначала гидросамолеты закупали за границей, но вскоре русские авиаконструкторы Лебедев и Григорович создали несколько типов летающих лодок. В первые месяцы начавшейся мировой войны опыт ее применения показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Они стали применяться для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов военно-морских баз и портов, кораблей и судов в море и даже для уничтожения самолетов противника в воздухе. В июле 1917 года в России было создано Управление морской авиации и воздухоплавания. Военно-Морской Флот в своем составе имел две воздушные дивизии: на Балтике и на Черном море.
После 1917 года на Балтике была сформирована воздушная бригада особого назначения. Позже отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий. Всего на фронтах гражданской войны сражались 19 морских авиационных отрядов.
- Мы привыкли к версии о том, что война началась внезапно. По крайней мере, авиация, не успевшая подняться в воздух, была уничтожена в первый день войны на своих аэродромах в приграничных округах. А где встретили войну морские летчики?
- Рано утром 22 июня черноморская эскадрилья истребителей под командованием капитана Коробицына на подступах к Измаилу встретила 12 вражеских бомбардировщиков. Наши летчики смело врезались в боевой порядок противника и сбили 5 самолетов. Так был открыт боевой счет летчиков Черноморского флота. 23 июня на Балтике счет сбитым самолетам врага открыл заместитель командира авиаполка капитан Антоненко. На Северном флоте - Борис Феоктистович Сафонов, впоследствии первый в нашей стране в годы Великой Отечественной войны летчик, удостоенный звания Героя Советского Союза дважды. Он воевал всего 11 месяцев. Погиб в бою с полусотней вражеских бомбардировщиков и торпедоносцев, прикрытых двумя десятками истребителей. Это был 224-й боевой вылет Сафонова, в котором он довел счет сбитым самолетам до 22. В групповых боях он уничтожил еще три самолета. К тому времени такого боевого счета не было ни у одного летчика в нашей стране.
А вообще за годы Великой Отечественной войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами - две трети общих потерь врага от воздействия сил Военно-Морского Флота.
- Как развивалась морская авиация после войны?
- В пятидесятые годы появились комплексы для решения задач поиска и поражения подводных целей, что создало условия для формирования частей противолодочной авиации, а в начале шестидесятых организационно оформились новые рода морской авиации: морская ракетоносная и противолодочная.
Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации. На Северный и Тихоокеанский флоты поступили самолеты-разведчики дальнего действия с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию флота. На Черном море и Балтике освоили сверхзвуковые самолеты-разведчики Ту-22р. Это позволило в семидесятые годы выйти в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за морскими силами вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам.
Боевые возможности значительно возросли с вступлением в состав Военно-Морского Флота противолодочных вертолетоносцев "Москва" и "Ленинград". Родился новый род сил - корабельная авиация.
Принципиально новое направление обозначилось с появлением корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки и постройкой авианесущих крейсеров "Киев", "Минск" и "Новороссийск".
И, наконец, действительно эпохальным событием стало появление палубной истребительной авиации, предназначенной для воздушного прикрытия группировок боевых кораблей в море. Вошел в строй Военно-Морского Флота первый в нашей стране авианосец "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", способный решать эти задачи применением истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки Су-33.
Первыми освоили полеты и боевое применение корабельных истребителей с палубы авианосца Тимур Апакидзе, Ярослав Чибир, Иван Бохонко, Игорь Кожин, Виктор Дубовой, Константин Кочкарев, Геннадий Рыжов, Павел Подгузов, Андрей Абрамов и Евгений Кузнецов.
За заслуги в создании самолета Су-33 его главный конструктор Константин Марбашев удостоен Государственной премии. За мужество, проявленное при освоении полетов с палубы крейсера "Кузнецов", пять летчиков ВВС Северного флота - генерал-майор Апакидзе, полковники Бохонко, Кожин и Кретов и подполковник Дубовой удостоены звания Героя Российской Федерации. Многие летчики, инженеры, техники и офицеры обеспечивающих служб награждены орденами и медалями.
- Иван Дмитриевич, чем сегодня живут морские летчики?
- Сегодня Северный флот располагает боеспособными летчиками палубных истребителей и экипажами корабельных вертолетов, готовыми выйти на боевую службу и выполнить задачи по боевому предназначению.
Несмотря на трудности экономического характера, удалось сохранить все рода авиации и обеспечить поддержание боеспособности и боеготовности ее ядра. Мы рассчитываем на перспективу корабельной авиации, ибо без нее современный флот немыслим. Имеются планы и по совершенствованию противолодочной, морской ракетоносной, штурмовой и разведывательной авиации.
- Недавно морские летчики участвовали в учении на Балтийском флоте. Расскажите об этом подробнее.
- Действительно, 11 июля на Балтийском флоте завершилось учение под руководством начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерала армии Анатолия Квашнина. Авиация флота вела разведку, осуществляла бомбометание и штурмовые удары, были проведены воздушные бои. Высокую боевую выучку показали авиаторы частей, которыми командуют полковники Валерий Зорин, Виктор Шакуров, Сергей Зобин. А в целом начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ оценил действия морской авиации Балтийского флота самым высшим баллом. Такой результат особенно радует, потому что он достался напряженным трудом в тисках острого дефицита горюче-смазочных материалов, и как следствие - в отсутствии нормальных условий для полноценной летной подготовки.
- В канун праздника что бы вы хотели пожелать своим боевым товарищам?
- Сегодняшнее поколение морских летчиков глубоко признательно и благодарно ветеранам за их неоценимый вклад в становление и развитие авиации флотов, в завоевание Великой Победы, за верность морской авиации, поддержание и пропаганду ее лучших традиций. Моя особая благодарность - Герою Советского Союза генерал-полковнику авиации Кузнецову Георгию Андреевичу, генерал-полковникам Потапову Виктору Павловичу и Дейнеке Владимиру Григорьевичу, всем ветеранам и личному составу, сохранившим выдержку и глубокую веру в лучшее будущее морской авиации России.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker