на главную страницу

17 Июля 2001 года

Армия сегодня

Вторник

Взлет - с палубы, удар - с воздуха

Анатолий ДОКУЧАЕВ,"Красная звезда".



Их не пугали волны Черного моря, которые были у них постоянно под крылом. Теперь предстояло впервые в истории Отечества освоить палубу боевого корабля и положить начало рождению полновесной корабельной авиации в России. Календарь показывал осень 1989-го. Было еще два года до потрясений, которые отбросят обороноспособность страны на десятилетия. Оценивая свершенное тогда в нашей морской авиации, понимаешь, каких вершин Отечество достигло в прошлом. Все, о чем читатель узнает из очерка, сегодня представляется немыслимым. В один и тот же день держава, не считающая себя морской, сажает на палубу тяжелого авианесущего крейсера сразу два (!) суперсовременных корабельных (палубных) самолета - Су-27К и МиГ-29К. Один за другим. А чуть позже посадку совершает корабельная спарка Су-25УТГ. Такого не было в мировой истории. Перед этим блекнут даже достижения морских держав - Великобритании и Соединенных Штатов.

И ВСЕ ЖЕ по большому счету палубной авиации в нашем Отечестве не везло, как не везло авианесущим кораблям. Да, в годы первой мировой в русском флоте появляются пять авиаматок, которые могли поднимать на палубу, размещать и спускать вновь на воду гидросамолеты. Читатель наверняка слышал о гидрокрейсерах Черноморского флота "Император Николай I", "Император Александр I", гидроавиатранспорте Балтийского флота "Орлица", принимавших активное участие в боевых действиях, обеспечивая решение задач воздушной разведки, а иногда и нанесения бомбоштурмовых ударов. Но то были наспех переоборудованные пароходы и крейсер "Алмаз". До развития авианосного флота в России дело не дошло. Вначале тому помешала революция. В двадцатые годы (именно тогда первыми полноценными авианосцами обзавелись Англия, США, Япония, Франция) не было средств на столь масштабные проекты.
Вторая мировая дала российским военным морским специалистам много козырей для начала строительства авианосного флота. Принимается серьезная кораблестроительная программа. Она предусматривает строительство авианосцев. КБ А.С. Яковлева и А.Н.Туполева получают задания на разработку палубных истребителей и бомбардировщиков. Первым рождается штурмовик Ту-91, оснащенный турбовинтовым двигателем. Однако он встает на крыло после смерти Иосифа Сталина, когда программа "большого флота" начала сворачиваться. Никита Хрущев, как известно, не жаловал авиацию и флот. А потому первые шаги по созданию авианосных кораблей и палубной авиации делаются только в 60-х годах. Подчеркну, СССР приступает к реализации своих программ в то время, когда другие державы имеют в своем активе более чем 40-летний опыт строительства авианосного флота, но уже к рубежу 90-х добивается выдающегося результата.
Штурм первого рубежа - создание самолетов короткого и вертикального взлета и посадки - вели КБ А.И. Микояна, П.О. Сухого и А.С. Яковлева. Коллектив последнего добивается наивысшего успеха, построив прототип серийного боевого самолета. Экспериментальный Як-36 становится первым советским самолетом вертикального взлета и посадки. Он строится в 1963-м, весной того же года начинаются его испытания. Первый полет 27 июля 1964 года на Як-36 выполняет ведущий летчик-испытатель ОКБ капитан Валентин Мухин - совершает полет по самолетному профилю. 27 сентября 1964-го он осуществляет первое свободное висение, а в феврале 1966-го - вертикальный взлет, переход к горизонтальному полету, полет по кругу и посадку по-самолетному. Триумфальным же стало 24 марта - в тот день состоялся первый полет по полному профилю.
Изучение на Як-36 сложных явлений обтекания СВВП вблизи земли, взаимодействия аэродинамических и газодинамических систем управления, поворота вектора тяги и других дало возможность создать одноместный корабельный штурмовик КВ/ВВП Як-38.
Первый полет по полному профилю Як-38 совершил 25 февраля 1972-го. Вертикальный взлет, разгон, торможение, вертикальная посадка - все это мастерски провел летчик - испытатель ОКБ Михаил Дексбах. В том же году Як-38 впервые в российской авиационной истории производит посадку на боевой корабль - авианесущий крейсер "Москва" и становится первым российским палубным (корабельным) боевым самолетом и первым в мире палубным самолетом К/ВВП, опередившим на несколько лет хорошо известный на Западе британский "Си Харриер" - палубный вариант "Харриера".
Як-38 и Як-38У (двухместный учебный вариант) принимает тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Киев", вошедший в строй ВМФ СССР в мае 1975 года. 18 мая на его палубу с интервалом пять минут садятся два Як-38, пилотируемые летчиком-испытателем ЛИИ МАП О. Кононенко и летчиком-испытателем НИИ ВВС полковником
В. Хомяковым. Начинается этап государственных испытаний, продолжавшийся до 24 октября 1975 года. 16 июля 1976 года "Киев" выходит в первый дальний переход из Севастополя в Североморск. В Средиземном море и над Атлантикой строевые летчики проводят первые плановые полеты, налетав в общей сложности 22 часа. В августе 1977-го Як-38 официально принимается на вооружение авиации ВМФ СССР. Самолеты начинают базироваться также на тяжелых авианесущих крейсерах "Минск", "Новороссийск", "Баку".
"Реактивный первенец вертикального взлета и посадки открыл новый этап в развитии воздушного флота", - отмечал позже А.С. Яковлев. Многочисленные полеты этих самолетов с борта крейсеров доказали хорошие их взлетно-тактические свойства, высокую боевую живучесть и несли свою службу до вывода советских авианесущих кораблей первого поколения из состава ВМФ.
Комбинированная силовая установка Як-38, состоящая из одного подъемно-маршевого двигателя и двух подъемных двигателей, оказалась подходящей и для сверхзвуковых скоростей полета без принципиальных изменений аэродинамической схемы самолета, которая и использована при создании первого и единственного в мире сверхзвукового многоцелевого боевого самолета короткого и вертикального взлета и посадки Як-141. Первый полет (по самолетному профилю) совершает 9 марта 1987 года ведущий летчик-испытатель ОКБ Андрей Синицын. 13 июня 1990 года он выполнил первый полет по полному профилю. Главное предназначение Як-141 - перехват воздушных целей, ведение ближнего маневренного боя и нанесение ударов по наземным и надводным объектам.
В апреле 1991-го, демонстрируя возможности нового многоцелевого боевого самолета, летчик-испытатель ОКБ Андрей Синицын устанавливает на Як-141 двенадцать мировых рекордов скороподъемности, подъему наибольшего груза и подъему с грузом 1 и 2 тонны на максимальную высоту при вертикальном взлете и посадке. В сентябре - октябре 1991-го Андрей Синицын проводит полеты Як-141 с палубы тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" в Североморске (первая посадка выполнена 12 сентября). Эти полеты доказали возможность применения Як-141 на кораблях класса "Киев" взамен Як-38М, его базирование предусматривалось на ТАВКР "Баку". В 1992-м Як-141 был продемонстрирован на международной авиационной выставке в Фарнборо (Англия), где оценен как выдающееся достижение, на 10-15 лет опережающее разработки США и Великобритании. Однако пересмотр военных программ России и резкое сокращение финансирования приводят к замораживанию работ по этой перспективной машине. Специалисты считают: имей сегодня ВМФ России на вооружении с десяток сверхзвуковых Як-141, англичане не чувствовали бы себя на мировом рынке так уверенно.
СЕМИДЕСЯТЫЕ годы. Руководство ВМФ после долгих колебаний и пересмотра шагов приходит к выводу о необходимости строительства нового поколения авианесущих кораблей и создания полноценных палубных самолетов.
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" (тогда еще "Тбилиси") не достиг 100-процентной сдаточной готовности, когда экипаж в октябре 1989-го получил задачу покинуть завод и выйти в море. Для обеспечения летно-конструкторских испытаний. 21 октября ТАВКР снялся с якоря и вскоре прибыл в главную базу Черноморского флота, а 28 октября крейсер уже готовился принимать самолеты.
Виктор Пугачев на Су-27К и Токтар Аубакиров на МиГ-29К сначала совершают пролеты над палубой, постепенно уменьшая высоту. Еще несколько полетов -и они уже заходят по сигналам "Луны" (оптической системы посадки) на посадку без зацепления с последующим отрывом с угловой палубы.
1 ноября 1989-го. Виктор Пугачев совершает первую посадку на корабль. Су-27К зацепляет тормозной гак за второй трос и, пробежав по палубе около 90 метров, останавливается. Летчика поздравляют сослуживцы, конструкторы, адмиралы, специалисты, обеспечивавшие испытания. Бегут минуты, и вскоре такую же точную посадку совершает Токтар Аубакиров. Затем на ТАВКР садится учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ.
Отмечу, что Су-27К и
МиГ-29К разрабатывались на конкурсной основе. Партнеры-конкуренты шли, что называется, локоть к локтю. Если первая посадка на палубу корабля связана с фирмой "Сухого", то первый взлет - с ОКБ А.И.Микояна. Токтар Аубакиров взлетел с "Тбилиси" 1 ноября 1989-го - в день исторической посадки Пугачева. До 1991 года было построено два опытных МиГ-29К, но в 1993-м финансирование программы прекратилось. На вооружение ВМФ России поступил только Су-27К (государственные испытания которого завершились в 1994-м) под обозначением Су-33. Теперь эту машину знает весь авиационный мир.
Су-33 - первый серийный в истории отечественного флота полноценный палубный истребитель. Специалисты отмечают, что на сегодня он является и лучшим в мире палубным истребителем. Более того, останется таковым и в обозримом будущем - конкурентов не видно. Маловероятно, что американский перспективный JSF, какую бы ему рекламу сегодня ни делали, превзойдет Су-33 по комплексу летных характеристик и боевой эффективности.
Сегодня летчики полка морской авиации, имеющего на вооружении истребители Су-33 и приписанного к крейсеру "Адмирал Кузнецов", чтят имена военных летчиков-испытателей полковников В.Кондаурова, Ю.Семкина, В.Россошанского, летчиков лидерной группы авиации Северного флота офицеров Т.Апакидзе, К.Кочкарева, Г.Рыжова, И.Кожина и других, кто первым вслед за летчиками-испытателями ОКБ П.О.Сухого освоил полеты на первом отечественном корабельном самолете. Чтят первопроходцев, кто первым, молнией уходя с палубы в Пятый океан, осваивал формулу: "Взлет - с палубы, удар - с воздуха" . Нынешнему поколению ее развивать дальше, ведь Су-33 - истребитель ХХI века.
У него может появиться и собрат. Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" вернулась к программе создания палубного многофункционального истребителя. На сегодняшний день разработаны две модификации: МиГ-29К и МиГ-239КУБ (учебный двухместный самолет для подготовки и тренировки летчиков военно-морской авиации). Неисключено, что эти машины в скором времени будут востребованы отечественным флотом, где возобновляется программа строительства авианесущих кораблей среднего тоннажа. В них заинтересованы и такие морские державы, как Индия и Китай.
Словом, перспективы есть и у этого самолета. И, может быть, мы будем свидетелями, когда на палубу отечественного корабля будут садиться два разных по классу отечественных самолета. Как в ноябре 1989-го.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker